RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Киргизы, как вам живётся в России?

05.02.2008 18:02

У каждого народа бывают периоды расцвета и падений, радости и горя. Развал СССР вызвал множество разнообразных процессов, и кто-то ими наслаждается, другие – плачут. Почему большая часть мужчин, рождённых в Киргизии, живёт ныне вдали от дома в далёкой России, что они ищут там и вернутся ли на Родину? Значит для них что-то Ислам?

Эти вопросы наш корреспондент задал руководителю одной из организаций киргизской диаспоры в Москве Джамиляхон Абжашовне Бегиевой, которая пригласила его на межлис в кафе «У Тимура», где только что вернувшийся из Хаджа Мирзараим Базарбаев угощал своих соотечественников и дарил им подарки из Мекки.

— Джамиля-ханум, что это за человек, который нас приветствует после своего паломничества к святыням Ислама, и насколько его судьба типична для киргизов, обитающих ныне в Москве?

— Это добрый и близкий друг нашей семьи. Он окончил Сельхозакадемию имени Тимирязева. Занялся частным предпринимательством, не так давно приобрёл  квартиру в престижном районе Москвы. Имеет троих детей, занимается благотворительностью. Совершил Хадж и вот сейчас угощает нас в знак исламского братства.

К сожалению, его пример не является показательным. Большинству наших соотечественников, вынужденных в постсоветское время покинуть свою землю, живётся довольно трудно.  На сегодняшний день, из 5 миллионного населения Киргизии только в Россию, по разным данным, выехало на заработки 600 тысяч человек.

Сначала от нас выехало  большинство русского и русскоязычного населения, как правило, образованные и высокообразованные специалисты, учители, инженеры, учёные. Вслед за ними стали уезжать киргизы с образованием, те же педагоги. Нехватка педагогов в образовании уже ощущается.

— Но ведь считается, что идут позитивные процессы национального и религиозного возрождения – разве это не радует?

—  Связь с мировой культурой через посредничество русской и татарской культур была всегда для киргизов только полезной. А возрождение религии – вопрос очень неоднозначный. Вот уже открылось, как кажется, более 6000 мечетей, а кто же в них может что-то грамотно преподнести?

В Киргизию устремились проповедники со всех концов земли: это и Таблиг, и ваххабиты, и Хизб ут-Тахрир (все говорят, что только они истинные мусульмане!), и иеговисты, и муниты, разные течения протестантов…

Разве можно всё в сумме назвать «религиозным возрождением», если при этом из страны уезжают парни 18-35 лет, семей киргизских не создают? В последнее время стали всё чаще уезжать и девушки — то есть, нас покидает именно часть населения репродуктивного возраста.

Более того, многие стремятся получить в России гражданство, забывают язык. У девушек, как правило, нет медицинских полисов, надёжной защиты и поддержки, живут в жалких условиях, многие болеют – тут ведь всё иное, и климат, и обстановка, и отношения между людьми.

—  Вы возглавляете общество, призванное помочь соотечественникам в новых российских условиях. Что это и как Вы сами попали в Москву? Кто Вас уполномочил заниматься этими делами?

— Я поступила в аспирантуру МГУ в 1981 году. С тех пор осталась в Москве. Ещё в советские годы мои земляки обращались ко мне за помощью. С тех пор и повелось. 

Увеличение  числа наших соотечественников, и проблем, с которыми они постоянно сталкиваются, привело к созданию общественной организации  «Ала-Тоо», что в переводе означает «Пёстрые горы» и напоминает нам о знаменитом горном массиве на Родине. Только в Правлении у нас 50 человек, а за каждым – цепочка людей, с которыми они работают.

На первом месте, естественно – правовая помощь и защита, контакт с Миграционной службой России. Хвала Аллаху, благодаря продуманной политике правительства России, с недавних пор упростилась система легализации мигрантов. А то ведь до 15 января 2007 года при устройстве на работу нужно было представлять 13 документов от работодателя, да ещё 7 документов от самого рабочего! Поскольку всё это невозможно было собрать, люди жили и работали без документов — вот их по закону и депортировали. Люди вынуждены были давать взятки.

— А удаётся ли хранить свою культуру?

— Это второе важнейшее направление работы «Ала-Тоо». Мы часто проводим вечера и творческие встречи, заботимся о поддержании культуры родного языка, реализуем межнациональные проекты.

Вот, к примеру, в 2006 году московским издательством «Наталис» по нашей инициативе была издана уникальная, и небывалая ранее по составу, книга Михаила Синельникова, знаменитого российского поэта и переводчика восточной поэзии, который, кстати, провёл детство и созрел как поэт в южной столице Киргизии в городе Ош. Она названа «Ала-кийиз. Кыргызская книга» и состоит из стихов Синельникова в русском оригинале и в переводах на киргизский, а также из переведённых им стихов наших поэтов. Тут же его очерки о поэтах Киргизии, и очерки о нём, составленные нашими авторами. Это поэтический знак общности и дружбы наших народов, общих истоков нашей культуры.

Нужно отметить, что в Москве немало энтузиастов, которые знакомят москвичей с кыргызской культурой. К примеру, в Москве стоит настоящая киргизская юрта - этот культурный проект придумал Владимир Марусич, большой знаток (сейчас он уехал на север Иссык-куля). Весной этого года на ВВЦ (бывшая ВДНХ) должен возродиться «Павильон Киргизской ССР» — теперь уже как культурно-информационный центр. 

— А как вера, традиции Ислама?

— Что касается Ислама, то он для нас всегда, и особенно сейчас и здесь, вдали от Родины, очень важен. Нам, конечно, надо многому учиться, многое утеряно, надо разобраться, каким путём продолжить традиции предков. О смятении в головах киргизов на Родине я уже говорила - но не забудьте ещё, что многие уходят в иные религии, непривычные нам, часто благодаря умелой пропаганде и материальной помощи. Это очень обидно. И надо особо серьёзно работать с людьми.

А в Москве мы ходим в мечети, нас хорошо принимают, как братьев, нет проблем. Говорят, что у каждого народа свои обычаи в Исламе. К примеру, наши предки были кочевниками и женщины никогда не носили никаб или чадру, поэтому нам непонятна пропаганда фундаменталистских взглядов и привычек, которых у киргизов никогда не бывало.

Бедственное положение и идейный вакуум, в котором оказалась страна, являет собой почву для развития любых верований и ценностей.

Мне же хотелось бы, чтобы всё-таки Ислам людям истолковывали грамотно, чтобы имамы были образованными, а общество просвещённым. Надо к этому стремиться. Инша Аллах!

 

Беседовал Даниил ХАСАНОВ,

 

Фото автора

 

05.02.08

 

 Ссылки по теме:

18-12-07 Новый парламент Киргизии будет полностью формирован из членов пропрезидентской партии «Ак Жол»

Новый Кыргызстан 21 века: каков он после выборов?

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1383/">ISLAMRF.RU: Киргизы, как вам живётся в России?</a>