RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Абдуль Азиз Дятко: К мусульманам в Карелии относятся с уважением

24.10.2011 12:49

 Заместитель Имама Республики Карелия Абдуль Азиз Дятко рассказал об изменениях, произошедших в структуре карельского муфтията и общественной работе организации.

Абдуль Азиз хазрат, в сентябре в Петрозаводске прошёл съезд мусульман. Он был приурочен к десятилетнему юбилею Вашего Духовного управления. При этом одним из его итогов стала смена названия Духовного управления мусульман Республики Карелия. Есть ли в этом особый смысл?

 

Название ДУМ РК пока сохранится в «скобках» в качестве дополнительной разъясняющей информации. Одно из предложений  - «Умма мусульман Карелии». Понятие «духовное управление» не является исламским по сути, оно было введено в России по указу Екатерины Второй. Наше мусульманское объединение не «управляет душами», поэтому мы решили уйти от этого названия.

 

Какие еще изменения было предложено внести на съезде?

 

Органом, принимающим решения, будет являться Совет мусульман Карелии избранный съездом. Он состоит из 8 человек – 4 председателя мусульманских общин (Костомукши, Олонца, Кондопоги, Петрозаводска) и 4 также избранных съездом прихожанина общин. Исполнителем решений является исполнительный комитет из 3 человек во главе с Имамом Карелии. Я также вхожу в исполнительный комитет.

 

Должность Имама Карелии, так именуется теперь глава карельских мусульман, будет выборной. Имам избирается Советом на срок 4 года. Наши мусульмане сочли, что это больше соответствует исламским принципам. Он может быть переизбран еще на один срок, но не более. Имамом Карелии избран Висам Али Бардвил. Делегаты съезда единодушно отметили  его большой вклад в развитие ислама в Карелии. Во время отсутствия Имама – его пребывания в командировках функции Имама выполняет его заместитель. Теперь такая должность у нас появилась официально. Заместителем съезд избрал меня.

 

Есть ли в Карелии мечети? Сколько мусульманских общин?

 

К сожалению, мечетей у нас пока нет. Есть молельные дома в Олонце, Кондопоге, Петрозаводске. Эти помещения находятся в собственности общин. В Костомукше молельный дом в арендованном помещении. У нас 4 мусульманских общины – в Олонце, Кондопоге, Петрозаводске, Костомукше.

 

Самая крупная община в Петрозаводске. На праздник Ураза-Байрам в молельном доме Петрозаводска и рядом с ним собралось до 1000 верующих. Естественно, мы хотим построить мечеть. Земля под строительство нам выделена в Петрозаводске, но финансовых средств на стройку пока не хватает.

 

Есть ли у Вас мусульманские учебные заведения?

 

У нас есть мектеб – воскресная школа в Петрозаводске. Там занимается несколько групп – для мужчин, для женщин, для детей, для молодежи. Мы бы с удовольствием открыли еще мектебы, но преподавательских кадров не хватает. Очень хотим отправить группу наших мусульман на учебу в Кувейт и надеемся, что ДУМЕР нам в этом поможет.

 

Как у вас в Карелии решается вопрос «белых ночей» во время Рамадана. Сотрудничаете ли вы с представителями близлежащих регионов?

 

Все вопросы, касающиеся Шариата, у нас решает Совет мусульманских ученых. В том числе о продолжительности поста, времени, когда можно приступать к разговению. Пока единого стандарта для северных регионов нет. Что касается сотрудничества с «соседями», то мы активно поддерживаем взаимоотношения с мусульманами Мурманска, Архангельска, Санкт Петербурга. Есть идея создания «Объединения мусульман Северо-Запада». Естественно, это объединение будет входить в ДУМЕР. У нас налажен постоянный контакт с мусульманами Санкт Петербурга. Они оказывают нам поддержку религиозной и учебной литературой.  Так как у себя мы можем издавать лишь небольшие брошюры, что мы, естественно тоже делаем. Раньше у нас была своя газета, но ее издание пока приостановлено по финансовым и кадровым причинам.

 

Где в Карелии можно приобрести книги по исламу и халяльную продукцию?

 

У нас есть магазин «халяль» в Петрозаводске. Там можно приобрести литературу и продукты «халяль». В Петрозаводске есть птицефабрика, производящая халяльную продукцию. Колбасы, без которых трудно представить стол российского мусульманина, мы получаем из  Санкт Петербурга, где имеются такие производства.

 

Как представители других конфессий в Карелии воспринимают мусульман?

 

10 лет назад 98% представителей иных конфессий воспринимало наличие в республике ислама и людей его исповедующих крайне негативно. Сейчас, к счастью, картина диаметрально противоположная. К мусульманам относятся с уважением, без «подозрительности» и недоверия.

 

Дело в том, что мы ведем большую просветительскую работу. Имам Карелии Висам Али Бардвил постоянно в разъездах по республике с просветительской целью. Мы читаем лекции на тему толерантности в межконфессиональных отношениях, рассказываем о своей вере в учебных заведениях – школах, училищах, колледжах, практически всех населенных пунктов. Активно участвуем в программе Государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики «Маршруты дружбы по районам Карелии», одно из направлений которого гармонизация межнациональных отношений, межконфессиональных круглых столах.

 

Просвещение – это основа взаимопонимания и взаимоуважения. Мы часто посещаем единоверцев в Мурманске и Архангельске. Выезжаем также в воинские части, где читаем лекции и проповеди для солдат-мусульман. Совместно с нами действует  общественная организация «Исламское просвещение». Сотрудничаем с органами местного самоуправления. Эта работа ведется постоянно в течение многих лет.

 

Важную роль играет работа с молодежью. Я, например, еще читаю лекции по исламскому праву – фикху на факультете правоведения Карельского государственного университета, куда меня пригласили как специалиста. В мечеть также проводятся встречи со студентами, изучающими религиоведение, политологию. Результатом этой кропотливой работы и стало то, что мусульман не воспринимают как нечто чужеродное, наоборот – люди стремятся больше узнать об исламе, мусульманах и их обычаях, стремятся к сотрудничеству.

 

Вы принимаете участие в работе общественных советов?

 

Конечно, мы участвуем в Общественных Советах при МВД, УФМС, Министерстве юстиции, при Президенте Республики Карелия. Мы принимаем участие, так же как и представители других конфессий.

 

Я слышала, что у Вас активно развивается «женское направление» - мусульманки Карелии занимают активную общественную позицию.

 

Наши сёстры ведут очень активный образ жизни. Устраивают пикники, прогулки. Совместные занятия в мечети уже стали неотъемлемой частью их жизни. Они проводят семинары, организуют праздники, как для женщин, так и для детей. Проводят свой досуг тоже очень разнообразно: конкурсы, постановка спектаклей, поэзия, вечера вдохновения, театры и т.д.

 

Планируют организовать посещение бассейна (которое будет соответствовать всем требованиям шариата).

 

Двери мечети открыты для всех. Девушки других конфессий чувствуют себя здесь как дома, в кругу семьи и являются уже постоянными посетителями. Атмосфера толерантности и дружелюбие наших мусульманок притягивает. Тоже можно сказать и о социальной активности наших прихожанок. Своим участием во многих государственных проектах и взаимодействием с людьми других культур, национальностей и вероисповедания, мусульманки хотят разрушить сложившиеся и неверные стереотипы о женщинах в религии ислам.

 

Расскажите, как Вы пришли в ислам. Обычно я задаю этот вопрос в начале интервью, но сейчас в связи с тем, что многих посетителей нашего сайта очень заинтересовали изменения в уставе ДУМ Карелии, получилось наоборот.

 

Я родом из Белоруссии. Наши прихожане называют меня Абдуль Азиз хазрат, а по паспорту я Сергей Александрович Дятко. Так получилось, что срочную службу в армии проходил в спец. подразделении по борьбе с терроризмом в «горячих точках». Участвовал в боевой операции в Сухуми 15 августа 1990 года. Бывал в Узбекистане, Нагорном Карабахе. Награжден Орденом Красной Звезды и другими правительственными наградами. Сразу хочу заявить - мы воевали не против мусульман, не против мирных жителей. Мы сражались с бандитами и головорезами, не имеющими ни религии, ни н6ациональности. А уважение к исламу и мусульманам появилось уже тогда.

 

Вернувшись из армии, стал интересоваться исламом, читать, изучать, общаться с другими мусульманами в Белоруссии. В Гомеле познакомился со своей женой Марьям - она уже была мусульманкой. Получил исламское образование в Великобритании. Сейчас мы с супругой также учимся в заочно в магистратуре в Палестинском Университете.

 

Вы поддерживаете связь со своей родиной – Белоруссией?

 

Конечно. Постоянно. Муфтий Белоруссии – Али Воронович – мой друг. Хотим заключить соглашение о сотрудничестве наших религиозных объединений. Считаю, что общение, просвещение, информационная открытость – основа добрых отношений и с единоверцами и с представителями других конфессий и со всеми людьми доброй воли.

 

Беседовала Нина Зотова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/18531/">ISLAMRF.RU: Абдуль Азиз Дятко: К мусульманам в Карелии относятся с уважением</a>