RSS | PDA | Архив   Понедельник 4 Март 2024 | 1433 х.
 

Имам нашего времени. Религиозное возрождение в Башкортостане – заслуга сельских имамов

19.03.2008 15:34

Проезжая на запад из Екатеринбурга, ты оставляешь за собой уральские горы и выезжаешь на территорию башкирских степей. Эта древняя земля покрыта ровным слоем чистого белого снега.

Вместо юрт – деревни, Башкортостан - край по преимуществу сельский. И в этом его своеобразие. Ведь именно жизнь татарских и башкирских деревень этого преимущественно исламского региона представляет собой бесценный опыт существования мусульманской махалли в годы империи, в годы безбожия и в годы религиозного возрождения. Советский атеизм сделал свое черное дело, заронив семена безверия во многие поколения татар и башкир. Сегодня возвращают людей на путь Аллаха сельские имамы, люди поистине самоотверженные.

Имам-хатыб мечети в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана Габдрахим-хазрат Сафин 

Имам-хатыб мечети в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана Габдрахим-хазрат Сафин 

Первая остановка Аскинский район. Старинное татарское село Старые Казанчи. Построенная в 1997 году мечеть Нурулла. Вот уже 11 лет ей руководит имам-хатыб Габдрахим-хазрат Сафин. Этот 37-летний имам – достойный пример для подражания для своих односельчан. Габдрахим-хазрат скромный, интеллигентный, набожный человек – настоящий религиозный наставник и неутомимый сельский труженик.

– Как строится ваш день?

- Как обычно, также как и у любого деревенского жителя, - отвечает имам, - нет никаких отличий за исключением пятикратного намаза и поста в месяц рамадан, в остальном,  все те же сельскохозяйственные заботы, тот же светлый день, те же светлые зима, весна, лето и осень.

Мечеть в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана 
Мечеть в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана 

Его путь в имамы был во многом предопределен. Прадед сельского муллы по материнской линии - Юнус-хазрат Идрисов - также был имамом одной из трех мечетей села Старые Казанчи. В тридцатые годы его с раскулачили и с семьей выслали в Кемеровскую область. Потомки Идрисова до сих пор живут в Сибири, в советское время они поддерживали среди сосланных татар пламя веры. А другой родственник Габдрахим-хазрата по отцовской линии – герой Советского Союза Нурулла Сафин был инициатором строительства в родном селе мечети.

- Эту мечеть построили по завещанию двоюродного брата моего отца Нуруллы Сафина, - вспоминает Габдрахим-хазрат. - В 1995 году в Уфе он завещал своему младшему сыну построить в родной деревне мечеть. Он выполнил волю отца и уговорил меня стать имамом.

Оставив работу инженера в колхозе, он отправился на учебу в Уфу. Но проучиться в медресе удалось всего один учебный год  - с 1995 по 1996 годы. Его присутствие требовалось в Старых Казанчах для завершения строительства мечети. В 1997 году на ее открытие съехались многие мусульманские религиозные деятели во главе с Талгатом Таджутдином, а также гости из Турции и Пакистана. Он, конечно, сожалеет, что не удалось завершить учебу, но полученных знаний оказалось достаточно, для того чтобы прочесть старинные арабские книги XVIII века, которые понесли во вновь открытую мечеть местные жители. А также чтобы проводить каждодневные религиозные обряды и наставлять односельчан на путь Аллаха.

Старинные книги в библиотеку мечети Габдрахим-хазрату Сафину принесли жители деревни
Старинные книги в библиотеку мечети Габдрахим-хазрату Сафину принесли жители деревни

- Духовным руководителям надо работать, объяснять людям основы веры и призывать к ним людей, - считает Габдрахим-хазрат, - не уговаривать, а именно призывать. Ведь сказал Всевышний Аллах: «Нет принуждения в религии», каждый сам решает – веровать или не веровать. Мы живем с надеждой на будущее, на лучшие времена, когда ислам будет в сердце каждого, и люди будут счастливы, ведь мусульмане – самые счастливые люди на земле. Аллах всячески помогает своим рабам и оберегает их, в их сердцах живет вера, и после смерти они окажутся в раю.

До революции в селе было три мечети и два мактаба. В годы гражданской войны его занимали то красные, то белые. Местные жители рассказывают, что большевики врывались в мечети и расстреливали верующих, совершавших намаз. Потом была коллективизация, имамов сослали или расстреляли. Минареты сельских мечетей сбросили, а храмы закрыли. Правда и в годы безбожия, они послужили людям. Из бревен одной из старых мечетей не так давно сделали школу в соседней деревне.

Сейчас местная молодежь охотно тянется к религиозным знаниям. Несколько раз в неделю Габдрахим-хазрат преподает ребятам основы ислама и арабского языка. Он радуется, что его односельчане стали меньше пить и кончать жизнь самоубийством,  что на джума-намаз и праздники мечеть наполняется верующими. На это потребовалось десять лет тяжелой и кропотливой работы, Габдрахим Сафин признается, что быть сельским муллой – дело нелегкое:

- На селе нелегко работать, в городах – легче. Я частенько встречаюсь со своими сокурсниками, большинство из них старается обосноваться в крупных городах, потому что там, наверное, легче. Я же здесь родился, здесь живу и, Ин Ша Алла, здесь умру. Меня сюда прикрепили указом, здесь мой дом и мой долг и предназначение работать здесь.

Остановка номер два. Райцентр Татышлинского района Верхние Татышлы. Пятница. Центральная часть города полна народу, все спешат сделать покупки перед выходными, а возле мечети народа нет. Странно. Мне доводилось бывать здесь и год, и два назад, но дом Аллаха почему-то всегда был закрыт.

Имам-хатыб мечети села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана Рафис-хазрат Тимершин 
Имам-хатыб мечети села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана Рафис-хазрат Тимершин 

Едем дальше. Остановка номер три. Татарское село Булькайпаново, расположенное в пяти километрах от райцентра. Зеленая мечеть, величаво стоящая на самой высокой деревенской горке во время намаза всегда открыта, имам-хатыб мечети семидесятилетний Рафис-хазрат Тимершин всегда рад гостям. По его словам, именно с первого похода в мечеть и начинается приобщение к вере.

- Людей надо наставлять на истинный путь, - уверен Рафис-абый, - нужно, чтобы их желание обратиться в веру Аллаха было искренним. Некоторые односельчане увидели сон, приходят ко мне и просят объяснить его, я как могу, объясняю, а когда их пожелания с благословения Аллаха сбываются, они начинают ходить в мечеть. Также родители приводят маленьких детей, которые готовятся пойти в первый класс. Дети просят прочитать молитвы для хорошей учебы, а потом приходят, говорят: «Спасибо, мулла-бабай, слава Аллаху, мы учимся на отлично». Глядя на них, в мечеть идут и другие. Со временем, суеверия отступают, и в сердцах людей поселяется вера.

Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана

Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана

Рафис-абый 30 лет проработал учителем физкультуры в сельской школе. Потом ему приснился сон, где его родители благословили на служение Аллаху. Тем более что отец Рафиса Тимершина также был имамом и в советское время тайно проводил для односельчан религиозные обряды. Рафис-абый отправился учиться в медресе в Уфе, сдал экзамены, а когда в Булькайпанове построили мечеть, жители выбрали его имамом. В районе он пользуется огромным авторитетом, поэтому не проходит и недели, чтобы Рафис-хазрата не пригласили в другие села.

- В нашем район имеется около 20 мечетей, но число деревень намного больше, - говорит мулла. - Туда, где нет мечетей и имамов, я езжу проводить религиозные праздники и обряды: никях, имянаречение, курбан, похороны, 7 и 40 дней.

Имам радуется успехам своих земляков. Татышлинский район – родина двух муфтиев - муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузин и муфтия-полпреда ДУМ АЧР в УрФО Даниса Давлетова. Первый, когда бывает в родных краях всегда заходит к Рафис-абыю, чтобы совершить совместный намаз, а второй – был учеником Рафис-абыя в сельской школе Булькайпаново. За действиями земляков Рафис Тимершин следит по газетам. Он искренне рад, что сейчас можно приобрести любые религиозные издания.

Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана

Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана

- В Верхних Татышлах есть специальный магазин, где можно приобрести четки, религиозные книги, брошюры, газеты, - рассказывает Тимершин. - Когда я их покупаю, никто меня не спрашивает: «С какой целью?», как это сделали бы в советское время. Раньше был запрещен азан. Теперь же, когда я его произношу, хоть и не все люди идут в мечеть, но я вижу, что односельчане, идущие по улице, вслушиваются в арабские слова и улыбаются, коранические строки услаждают их сердце.

Рафис-абый радуется, что в мечеть с каждым годом приходит все больше верующих, особенно молодых. С каждым годом люди в деревне становятся все более религиозными, по пятницам в мечети довольно много народа. Верующие приходят к нему и просто за советом. Он, как и многие другие имамы Башкортостана, надеется, что все мусульмане республики со временем вернуться к религии предков, бросят пить и курить, что ислам в Башкирии станет неотъемлемой частью жизни людей, как это было еще всего лишь сто лет назад.

 

Камиль ШИХОВ

Фото автора

На фото:

Имам-хатыб мечети в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана Габдрахим-хазрат Сафин 

Мечеть в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана 

Старинные книги в библиотеку мечети Габдрахим-хазрату Сафину принесли жители деревни

Имам-хатыб мечети села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана Рафис-хазрат Тимершин 

Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана

Рафис-хазрат Тимершин обращается ко всевышнему с молитвой за себя и за своих односельчан

19.03.2008

Ссылки по теме:

28-02-08 В Башкортостане готовятся мероприятия, по случаю 175-летия Зайнуллы Расулева

03-03-08 На Урале откроются генконсульства Таджикистана и Азербайджана

20-02-08 Мусульмане Урала обратились к региональным властям с предложением открыть в Свердловской области высшее мусульманское медресе

15-02-08 Имамы Большого Урала провели меджлисы по популяризации ислама

05-02-08 В апреле мусульмане Каменск-Уральского начнут возводить свою мечеть

Арабская вязь и татарский орнамент в сердце Урала

Зифа-Алуа АУЭЗОВА: Это был гениальный прорыв. К юбилею Второго Общеказахского съезда в Оренбурге

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2135/">ISLAMRF.RU: Имам нашего времени. Религиозное возрождение в Башкортостане – заслуга сельских имамов</a>