RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам и «Газпром» на Ямале

14.05.2008 12:54

«Оседлая зона евразийских лесов с севера и юга окружена кочевыми мирами. От устья Енисея до Белого моря тянется коридор тундры, по которому более тысячи лет передвигаются упряжки кочевников-оленеводов. От истоков Енисея до Черного моря пролегает коридор великих степей, по которому уже несколько тысяч лет двигаются кочевники-скотоводы. В культурах обитателей северных и южных пределов есть много общего… И те, и другие зависят от своих оседлых соседей, с которыми воюют и торгуют».

Так неспешно и доходчиво повествует буклет выставки «Древнее золото Великой степи», представляющей искусство ювелиров сибирских скифов и экспозиции о социальной жизни населения тайги и тундры Западной Сибири «Две тысячи лет искусства Ямала», подготовленных Ямало-Ненецким окружным музейно-выставочным комплексом им. И. С. Шемановского. На Ямале эта генетическая близость кочевых культур и ныне проглядывает гораздо яснее, чем где-нибудь еще в мире. Об этом и о многом другом я беседую с мухтасибом, имамом-хатыбом Салехардской мечети (ЯНАО) Абдуллой-хазратом.

мухтасиб, имам-хатыб Салехардской мечети (ЯНАО) Абдулла-хазрат— Хазрат, кто сохранял и возрождал махаллю в Салехарде?

— Ислам на Ямале утвердился вместе с сибирскими татарами.

— А сибирские татары утвердились здесь вместе с «Газпромом»?

— И с Газпромом тоже (смеется). Если говорить серьезно, то татары Тобольска и Салехарда как местные — сибирские  — татары действительно стали в Салехарде основой махалли. Однако в устройстве местной общины приняли участие и представители других народов — дагестанцы, киргизы, карачаевцы, башкиры — все наши российские мусульмане. И история развития Ислама здесь глубже по времени. Нужно понимать, что Ямал совсем недавно стал «газовой кладовой России», а по традиции это было место ссылки, в том числе и для репрессированных религиозных и общественных деятелей, а в их числе были и мусульманские алимы, муллы, имамы. Сейчас мы ищем информацию об этих людях, которые здесь поддержали и сохранили Ислам в годы Советской власти, но собрать ее очень трудно. Мы буквально по крупицам как археологи выносим из тьмы на свет имена отдельных людей, которых еще кто-то из местных людей помнит. К примеру, я выяснил, что в 1896 году в городе Салехарде (это совсем маленький тогда городок был) проживало два татарина и несколько иудеев. А в 1930-е гг. ситуация уже резко меняется. И татар, и других мусульман здесь даже по самой лукавой статистике было немало. Татары из Тобольска, Томской, Омской областей оказались в Салехарде. Их мужество и искренность в вере поддерживали иман.

С тех пор все изменилось, махалля у нас большая, и мечеть большая — в праздник места нет в мечети для всех желающих. По книге регистраций по пять-шесть обрядов бракосочетания в месяц проводим. Все изменилось.

— Какие изменения вас радуют, а какие огорчают?

— Меня радует молодежь. У нас мечеть молодая и активная. Меня радует наше старшее поколение. Бабушки приходят на занятия по чтению Корана и арабскому языку и учатся быстрее и лучше молодых. Приводят внуков. Меня радуют власти, которые нам помогают, и, согласитесь, не каждая мечеть может похвастаться вниманием к ней со стороны государства. И не просто вниманием, а вполне ощутимой поддержкой. Меня радует бизнес. Сегодня немало бизнесменов-мусульман, которые готовы помогать мечети в организации общественной жизни махалли. И меня ничто не огорчает. Дай Аллах, чтобы все было так, как есть, а остальное — в наших руках.

— Какой бизнес вам помогает больше всего?

— У нас тут один самый главный бизнес — добыча и транспортировка газа. Нам помогает «Газпром» и его подразделения. И мы гордимся этим. Ведь это почти государственная структура. «Газпром» в округе отвечает практически за все социальное благополучие, и надо сказать, что в составе работников «Газпрома» мусульман совсем не так мало. Возможно, они реже посещают мечеть, поскольку в основном это трудоголики, фанаты своего дела, занятые люди, у них меньше времени, чем у молодежи и пожилых людей, но они есть, и от жизни махалли в стороне не стоят.

— Не ревнуют ли мусульмане к тому, что вся жизнь на округе вертится вокруг коренного населения?

— Мне даже в голову не приходило так ставить вопрос. Конечно, нет. Вообще культура местных народов и традиционная культура татар очень близки в своей основе — мы и лицом-то похожи, и в языках есть общие слова, и в культуре быта очень много общего. И те, и другие — кочевники. Только одни ими были вчера, а другие все еще остаются и сегодня. Иногда мне думается, что когда ненец задумывается об оседлости, то смотрит на татарина и, возможно, думает, что и в такой жизни есть преимущества, не такая уж она и страшная и бесперспективная, эта оседлая жизнь. А мы смотрим на ту привязанность к своей земле, которая есть у тундровиков, на их приспособленность к кочевой жизни в условиях Крайнего Севера, на их ловкость, трудолюбие и гордимся тем, что в нас это все тоже генетически заложено, чувствуем в себе эту силу природы и сибирской породы. Это очень важное дело — со-чувствовать. Их жизнь — это наше кочевое прошлое, а наша жизнь — это, возможно, их оседлое будущее. Хорошо, когда есть такое культурное зеркало. Тогда историческая перспектива глубже. Мы на них смотрим и видим себя в прошлом. Они на нас смотрят и тоже что-то видят. А «Газпром» на все это смотрит и всем помогает. Конечно, ненцам, хантам, селькупам надо помогать больше. У их культур меньше шансов выжить. Ислам — мировая религия, он преодолевает все границы. А тундровик привязан к местным богам. Чтобы культура возрождалась в людях, надо, чтобы их богов никто не потревожил, чтобы дети бывали чаще с родителями и дедами. Да и нам это не помешает. Остальное — дело личного выбора. Плохо, когда его нет.

— И все же что конкретно делает «Газпром», для того чтобы поддержать традиционные культуры?

— Скажу так. «Газпром» действует совместно с администрацией и во главе с губернатором Юрием Васильевичем Нееловым. По совместному решению финансируется Сабантуй в окружном масштабе, поддерживается проведение мероприятий на Рамадан и Курбан-байрам, 40 мусульман Салехарда смогли выполнить свой долг совершения хаджа в результате поддержки Департамента информационных и общественных связей, проводятся семинары по взаимодействию между православными и мусульманами. Мы отмечали недавно пятилетие Салехардской мечети — это событие также финансировалось согласованно. По округу в каждом городе, кроме Лабытнангов, есть мечеть, даже разработан проект типовой окружной мечети, и они строятся. А в некоторых городах даже по две, хотя города наши сравнительно небольшие. К примеру, в Салехарде проживет всего 35 тысяч человек.

— А поподробнее?

Мечеть в Салехарде— Пожалуйста. Типовые мечети выстроены в Ноябрьске, в Муравленко — две, в Тарко-Сале, Новом Уренгое, Надыме, Салехарде, Губкинском. В Ноябрьске и Новом Уренгое полностью под эгидой «Газпрома» были построены мечети. А Вынгапуре и Коротчаево есть «молельные дома» — т.е. небольшие помещения, которые выделили городские власти под проведения джума-намазов. Пока никого не обидели, никого не оттолкнули, ни о ком не забыли. Вот еще в Яр-Сале Ямальского района нет мечети. Имам там есть, как и в Лабытнангах. Интересно, что население Яр-Сале составляет шесть тысяч человек, но мусульман в поселке десять процентов населения. Им нужна мечеть. Возможно, она у них будет.

— На каком языке читаются в вашей мечети хутбы?

— Только на русском. Газета выходит у нас тоже только на русском языке. Уроки мы проводим на русском языке. Это снимает множество разногласий. Кроме того, у нас много русских или русскоязычных прихожан, много татар, которые не говорят по-татарски, и их уже поздно перевоспитывать в этом отношении. Если меня приглашают татары домой для проведения обряда, вот тогда я по-татарски провожу работу. А в мечети только по-русски.

В целом мы придерживаемся следующей политики: не отрицая обычаев, стараемся держать основу Ислама, общую для всех групп — дагестанцев, киргизов, шиитов, шафиитов, ханафитов. Основы сплачивают. Нам нельзя распыляться. Правда, турки, которые здесь работают, имеют свою мечеть. Но они не отходят далеко от своего рабочего места. Где работают, там у них и мечеть. Другого разделения у нас нет. Мы все вместе.

— Если на уровне махалли с таким сложным составом возможно согласие, то почему наши имамы не могут собраться и провести хотя бы одну богословскую конференцию?

— Наши имамы еще не выросли до того, чтобы вести диалог цивилизованно. Все учились в разных местах, у всех свои планы и амбиции, нет единого подхода, и не выработана культура богословского спора в России. Просто не было никогда этой культуры диалога мусульман всего российского государства. К тому же мусульманское пространство разорвано и в другом смысле: есть профессоры, специалисты по Исламу, но вы знаете хотя бы одного профессора, чтобы он молился? Или хотя бы одного соблюдающего мусульманина, чтобы у него было первоклассное светское образование? Таких единицы. Вот это и есть наша проблема. Нет сочетания светского образования с религиозным. Это не только у мусульман так. Такая духовная ситуация в масштабах всей страны. Но в Исламе это особенно важная вещь — связь мирского и духовного. Сегодня связь духовного со светским в Исламе отсутствует. Если бы она была, то не было бы у нас никакого радикализма, экстремизма, а собирались бы алимы и доводами из иджмы, Корана, иджтихада, опираясь на собственный жизненный опыт и размышления, приходили бы к согласию. Но этого не происходит.

— И что же делать?

— Ждать.

— А может быть заинтересовать власть решением этого вопроса?

— Власть есть власть. Мусульмане должны уважать любую власть и поддерживать ее. Тем более если она прощает коммунальные расходы (смеется). Но научить нас думать ни власть, ни бизнес, даже такой большой, как «Газпром», не смогут.

Беседовал Марат ХИХМАТУЛИН

На фото: мухтасиб, имам-хатыб Салехардской мечети (ЯНАО) Абдулла-хазрат

Мечеть в Салехарде

14.05.2008

Ссылки по теме:

29-04-08 В мечети Муравленко чествовали пенсионерок

07-02-08 На Ямале откроется отделение общественного движения «Российское исламское наследие»

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 68,
10 – 16 мая 2008 — с.7.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2853/">ISLAMRF.RU: Ислам и «Газпром» на Ямале</a>