RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ринат Магдиев: Татары – стабилизирующий фактор в России

21.05.2008 14:34

Татарская община Санкт-Петербурга – одна из самых крупных в Российской Федерации; по численности она уступает лишь общинам Москвы, Казани и Уфы. В настоящее время в Петербурге проживает около 300 тысяч этнических татар. В свое время здесь жили и работали такие известные востоковеды, как Анас Халидов и Абдрахман Тагирджанов, а также Муса Бигиев, Гатаулла Баязитов, Габдулла Тукай, оставившие яркий свет в … Здесь регулярно выходила газета «Нур» на татарском языке.

Главный редактор газеты «Нур-Петербург», общественный деятель Ринат МагдиевТатары составляли элитные части императора, воевали с французами в XIX веке и немцами в XX. С начала Великой Отечественной войны все мужчины, способные носить оружие ушли на фронт. Состав отдельных подразделений Ленинградского фронта на 30% состоял из татар. Многие женщины-татарки в блокадном городе служили в МПВО, госпиталях, работали на заводах. Не все пережили блокаду, десятки тысяч погибли и были похоронены на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

За последние 20 лет в жизни татарской общины Санкт-Петербурга произошли значительные перемены. О том, что происходит в жизни общины, мы сегодня беседуем с главным редактором газеты «Нур-Петербург» Ренатом Магдеевым, активным членом общественной организации «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области», членом регионального отделения движения «Деловая Россия».

- Расскажите, пожалуйста, в чем заключается Ваша деятельность? 

- Я в Петербурге живу уже 30 лет. Занимаюсь общественной работой, бизнесом и преподаванием. Являюсь членом регионального отделения «Деловая Россия». Это движение организовано представителями среднего и малого бизнеса, настоящими патриотами России, которые хотят посвятить себя делу возрождения новой России. В рамках этого движения я веду два проекта - «Образование» и «Толерантность». Моя задача состоит в том, чтобы поддерживать  молодых студентов – будущих бизнесменов, научить их грамотно составлять бизнес-план, оказывать  консультантскую помощь по организации частного дела. Я их  также учу обращаться в фонд поддержки малого и среднего бизнеса, а вслед за ним и в венчурный фонд. В моей компетенции также изучение национального менталитета татарских бизнесменов, определение путей их диалога и сотрудничества с представителями других бизнес-кругов.

- Каким Вы находите отношение властей и общественности Петербурга к представителям татарской общины? 

- Отношение более чем положительное. Здесь особой популярностью пользуется Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Хотя он и не житель Петербурга, тем не менее по той мудрой политике, которую он ведет в республике, и той позиции, которую занимает по отношению к другим народам и регионам России, судят обо всех татарах. Мы производим впечатление вполне надежных соседей, на которых всегда можно положиться в трудную минуту. И мы таковыми являемся на самом деле. Разве не так? 

Могу обосновать свою мысль. Мы, татары, как все нормальные люди, ориентированы на созидательную жизнь. Мы целенаправленно проводим политику на сохранение целостности России; Россия – наша родина, где жить нашим внукам и правнукам. С таким настроем мы не представляем никакой угрозы для окружающих. Нас везде воспринимают как друзей. Практически с любым вопросом, с которым мы обращаемся к властям города, обязательно находим поддержку, так как наши идеи несут в себе мощный миротворческий потенциал.

-  Татарский праздник Сабантуй, похоже, уже стал общегородским праздником?

- Да, это так.  Сабантуй – это праздник всех жителей Петербурга; мы на него приглашаем всех желающих. Татарам не свойственны местечковость и этноцентризм. Умение культурно провести массовый праздник, в котором представлены спортивные состязания, песни и танцы, игры и развлечения,  всячески приветствуется городскими властями. Прошлогодний Сабантуй посетили около 60 тысяч человек, в этом году гостей и участников будет еще больше.

Из года в год Сабантуй  приобретает все новые краски. В последнее время мы стали ставить специальные палатки, в которых любой желающий может приобрести литературу об исламе, о татарской культуре, а также восточные сладости.  Все это так или иначе способствует сближению и взаимопониманию разных культур.

Сабантуй, с другой стороны, является проявлением этнической идентичности татар в большом мегаполисе. Сабантуй показывает, что татар в городе много и они способны к эффективной самоорганизации; они могут организовывать мероприятие, которое  приятно и полезно для остальных граждан города. 

Сабантуй ежегодно празднуется также в Москве, Екатеринбурге и других крупных городах России. Он уже вышел за рамки национального праздника и постепенно приобретает общероссийский характер. Таким образом, создается предпосылка для того, чтобы эту традицию подхватили представители других этнических общин. У каждого народа есть свои популярные праздники и, следовательно, каждому народу есть, что показать другим. Культура России богата своим разнообразием. 

- Есть ли у питерских татар своя национальная школа, театр и т.д.?  

У памятника Тукаю в Санкт-Петербурге- К сожалению, нет. Еврейской общине в этом плане повезло больше. У них есть свои  детские сады, школы, национальный театр и даже вуз. Средства на создание и поддержание этих очагов национальной жизни евреи получают из Израиля.  У татар такой возможности нет. У нас много трудностей, например, даже с выпуском книг на татарском языке. Мы до сих пор не имеем радиопередач на своем языке. Проблема не столько в отсутствии финансов, сколько в том, что аудитория, владеющая татарским языком, чрезвычайно узкая.

- Как обстоит дело с этническим самосознанием и идентичностью?

- По личному опыту знаю, что этот вопрос начинает волновать человека к годам 40. Чем старше, тем больше тянешься к своим корням. Появляется потребность общаться на родном языке. Эту потребность многие удовлетворяют в организации «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области»; сюда в основном приходят люди пожилого возраста, многие из них приводят своих внуков и правнуков, но последние вскоре отдаляются от старших и начинают жить своей самостоятельной жизнью.  Так молодежь отрывается от своих корней.

Этническая идентичность актуализируется у тех, в основном у мужчин, кто ранее состоял в межнациональном браке, который со временем распался. В этом случае мужчины ищут себе вторую половинку уже только из числа татарок. Второй брак на женщине своей национальности часто бывает удачным. Благодаря ему мужчина активно вовлекается в свою среду, возвращается к своим истокам, находит новую мотивацию для себя.

- Условно татар Петербурга можно разделить на две категории: «старожилы» (те, кто жил здесь до 1991 года) и «новоиспеченные» (те, кто приехал после 1991 года).  Соотношение между ними 45 тыс. к 250 тыс. Хотелось бы узнать, насколько татары, приехавшие  из Поволжья,  Урала,  Сибири и  стран СНГ участвуют в жизни общины.

- Татары, живущие в Петербурге с доперестроечных времен, общались и продолжают общаться между собой, они всегда были монолитными и сплоченными. Они до сих пор сохраняют свой родной язык, во всяком случае на бытовом уровне. Однако дисперсный характер их проживания не способствовал созданию большой татарской общины.

Вторая волна татар, приехавших в Питер из самых разных уголков,  составила тот костяк, на основе которого и появилась наша общественная организация. Так что их роль в жизни татарской общины трудно переоценить. Из них 3 тысяч активистов, регулярно участвующих в повседневной работе нашей организации.

Молодые активисты татарской общины во время субботника на мусульманском кладбище Санкт-Петербурга- Ваш прогноз относительно ассимиляции? Будет ли она усиливаться, поскольку одна из острейших проблем, стоящих перед современными татарами – это возрождение национального брака? Один из краеугольных камней увеличения численности татарской нации заключается в том, куда примкнут дети от смешанных браков. По статистике только в Татарстане каждый третий ребенок рождается от смешанного брака, а по России среди татар этот показатель еще выше, где-то 50 процентов. В этой связи огромное значение имеет то, насколько татарская община будет притягивать детей из смешанных семей. Все эти дети будут обогащать одну страну – Россию, но вопрос: кем они будут считать себя больше – русскими или татарами – остается открытым.

- Привлечение детей – сложнейшая проблема, поскольку дети зависят от родителей. Вместе с тем культурно-просветительский заряд, который несет наше общество, очень импонирует родителям в независимости от национальности. Поскольку наши музыкальные, танцевальные кружки, художественная самодеятельность противопоставляется безликой массовой культуре. Сейчас около  100 детей, так или иначе, заняты в наших кружках. Конечно, это немного. Надо стараться больше.

- Недавно председатель еврейской общины Петербурга сказал, что в городе живет около 100 тысяч евреев, 25 тысяч из которых в той или иной степени участвуют в мероприятиях, немаловажную роль в определении этой цифры играет тираж еврейской национальной газеты. А что можно сказать в отношении газеты татарской общины?

- У нас выходит 1000–1200 экземпляров цветной восьмиполосной газеты «Нур-Петербург», которую выписывают около 4-5 тысяч человек.  Поскольку наша газета самая первая татарская газета в России, о ней знают многие. Когда-то проводилась даже конференция, посвященная ее основателю Гатаулле Баязитову. Так что мы являемся продолжателями традиции, поэтому ответственности с себя не снимаю.

До 2000 года я спонсировал газету, а с 2002 стал ее главным редактором. Пока мы выпускаем восьмиполосный номер, в будущем предполагаем увеличить до 16-ти полос.

- Какую роль играет ислам в жизни татарской общины?

- Религия, безусловно, одна из важнейших культурных составляющих жизни татарской общины Петербурга. Наша община ежегодно празднует  Курбан-байрам и Ураза-байрам – праздники мусульманского календаря. В газете регулярно появляются статьи об исламе.

Вместе с тем следует признать, что должной просветительской работы в городе не ведется.  Молодежь нуждается в полноценных знаниях об исламе, а получить их пока негде и не у кого. Надеемся, что в будущем решим эту проблему.

-Как бы Вы сформулировали тезис о национальном самосохранении?

- Недавно я побывал на собрании татарских мурз, прошедшем в Уфе, на котором основной тезис о национальном самосохранении прозвучал следующим образом: необходимо ценить воспитание в семье и помнить предков, поскольку каждый татарин является  звеном, через которое национальное передается детям. Личная ответственность перед потомками – главный принцип национального самосознания. Таким образом, в русской среде растворятся те, кто забыл традиции, а точнее пренебрег ими. Те татары, которые берут на себя ответственность за род и нацию, приобщают детей к татарской культуре, уже сегодня формируют будущую национальную элиту.

Беседовал Тимур БАТЫРКАЕВ

Санкт-Петербург

На фото:

Главный редактор газеты «Нур-Петербург», общественный деятель Ринат Магдиев

У памятника Тукаю в Санкт-Петербурге

Молодые активисты татарской общины во время субботника на мусульманском кладбище Санкт-Петербурга

Фото из архива Рината Магдиева

21.05.2008

Ссылки по теме:

28-04-08 Санкт-Петербургская турфирма «Эклектика» предлагает клиентам экскурсию ''Татаро-мусульманская община Петербурга'

Памятники мусульманам на берегах Невы

Татарское подворье в Санкт-Петербурге. Идея, реализованная столетие спустя (по материалам петербургских архивов)

27-03-08 В Госмузее истории религий в Санкт-Петербурге открылась постоянная экспозиция, посвященная исламу

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2955/">ISLAMRF.RU: Ринат Магдиев: Татары – стабилизирующий фактор в России</a>