RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Исламоведы без границ. Интервью с Амиром Наврузовым

03.06.2008 12:43

В 18 по 22 мая в университете Тель-Авива (Израиль) прошла конференция на тему «Письменная культура Дагестана», в которой приняли участие исследователи Ислама из России, Швейцарии, Германии, Израиля, Великобритании и США.

В международной команде профессионалов, посвятивших себя изучению мусульманской учености на Северном Кавказе, особенно выделялась группа учеников известного дагестанского востоковеда и кавказоведа Амри Рзаевича Шихсаидова, вся жизнь которого связана с собиранием и изучением письменных памятников Дагестана. О своем учителе, научных связях, Израиле и конференции в интервью нашей газете рассказал сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Амир Рамазанович НАВРУЗОВ.

— Амир Рамазанович, какие цели преследовала эта конференция?

— Цели ставили перед собой организаторы. Мы же были приглашенной стороной и нашей целью, и точнее обязанностью было сделать хорошие доклады, которые были бы интересны такой искушенной публике как наши коллеги из других стран. Мы хотели также популяризовать и сделать достоянием широкой научной общественности, в том числе и Израиля результаты наших ежегодных археографических экспедиций, которые уже даже не годы, а десятилетия проводятся в Дагестане силами и энтузиазмом Амри Рзаевича Шихсаидова. Интересно, что даже в самые трудные для российской науки время эти экспедиции продолжали существовать, и традиция не только не прервалась, но заложила основы новой научной школы. Недавно в Дагестане широко отмечался 80-летиний юбилей родоначальника этой школы — Амри Рзаевича, а израильская сессия стала продолжением мероприятий, связанных с юбилеем. Таким образом, международное сообщество решило отдать дань уважения заслугам нашего земляка и учителя. И мы все этим гордимся.

Отмечу, что на конференции была представлена лишь небольшая часть его учеников и почитателей. Интересно, что на примере изучения пусть небольшого, но богатого мусульманскими традициями региона, каким на карте России является Дагестан, мы представили то огромное разнообразие тем для обсуждения, само существование которых стало возможным благодаря сохранности и постоянному пополнению рукописного фонда. Среди этих тем и эпиграфика, и вопросы исторической географии, и вопросы текстологии, и проблемы арабской рукописной книги, вопросы, связанные с бытованием литографированных арабоязычных книг и вопросы, связанные с развитием различных направлений суфизма на Северном Кавказе. Но исследовательский дух книжника-собирателя не знает границ. Нам удалось обнаружить дагестанские рукописи и в национальной библиотеке Иерусалима.

— А почему для проведения мероприятия был выбран Израиль?

— Ничего удивительного в этом нет. Во-первых, среди израильтян много выходцев из Дагестана. Во-вторых, Израиль всегда интересовало все, что связано с арабской и мусульманской культурой, как бы далеко от израильских границ она не бытовала. В-третьих, в Израиле есть сильные научные кадры, которые многие годы интересуются проблематикой, связанной с бытованием Ислама на Кавказе.

Один из наиболее известных кавказоведов — израильский исследователь Моше Гаммер, написавший книгу о Шамиле, по его собственному признанию давно вынашивал идею проведения подобной конференции, которую невозможно было организовать в таком широком формате где бы то ни было еще. Да и в самом Израиле обстановка не всегда благоприятствовала такой дискуссии. Сегодня выдалась хорошая политическая погода и потепление отношений между Израилем и Россией способствует установлению научных контактов и обменом идеями.

Интересно, что рабочим языком конференции были русский и английский языки. Для многих слушателей и коллег из-за рубежа не требовалось вообще никакого перевода, поскольку в большинстве случаев те, кто занимаются Северным Кавказом, хорошо владеют русским языком. Ну а английский язык — это язык международного общения в ученом мире.

Хочется назвать несколько имен: директор Музея независимости Эрец-Израэль Соня Чеснин (кстати, по отцу она цахурка по национальности), профессор Базельского университета Клименс Сидорко, сотрудник колумбийского университета Ребекка Гулд, сотрудник Института стран Азии и Африки при Лондонском университете Анна Зелькина, профессор Мичиганского университета Александр Кныш. Оба последних «иностранных» участника недавние наши соотечественники и выпускники знаменитого «Питерского востфака», студентом которого некогда был и Амри Рзаевич Шихсаидов.

— Чему был посвящен ваш доклад?

— Я говорил о традициях общественно-политической прессы на арабском языке в Дагестане. Арабский язык в Дагестане был и символом учености, и lingua sacra, но также и силой государственной власти: по инициативе начальника канцелярии военного губернатора Дагестанской области Бадави Саидова некоторое время он был языком межнационального общения для общественно значимых тем. Всю работу по подготовке газеты к выходу в свет проводил известнейший дагестанский ученый Али Каяев. Газета доставлялась по подписке и распространялась в основном среди судов сел и была как бы изданием для «профессионалов», но у нее было множество обычных читателей из Дагестана, Чечни, Черкесии, Притеречья, Кубани, Ставрополья, Туркестана, Азербайджана. Рубрики газеты были весьма интересными и назывались так: «Официальный» и «Неофициальный отдел», «Литературный отдел», «Отдел писем» и «Научный отдел». Последний отдел был наиболее интересным.

Многие обсуждаемые в нем темы представляют общественный интерес и сегодня. Газета стала организатором всего просветительского движения в Дагестане, да и на всем пространстве Северного Кавказа в период с 1913 по 1918 годы.

— А как выходила эта газета?

— Она выходила еженедельно и была небольшой по объему — всего четыре полосы. При этом небольшом объеме охват тем поражает: от вопросов богословского характера до медицины и астрономии. К тому же она была трибуной для арабоязычной интеллигенции Дагестана.

— Возвращаясь к конференции, позвольте спросить вас, какой прием оказала израильская сторона?

— Принимали прекрасно. С истинно восточным радушием и израильским гостеприимством. Много рассказывали о государстве Израиль. Надо сказать, что израильтяне очень гордятся успехами своей страны. У нас была экскурсия в Яффу, мы посетили Музей независимости, были и в Иерусалиме. В Иерусалиме мы, конечно, не могли не посетить все три святыни, связанные с авраамическими религиями.

— А как насчет мусульманских святынь?

— Это было нашей главной целью поездки в Иерусалим. Мы были в Масджид Аль-Сахра (еще она называется Двухкупольная мечеть, по-арабски Маджид аль-Куббатайн), а также прикоснулись к тому месту, откуда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, вознесся на Бураке. В честь этого события и на этом месте теперь стоит небольшая мечеть. В Двухкупольной мечети нас застало время намаза, и мы помолились там.

Конечно, мы не могли не посетить мечеть Аль-Акса, которая находится в ста метрах от мечети вознесения на Бураке. Оба здания сейчас реставрируются. Но даже при этом мечеть Аль-Акса поражает красотой своего убранства. Особое впечатление на меня произвел черный резной минбар, составленный из различных драгоценных пород дерева. Говорят, что стоимость его оценивается в 1 миллион долларов, а сборка заняла почти два года.

— Это впечатляет. И все же вернемся к рабочим моментам. Что вы считаете главным событием конференции?

— Надеюсь, что я выскажу общее мнение, которое несколько раз прозвучало на конференции и было подытожено Аликбером Аликберовым — сотрудником Центра арабских исследований Института востоковедения РАН. Он сказал, что в Дагестане сложилась собственная научная востоковедческая традиция, которая восходит своими корнями к питерской школе известной своей академическим исламоведением. Это мнение было легитимизировано международным научным сообществом востоковедов-кавказоведов и исламоведов.

В целом все участники единодушно отметили, что конференция прошла неформально, в режиме открытого диалога, на ней была создана хорошая атмосфера сотрудничества. Также было высказано мнение, что подобную конференцию следует провести в 2010 году на родине новой востоковедной школы, в столице Дагестана Махачкале и пригласить для участия в ней более широкий круг участников.

Беседовала Галина ХИЗРИЕВА

03.05.2008

Ссылки по теме:

23-05-08 Молодые исследователи представили в Нижнем Новгороде свое видение перспектив развития востоковедения и тюркологии

14-05-08 Дагестанские ученые-исламоведы бьют тревогу: республика теряет древние рукописи

28-04-08 Российский исламовед защитила литературоведческую диссертацию о Коране

Профессор Дмитрий Фролов: Исламоведческая наука в России переживает период второго рождения

15-04-08 На корановедческой конференции в Москве встретились исламоведы и богословы

27-02-08 Российские исламоведы приняли участие в международном семинаре «Будущее исламского образования» в Душанбе

16-04-08 На Ломоносовских чтениях в ИСАА МГУ представят новейшие исследования по исламоведению

15-04-08 На корановедческой конференции в Москве встретились исламоведы и богословы

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/3123/">ISLAMRF.RU: Исламоведы без границ. Интервью с Амиром Наврузовым</a>