RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ренат Абянов: воспитание целостного образца ислама

09.04.2015 12:17

Интервью с преподавателем Московского исламского института Ренатом-хазратом Абяновым.

 

- Уважаемый Ренат-хазрат, Вы уже много лет преподаете жизнеописание пророка Мухаммада (мир ему), расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте преподавания этой дисциплины.

 

- История интересовала меня с самого детства. Помню, в летние каникулы, когда я на летние каникулы приезжал к родственникам в Нижегородскую область, моя тетя, Сания апа, давала мне читать исторические книги, связанные с античностью и жизнью татарского народа, которые в свою очередь, увлекали меня, создавая в голове впечатляющие образы давно минувших эпох. После моего поступления в Московский Высший духовный исламский колледж, я имел честь изучать жизнеописание Пророка Мухаммада у Мустафы хазрата Кютюкчю, вдохновлено описывавшего все перепетии сложной, но великой жизни Последнего Пророка. Начиная со 2 курса, я начал преподавать в медресе Московской Соборной мечети, где утвердился в своем желании знакомить учащихся с историей посланников Всевышнего. Для этого необходимо было не простопрочитать классическую мусульманскую литературу, но и постичь азы истории как науки, для выявления причинно-следственных связей, зучить эпохи, культуры, цивилизации. Это стремление, привело меня в Московский Педагогический Государственный Университет, где я имел счастье в течении более 5 лет погружаться в эту интереснейшую науку, с каждым разом открывая для себя новые грани.

 

С первого курса университета и по сей день, я преподаю в Московском исламском колледже две дисциплины: сиру и историю пророков, что является для меня большой честью.

 

Жизнь пророка Мухаммада является примером для каждого мусульманина, поэтому Ваш предмет по праву является одним из основополагающих дисциплин всего исламского образования. Скажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, является принципиально важным при изучении этой дисциплины в современных российских реалиях? Поделитесь с нашими читателями своими методическими наработками.

 

Любой преподаватель будет настаивать на важности преподаваемой дисциплины, и я не буду исключением, потому что знание биографии пророка, вручившего Последний Завет Всевышнего человечеству должно быть нормой не только для его последователей, но и в принципе для всех людей. Это должно быть также естественно, как знание, пусть даже в общих чертах, жизни великих людей, внесших свой колоссальный вклад в общемировую цивилизацию.

 

Крайне важным преподавать данный предмет без отрыва от мировой истории, чтобы учащиеся могли иметь представления, что в этот же момент происходило, например, в Византии, Эфиопии, Йемене или в сасанидском Иране, в частности знакомясь с верованиями и культурами соседствующими с Аравией.

 

Тоже самое относится и к личности Пророка Мухаммада. Ведь мало показать его как посланника Всевышнего, не говоря о нем как о политике, дипломате, стратеге, психологе, в конце концов, просто человеке, который жил в определенном месте и в определенное время. Человеке, который страдал, терпел, взывал, любил, испытывал все то, что испытывает каждый из нас. Такое представление пророка, несомненно, оживляет этот образ, что делает его ближе, более понятливее учащимся, поэтому на наших уроках, мы стараемся не смотреть на прошлое с высоты 21 века, а стремимся ощутить сопричастность этой эпохе, проживая вместе с Пророком и его посланниками все тяготы, опасности, переживания и радости, тем самым становясь ближе к тому времени, в котором жил этот великий человек. В этом мне помогают карты, фотографии предметов прошлого, а именно: одежда, предметов быта, наскальные письмена, скульптуры идолов, снимки местности, причем не только Аравии, но и соседних стран.

 

- Вы являетесь выпускником исторического факультета Московского Педагогического Государственного Университета, т. е. профессиональным преподавателем истории, есть ли, на ваш взгляд, отличия в преподавании истории в общеобразовательных учебных заведениях от медресе и исламских вузов? Как классическое историко-педагогическое образование помогает Вам в Вашей работе?

 

- Если позволите, начну с последнего вопроса. Безусловно, помогает. Помогает ощущать аудиторию, готовить интересный материал, сообразно, интересам группы, что немало важно, поскольку главной моей задачей, как мне кажется, это не просто пересказать урок, в конце концов, для этого достаточно прочесть книгу, а научить людей анализировать, делать собственные выводы, уметь сопоставить информацию и дать ей объективную оценку. Как сказал однажды Стефан Цвейг, исторические деяния бывают закончены не когда они свершились, а лишь после того, как они стали достоянием потомков. Поэтому мне очень хочется, чтобы учащиеся не выучили, а поняли материал, только тогда они смогут быть носителями тех идеалов и ценностей о которых мы с вами так часто говорим!

 

- Номер нашей газеты посвящен женщинам, расскажите, пожалуйста о их роли в жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, и в истории ислама.

 

- Женщина... совершеннейшее творение Создателя, ибо в отличие от мужчин имеет честь подарить жизнь человеку. К великому сожалению, положение и отношение к мусульманской женщине в обществе неоднозначно. С одной стороны она овеяна ореолом ложных стереотипов, закабаляющих ее в глазах немусульманского сообщества, а с другой стороны невежественных мусульман, отталкивающихся в отношениях к женщине от региональных традиций или национальных особенностей. Хотя, парадокс истории заключается в том, что именно ислам громко заявил о высоком статусе женщины, наделив ее гражданскими правами и не ограничив в общественной активности, при условии выполнения ее роли основной роли-хранительницы домашнего очага и матери. К слову сказать, такой подход очень актуален в наше время применительно к европейским мусульманкам, которые увлекшись карьерным ростом, забывают свое основное предназначение. Неслучайно, Пророк Мухаммад (сав) отметил: «Беременные, рожающие, милосердные к детям женщины, если будут подчиняться мужу и выполнять молитву, обязательно войдут в Рай».

 

В этой связи, хочется вспомнить первую супругу нашего пророка, любовь к которой он пронес через всю свою яркую жизнь — это Хадиджа, которая помимо любящей супруги, была для него соратником и опорой. Она успешно совмещала предпринимательскую деятельность с женскими обязанностями, подарив пророку не только счастливую семейную жизнь, но и шестерых детей.

 

Если подробно останавливаться на роли женщин в жизни пророка Мухаммада, то не хватит полос газеты, потому что каждая из них сыграла свою замечательную роль на его жизненном пути: мама Амина, кормилица Халима, жены, в последствии игравшие ощутимую роль в духовной и политической жизни мединского общества, дочери, сподвижницы, разделявшие наравне с мужчинами все тяготы и лишения.

 

На заре своей жизни пророк младенцем сразу после рождения взглянул на небеса, ощущая материнское тепло и покидая этот мир, пророк смотрел в небо, открывавшее для него обещанную обитель, ощущая во время расставания души с телом тепло рук своей супруги Айши.

 

В дальнейшем роль женщины в исламе продолжала быть ощутимой: матери и жены халифов, имамов, ученых покровительствовали наукам и сами подчас выступали в качестве педагогов и исследователей. Наша отечественная история помнит имя Сююмбике, ставшей одной из первых регентш в мусульманской истории, а по сути выполнявшей роль правительницы Казанского ханства, примечательно было бы вспомнить первую в истории России женщину- кади (шариатского судью) Мухлису Буби. И сегодня мусульманки активно участвуют в духовной жизни российской уммы, являясь вдохновляющей силой нашего поступательного развития.

 

В завершении хотелось бы вспомнить строки Евгения Евтушенко, которые можно применить, в частности, и к мусульманским женщинам:

 

Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

мы женщину сместили. Мы ее

унизили до равенства с мужчиной.

 

- И последний вопрос. Ренат-хазрат, в последние годы происходят достаточно мощные информационные кампании по дискредитации ислама и личности пророка Мухаммада, в том числе и нашумевший карикатурный скандал. Скажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, нам, мусульманам, необходимо реагировать на подобные провокации и как донести до других людей достоверную информацию о жизни и личности заключительного Божьего Посланника?

 

- В первую очередь необходимо стараться быть самим носителями тех высоких идеалов, к которым призывал пророк Мухаммад, дабы общество, глядя на нас, могло черпать пример. Ангажированность СМИ, устоявшиеся стереотипы невозможно преодолеть, просто говоря о том, что мы хорошие! Личный пример каждого из нас в каждодневной жизни, это и есть та борьба с черной пропагандой, которую мы сможем сообща преодолеть. Поэтому вопрос, наверное, в первую очередь, к нам: «Готова ли наша умма явить примеры порядочности, честности, ответственности, дипломатии, воспитанности, образованности, дружелюбия, сострадательности, о которых так много и красиво сказано в теории?!» Я часто с такими вопросами обращаюсь к самому себе и, признаюсь, не всегда даю положительные ответы. Поэтому эта проблема идентична проблеме развития мусульманской науки, которой мы коснулись в предыдущем вопросе: мало идеализировать прошлое и восхищаться великими личностями минувших эпох, нужно для начала научится спрашивать с себя, предъявлять себе высокие требования и уметь воспринимать критику.

 

В конце концов многие из скандальных фильмов и карикатур являются реакцией на тот ислам, который регулярно демонстрируют по телевизионным каналам и интернету. Неслучайно, много людей, участвовавших в подобных невежественных акциях, раскаялись после того, как соприкоснулись с настоящим исламом.

 

Всевышний говорит, о том, что мы общество, которое призвано взывать к благому и удерживать от порицаемого, в связи с этим реакцией на невежество может быть только одна, — это просвещение. У нас есть прекрасный пример пророка, который отвечал на грубость-добрым словом, на озлобленность — терпением, на оскал — улыбкой, на зло — прощением и пониманием. В мире есть божественные ценности и на сегодня мы, к сожалению, скорее являемся сочувствующими им, но далеко не всегда носителями, вот здесь и кроется та большая проблема, в которой мы, порой, не можем признаться!

 

Когда мусульмане от дворников до президентов будут представлять из себя целостный образец ислама и мы будем гордиться не только великими умами прошлого, но и настоящего, тогда и мир по другому посмотрит на нас, возможно, заимствуя наш религиозный и цивилизационный опыт и наследие. Возможно ли это в обозримом будущем? Давайте, пусть каждый из нас ответит на этот вопрос!

 

- Благодарю Вас за интересную беседу и желаю Вам успехов в Вашей работе.

 

Беседовал Ислам Зарипов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/36342/">ISLAMRF.RU: Ренат Абянов: воспитание целостного образца ислама</a>