RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Фарит-хазрат Ляпин: о татарских школах, власти и умме

03.08.2007 14:41

Предлагаем Вашему вниманию интервью Председатель мусульманского религиозного объединения и Национально-культурной автономии татар Ивановской области Фарита-хазрата Ляпина.

— Фарит-хазрат, всегда интересно узнать как и чем живут наши братья в других регионах, ведь везде свои особенности, свои тонкости. Расскажите, чем живет Ивановская община?

— Ивановская мусульманская община живет полнокровной жизнью, все мусульмане занимают достойное место в нашем обществе. Мы построили первую в Иваново Соборную мечеть, Строим молельные дома в 5 районах области. Наша цель – нормальная работа в системе государственного образования.

— В последнее время тема религиозного и, в частности, мусульманского образования очень актуальна. Каких высот Вы уже достигли в сфере образования?

— Мы 14 лет работаем в этой сфере, существует государственная воскресная татарская школа. На этой базе созданы и работают преподавание татарского и арабского языков, при чем преподаватели — высококлассные специалисты. Так же мы преподаем азербайджанский язык, фарси. Кроме того, мы преподаем национальную драматургию, вокал, хореографию, кулинарию, рукоделие – это все штатные единицы нашей школы. Все это финансируется в системе городского РОНО. Драматургию детям преподает Заслуженный артист России, ведущий артист Ивановского русского драматического театра. Вокал преподает выпускница Казанской консерватории, ведущая солистка Ивановского музыкального театра. Хореографию преподает так же специалист из Музыкального театра. У нас есть театр-студия, поставившая уже два спектакля на сцене ивановского драматического театра. Сейчас идет подготовка третьего спектакля.

— Это несомненно огромные достижения и отличный пример для других регионов. Какими Вы видите перспективы дальнейшего развития в этой области?

— В этом году нам выделили здание базовой общеобразовательной школы №27, рассчитанную на 9 лет обучения, городское РОНО подобрало помещение рядом с Соборной мечетью. В сентябре мы планируем уже переехать туда. Это будет средняя общеобразовательная школа с культурным компонентом: преподаванием татарского и арабского языков. Причем арабский язык планируется преподавать как второй иностранный, наряду с английским. В дальнейшем мы планируем сделать эту школу гимназией. Здание школы интересно еще и тем, что планировалось оно изначально как спортивная школа. Поэтому там целых три спортзала, в которых мы планируем проводить занятия по национальной татарской борьбе куряш. Причем, эта секция будет работать не только для представителей нашей общины, но и для всех жителей микрорайона, которым это будет интересно.

Кроме того, нам выделили здание рядом со школой под детский сад. Всего планируется 6 групп, одна из которых будет с этнокомпонентом. Там будут собственные воспитатели, которые будут готовить детей для поступления в первый класс татарской школы.

— В чем, на Ваш взгляд, отличие обычной группы в детском саду от группы с этнокомпонентом?

— В первую очередь разница в культуре воспитания детей. Мы будем воспитывать их на традициях нашего народа, нашей религии. Детям будут преподавать национальный язык, основы Ислама, конечно же в форме понятной и допустимой для детей. Питание обязательно будет халяльное.

— Учитывая неоднородность и многонациональность Вашего города, скажите, как в мусульманской общине Иванова относятся к межнациональным бракам?

— К сожалению, это довольно распространено в наши дни. Но мы стараемся наставлять молодежь на создание татарской семьи, сохранение традиций и культуры нашего народа. И мы всячески поддерживаем и поощряем татарские молодые семьи.

— Какова численность мусульманской общины Иваново?

— Татар насчитывается около 10 000. Из них большинство - ивановские, жившие на этих землях испокон веков. В последнее время наша община стала активно пополняться за счет нижегородских татар и татар из Татарстана. Всего в Ивановской области около 60 000 мусульман по официальным данным.

— Это немало для города с полумиллионным населением. Кто представлен в общине кроме татар?

— Ивановская мусульманская община очень разнородна. В нее входят  чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, афганцы, узбеки, таджики, арабы, русские. И все они ходят в нашу воскресную школу, несмотря на то, что она называется татарской. Для всех желающих мы преподаем арабский язык. Слава Богу, у нас не возникает межнациональных и религиозных проблем. Недавно мы провели совместный Сабантуй, на который вместе с мусульманами пришли представители городской и областной администраций. В этом году мы очень серьезно отнеслись к проблеме продажи алкоголя на мусульманских праздниках. Люди должны понимать, что сабантуй – проявление мусульманской, татарской культуры. А наша культура не приемлет вино.

— Сегодня почти каждый регион может похвастаться многонациональным и мультикультурным составом. Но так было не всегда. Как вы думаете, Иваново исторически многонациональный регион?

— Нет, скорее мононациональный. Хотя о том, что татары живут здесь очень давно свидетельствует многое. Хотя бы то, что у многих сел области татарские названия. Кроме того, как стало известно из архивов в 1960 году в Иванововознесенске была выделена земля специально под татарское кладбище. А в 1908 году было дано разрешение на строительство Соборной мечети. Но по неизвестным причинам она так и не была тогда построена. Так что можно сказать, что мы воспользовались этим разрешением только через 100 лет.

— За счет постоянной миграции численность общины наверняка неуклонно растет. Хватает ли места в Соборной мечети для постоянно увеличивающейся уммы?

—Несмотря на то, что наша мечеть имеет три этажа, по праздникам места всем прихожанам не хватает. Думаю, если возникнет острая необходимость, мечеть построят в другой части города.

— Часто бывает, что Национальные и Духовные управления с трудом добиваются согласия властей на национальные мероприятия. Ваш город принимает участие в организации подобных мероприятий?

— Да, именно в последние годы администрация начала оказывать нам поддержку как информационную, так и материальную. Совсем недавно Комитет по делам молодежи города Иваново выделил помещение для Союза татарской молодежи. Там планирует собираться не только татарская молодежь, но и все желающие. Работать Союз будет под девизом «Против алкоголизма и наркомании».

— Местные власти легко откликаются на просьбы и потребности общины?

— Слава богу, да! Я работаю уже 15 лет, и за все годы не было никаких проблем. Мы всегда умели договариваться, находить компромисс.

— Иваново — западный сосед Нижнего Новгорода и, как у добрых соседей, у нас много общего. Как Вы оцениваете деятельность Нижегородской мусульманской общины?

— Я очень рад, что приехал в Нижний Новгород, в Духовное Управление мусульман Нижегородской области. Мы следим за вашей деятельностью, перенимаем ваш опыт, особенно в издательском деле. Это замечательно, что вы находите возможность кроме духовной деятельности заниматься еще и просветительской, издавать книги по истории, богословию.

— Как Вам удается совмещать должность Председателя мусульманского религиозного объединения и Национально-культурной автономии татар?

— Я светский человек. Мой заместитель по Исламу окончил Университет в Медине, знает фарси, арабский. Заместитель по Культуре – Заслуженный артист России. В нашей школе все преподаватели хорошо образованны и имеют педагогический опыт. Я за профессионализм, за образование. Некоторые против такого совмещения, говорят, что культура мешает религии. Считаю, что культура, образование и религия только дополняют друг друга, помогая человеку всесторонне развиваться.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/719/">ISLAMRF.RU: Фарит-хазрат Ляпин: о татарских школах, власти и умме</a>