RSS | PDA | Архив   Воскресенье 29 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Семья Сафиных - пример служения Аллаху и своему народу

04.05.2009 14:41

В Свердловской области нет другой семьи, в которой и муж, и жена в равной степени внесли бы столь весомый вклад в исламское возрождение региона, как семья Сафиных. Муж — Рафаил Васильевич Сафин — имам-мухтасиб Красноуфимского, Ачитского и части Артинского районов от ДУМАЧР, супруга Расима Акзамовна Сафина — председатель Красноуфимской национально-культурной автономии татар. Мы поговорили с четой Сафиных об истории их семьи.  

 

— Ассаляму алейкум, Рафаил-хазрат и Расима-ханум, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Расскажите, пожалуйста, о себе и об истории вашего знакомства?

 

Рафаил-хазрат: Корни мои в деревне Гайны Ачитского района Свердловской области. Брат моего деда Габдулхай-хазрат Аминев был имамом этой деревни, но в 1937 году его расстреляли, а нашу семью выслали. Поэтому родился я в 1949 году в городе Ревда. Учился в Свердловском медицинском институте, потом долгое время работал врачом, а в 90-е годы стал имамом. 

 

Расима-ханум: Я родилась в 1947 году в той же деревне, откуда корни моего мужа — в Гайнах, старинной татарской деревне. Хотя Рафаил приезжал в молодости туда к родственникам, но наши пути не пересекались. Познакомились мы в студенческие годы, когда он учился в медицинском, а я в педагогическом институте на филфаке.

 

Рафаил-хазрат: Я полюбил ее с первого взгляда. У нас было очень много общего — оба были студентами, оба тянулись к знаниям, любили одни книги, одни фильмы, потом всегда их обсуждали.

 

Расима-ханум: Хочу сказать, что у нас всю жизнь были общие интересы — прошли по жизни совместный учительско-врачебный путь. После Ревды мы уехали на север, в город Нягань. Я была преподавателем русского языка, поэтому дома говорили по-русски, но прежде чем родить детей, поняли, что должны воспитать их в лоне родной татарской культуры. Поэтому начали читать друг другу вслух татарские журналы, чтобы вспомнить родной язык. И, слава Аллаху, все получилось. И сын, и дочь знают родной язык, умеют играть на музыкальных инструментах, петь татарские песни, уважают культуру и религию своего народа. За это мы не перестаем благодарить Всевышнего.

 

— С какими воспоминаниями связаны самые счастливые воспоминания вашей супружеской жизни?

 

Рафаил-хазрат: Недавно мы обсуждали этот вопрос с женой. Сошлись на том, что самым счастливым для нас было время, когда были живы наши родители. Мы раньше ездили несколько раз на юг, но потом посоветовались и решили весь отпуск проводить только в деревне. Мы на протяжении 20 лет приезжали к родителям в Гайны, вместе заготавливали сено, дрова, пили чай, ходили в лес. Вот это было самое замечательное время!

 

— А как вы оказались на севере?

 

Рафаил-хазрат: В тот момент двигали прагматические интересы: врачи на большой земле зарабатывали мало, а север открывал хорошие возможности. Подумав, мы решили попробовать поработать там. В Нягани мне пришлось осваивать новую специальность — если в Свердловской области я работал врачом-фтизиатором, то там эта ставка была занята, и мне пришлось проходить специализацию на должность врача-инфекциониста. О чем ничуть не жалею. Через некоторое время в Нягани открылось новое отделение, которое я возглавил. Условия жизни были очень трудные для тех, кто приезжал на север. Вагончики, отсутствие витаминов, масса различных болезней, о которых  врачи даже не знали. Мне довелось первому из врачей на Крайнем Севере поставить диагноз псевдотуберкулез, о чем до сих пор вспоминают мои коллеги.

 

Расима-ханум: Время, которое мы провели на севере, было взлетом моей педагогической карьеры. Когда я приехала, меня сразу назначили инспектором по вечернему образованию, состоя в этой должности, я составила несколько новых образовательных программ, которые получили одобрение руководства и меня назначили завучем в школу. Эта школа была огромным живым организмом: 81 педагог, 1400 учащихся, своя спортивная школа, плавательный бассейн, интернат. Школа работала в три смены, я заведовала огромным хозяйством и прошла там огонь, воду и медные трубы. Потом работала директором одной из северных школ. 

 

— Скажите, каким было настроение среди татарского и мусульманского населения на севере в годы перестройки, как повлияло это время на вашу жизнь?

 

Рафаил-хазрат: Тогда по всей стране царил ажиотаж, людям объявили — работайте на себя, зарабатывайте. И этим порывом были охвачены все слои населения. В годы перестройки я был в командировке в Ангарске Иркутской области. Там я впервые увидел этот бум: повсюду открывались видеосалоны, рестораны, закусочные. Я подумал, а почему бы нам с женой тоже не попробовать. Поскольку я был единственным врачом-инфекционистом, в администрации города мою идею восприняли отрицательно. Единственным возможностью было возложить это дело на Расиму. Мне еле-еле удалось ее уговорить...

 

Расима-ханум: Ой, как меня тогда ругали, стыдили, отговаривали (улыбается), приходили из парткома домой, говорили: «Как ты можешь бросать выпускные классы?» Но мужу удалось меня уговорить.

 

Рафаил-хазрат: Тогда у живущих на севере татар была большая ностальгия по малой родине, по родной культуре. Поэтому мы решили открыть кафе татарской кухни - сделать такой национальный уголок, где бы никто не пил, не курил, мог попробовать блюда национальной кухни из мяса-халяль. Мы привезли из Казани много бобин с национальной музыкой, Расима придумала дизайн, украсила кафе самоварами, пиалушками. И народ потянулся, среди посетителей было много русских, им очень нравилось. Это было одно из первых мусульманских кафе на севере Урала.

 

— Что же привело вас обратно на большую землю, на историческую родину — в Красноуфимский район?

 

Расима-ханум: Дело в том, что наша дочь, родившаяся на севере, тяжело заболела отитом. Детский врач сказал: «Если хотите сохранить жизнь ребенка, вам необходимо переехать в зону более умеренного климата». Да и наши пожилые родители просили перебраться поближе к ним. Квартирный вопрос был решен быстро — перед отъездом на север мы обменяли квартиру в Ревде на квартиру в Красноуфимске. Конечно, жалко было оставлять только начавшее вставать на ноги дело, но аргументы в пользу переезда были очень весомыми.

 

— Скажите, как получилось, что вы, приезжие люди, стали инициаторами и двигателями национально-религиозного возрождения красноуфимских татар?

 

Расима-ханум: Не думайте, что у нас были тут какие-то знакомства и связи. Единственные люди, которых мы знали в Красноуфимске, была семья наших дальних родственников. Когда мы приехали, то сначала работали в медицинском училище — я преподавала литературу, Рафаил — внутренние болезни, но, потеряв из-за обвала рубля в 1990 году все северные сбережения, вновь начали думать о собственном деле. Рафаил постоянно учился — окончил курсы психотерапевта, гирудотепапевта. Организовали частную клинику нетрадиционной медицине, ездили по деревням, знакомились с людьми. Сразу как приехали, начали общаться с татарами. Тогда только появился татарский театр, который организовала местная татарская интеллигенция. Идеологом была Светлана Габсатарова, режиссером — заслуженный работник культуры Нагим Идрисов. Посещение первого же спектакля этого театра привело меня в восторг. Все, что во мне было татарского, всколыхнулось, забилось. Я прошла за кулисы и попросилась в труппу. Стала играть сначала вторые, затем и главные роли. А после ухода Идрисова в течение четырех лет работала режиссером. Мы работали очень хорошо, театр получил звание «народного». Точно также и с Рафаилом — когда мы приехали, то пошли искать, где в Красноуфимске мусульманская община. Нас пригласили в одну семью, мы поинтересовались, есть ли в городе мулла. Сказали, что есть, но это оказался человек, в имени которого присутствовало это слово. А когда мы познакомились с верующими Красноуфимска, волею Аллаха приняли участие в религиозном возрождении.

 

— В чем это выразилось? Как вы, Расима-ханум, стали национальным лидером, а вы, Рафаил-хазрат, лидером духовным?

 

Рафаил-хазрат: В 1990 году я стал председателем мусульманской общины Красноуфимска, в 2007-м – имам-мухтасибом нескольких районов от Казыятского управления мусульман. Несложно было стать имамом, ведь врач лечит тело, а имам — душу. Я всегда старался заботиться о душе человека, ведь мои предки были имамами, у меня всегда была тяга к этому в душе. Жаль только, что это пришло ко мне в довольно позднем возрасте, сейчас мне 60 лет.

 

Расима-ханум: Что касается национальной культуры, то недавно Александр Проханов, отвечая на вопрос, как он относится к татарам, сказал: «Татары — это монолит». Хотелось бы, чтобы так и было, но, к сожалению, это далеко не так. За советское время было очень многое утрачено и сейчас в деревнях идет полное разложение, народу безразлично, какая у него культура, религия, искусство. Все духовные ценности утрачены, и восстанавливать их очень трудно. Я на общественных началах и на свои средства в течение двух лет в начале 90-х годов выпускала газету «Тансу» на татарском языке, потом до закрытия красноуфимского радио в течение нескольких лет вела еженедельные двадцатиминутные программы на родном языке, которые пользовались большой популярностью у местных татар. Вместе с администрацией мы возродили и сделали традиционными ежегодные районные сабантуи, с заслуженным работником РФ, возглавлявшим татарский центр Красноуфимска Л. Исимбаевым, организовали в татарских и башкирских деревнях празднование навруза. Сейчас это стало уже доброй традицией. Казалось бы, сделано много, но остается осадок от того, что поддержка народной культуры сводится в основном к мероприятиям: прошел фестиваль народного творчества, сабантуй, конкурс, чиновники отчитались, сказали, как все хорошо с национальной культурой. Тогда как надо поддерживать ежедневную, кропотливую работу: репетиции, уроки, съезды.

 

— Кстати, о съездах. Я не первый раз бываю в Красноуфимской мечети на районных и областных съездах имамов, складывается впечатление, что мечеть, одна из старейших в области, вновь стала центром просвещения, каким она была до революции. Так ли это?

 

Расима-ханум: В последние годы - да, у нас работает школа-мактаб. Мы стараемся проводить ежемесячные совещания имамов, организуем для них образовательные курсы. Рафаил старается вывозить местных имамов на мероприятия в Екатеринбург, Первоуральск, если получается, в Москву и Казань. Это кропотливая каждодневная работа, которую не всегда видно.

 

Рафаил-хазрат: Действительно, нам удалось наладить постоянную работу и обмен опытом между имамами деревень трех наших районов, на наши совещания собирается не менее 20 руководителей мусульманских общин. К сожалению, почти всем им далеко за 60, я – самый молодой. Мы приглашаем образованных муаллимов (учителей мусульманских наук), многие имамы обучаются заочно в КВММ «Мухаммадия». Кстати, и мы с Расимой тоже в этом году заканчиваем это медресе. Я всегда призываю имамов учиться, ведь сейчас без знаний никуда, прихожане становятся более образованными и, соответственно, хотят иметь образованного имама.

 

— Продолжая разговор про образование, не могу ни отметить, что нигде в Свердловской области, кроме вашего района, в средних школах не преподаются основы исламской культуры. Вы, Расима-ханум, даже награждены за это медалью Совета муфтиев России? Как вы сумели наладить образовательный процесс?

 

Расима-ханум: Действительно, в нескольких школах двумя нашими муаллимами ведется преподавание основ исламской культуры. Занятия ведутся по программам, которые я составляла для летних лагерей, организуемых для юных мусульман. Потом они были доработаны Институтом развития регионального образования и согласованы с Министерством образования Свердловской области. Когда мы вышли с данной инициативой, директора школ восприняли ее очень настороженно, боялись, мало ли что будут рассказывать детям. Но вот уже несколько лет классы полны детей, а руководство школ довольно результатом.  

 

– Другой уникальный проект, который реализовала ваша семья, – это одно из немногих в регионе халяльных кафе, как оно появилось?

 

Расима-ханум: Татары составляют вторую по численности группу населения города и района. Надо же им где-то встречаться? Поэтому, когда мы обосновались в Красноуфимске, решили реализовать наш северный проект национальной чайханы. Вот уже в течение нескольких лет на рынке Красноуфимска работает татарская чайхана. Мы готовим там национальные блюда, играет национальная музыка, нет ни спиртного, ни табака, мясо-халаль, поэтому мусульмане очень любят это заведение. Посещают его и люди других национальностей. Очень многие семьи в выходные приходят к нам с детьми, чтобы в тишине и спокойствии пообедать. У нас есть такие блюда как пермячи с картошкой, манты по-казански, суп с тукмачем, разнообразная выпечка, включая эч-пычмак и беляши. Кроме того, в кафе есть небольшой магазинчик, где продаются национальные и мусульманские товары: одежда, диски, книги, открытки и многое другое. 

 

— Не считаете ли вы, что не Екатеринбург, а Красноуфимск должен быть региональным исламским центром, так как в окрестных районах с компактным проживанием мусульман больше всего мечетей? 

 

Рафаил-хазрат: Глава мусульман УрФО от ДУМ АЧР Данис-хазрат Давлетов всегда говорил, что Красноуфимск должен быть таким центром. Ведь мы находимся на самом пересечении: рядом Башкирия, рядом Пермский край, к нам очень часто приезжают в гости имамы и мусульмане из других регионов. Конечно, все институты власти находятся в Екатеринбурге, но мы хотим создать нормальное работающее мухтасибатское управление со штатом людей, которые будут в ежедневном режиме решать все насущные вопросы, связанные с исламом в нашем регионе.

 

— Большое внимание к Красноуфимскому району проявляют и исследователи. В ряде книг, выпущенных в Казани, вам вынесена благодарность. Расскажите, пожалуйста, о вашем взаимодействии с татарстанскими учеными.

 

Расима-ханум: Всегда хочется, чтобы о культуре татар нашего края знало как можно больше людей. Мы активно сотрудничали с местным нашим краеведом Мухаммеднуром Муллануровым, к сожалению, ныне покойным, который написал несколько книг по истории татар, башкир и национальных деревень района. Долгое время у нас дома жила казанский исследователь Флёра Баязитова, которая изучала говоры татарского населения Среднего Урала. Результатам ее исследовательских изысканий стала внушительная монография на татарском языке «Татары Среднего Урала». Презентация этой книги состоялась на одном из заседаний Всемирного конгресса татар. Книга Юсуповых «Красноуфимские татары: история, язык. фольклор» (на татарском языке) посвящена именно жителям нашего района, в ней дан экскурс в историю татар района, а также приведен анализ современного состояния местных диалектов татарского языка. Презентацию книги Юсуповых мы провели в Красноуфимске.

 

– Спасибо за интересный разговор. Остается только пожелать вашей семье счастья, крепкого здоровья и помощи Всевышнего в нелегком деле национально-религиозного возрождения.

 

Беседовал Алексей Старостин, фото автора  

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/8459/">ISLAMRF.RU: Семья Сафиных - пример служения Аллаху и своему народу</a>