RSS | PDA | Архив   Вторник 12 Ноябрь 2019 | 1433 х.
 

Нафигулла Аширов: религиозные деятели не должны быть подобны врачу, который скрывает болезнь

14.05.2009 16:04

В конце мая в Екатеринбурге пройдут торжества в честь 10-летия Духовного управления мусульман Азиатской части России. В канун юбилея наш корреспондент задал несколько вопросов лидеру ДУМАЧР, муфтию Нафигулле Аширову.  

 

- Уважаемый Нафигулла-хазрат! Десять лет назад было создано Духовное управление мусульман Азиатской части России, объединяющее к сегодняшнему дню более 200 мусульманских общин. Во всех регионах от Урала до Камчатки действуют центры ДУМАЧР. Работу каких казыятов вы привели бы в качестве примера? Как оцениваете всю проведенную работу за десять минувших лет?

 

- Объединительные процессы среди мусульманских организаций России начались еще в 1993 году, когда после развала СССР вместе с государственными институтами и политической системой распалась и единая духовная структура, объединявшая мусульман Советского Союза. Появились новые либеральные законы, регулирующие государственно-религиозные отношения, которые позволили в регионах новой демократической России создавать религиозные центры мусульман на совершенно новых добровольных принципах. Так, в августе 1997 года, с целью объединения вновь образованных и разрозненных мусульманских общин Урала, Сибири и Дальнего Востока, в древней столице Сибири, городе Тобольске, прошла конференция мусульманских лидеров указанных регионов. На этом историческом Курултае была учреждено Духовное управление, в которое вошли религиозные общины азиатской части страны. В 1998 г. ДУМАЧР получило официальную регистрацию Министерства юстиции Российской Федерации за № 415. Это стало большим событием для мусульман обширных регионов азиатской части страны, особенно в областях Восточной Сибири и Дальнего Востока, где отсутствовала организованная религиозная деятельность.

 

В настоящее время под каноническим управлением ДУМАЧР  в 25 субъектах Российской Федерации действуют 28 региональных духовных и казыятских управлений, более 270 местных мусульманских религиозных организации и около 200 религиозных групп. Безусловно, успех деятельности той или иной организации в первую очередь зависит от того, как наши религиозные деятели трудятся на местах, как они взаимодействуют с общинами, представителями органов государственной власти. Я всегда говорил и еще раз подчеркиваю, что Духовное управление не должно стремиться к авторитарным методам управления и пытаться контролировать каждую общину. Главной целью Духовного управления, я считаю, должна быть консолидация мусульманских организаций на добровольных, братских основах, заложенных в нашей религии, а не на директивных указаниях сверху. Наша цель - дать возможность региональным лидерам реализовать свой потенциал. Мусульмане в регионах сами выбирают своего лидера. Принцип назначения, которым пользуются в других Духовных управлениях, мы считаем, не учитывает интересов и особенностей местных мусульман.

 

Хвала Аллаху, большинство региональных управлений ДУМАЧР успешно решают поставленные задачи, будь то организация новых общин, содействие в получении знаний об исламе на курсах при мечетях, проведение встреч, лекций, посещение мест лишения свободы и воинских частей, успешное взаимодействие с органами власти. Особо хочется работу наших центров в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Омской областях, на Ямале, в Приморском крае, Алтае и Якутии. Конечно, есть и региональные управления, которые по ряду объективных причин не в полной мере выполняют свои функции. Сказывается отдаленность общин, имеет место и слабость самих религиозных деятелей, не умеющих наладить партнерские отношения с органами власти на местах, замыкающихся на проблемах только своих мечетей, оставляя без внимания другие общины. К тому же кое-где в чиновничьей среде еще сохраняются реликты коммунистического мышления и тоталитарные принципы управления. Тем не менее, мы должны всеми силами, своей повседневной работой преодолевать те негативные впечатления о нашей религии, которые нередко остаточными явлениями витают в умах некоторых чиновников.

 

- Известно, что в Тюменской области, откуда вы родом, немало фамилий, связанных с бухарскими шейхами. Нет ли у Вас бухарских корней?  Расскажите, как Вы пришли в Ислам?

 

- В сибирско-татарских деревнях, которые до недавнего времени назывались нашим древним словом «юрты», жители зачастую четко знают свое происхождение. Помнят, что до революции они были разделены по принципу «бухарские» и «ясачные» и даже имели разный общественный статус. «Бухарцы» являлись подданными Бухарского эмира, были освобождены от уплаты налога, называемого «ясаком», не призывались на воинскую службу в отличие от «ясачных» татар. Да, мой род, как и других выходцев из нашего древнего аула, Юрт Тачимовских, восходит к бухарцам. В настоящее время, конечно же, эти различия не имеют принципиального значения, о них редко вспоминают, российское гражданство дает всем нам равноправный статус.

 

Мой приход в ислам совпал с открытием  мечети в Тобольске (первой в Тюменской области). Это было в 1978 году. Здесь я получил первые знания об основах Ислама, был назначен тобольскими аксакалами муэдзином. Затем были семь лет учебы Исламском Духовном медресе «Мир-Араб» в Бухаре. После учебы ненадолго вернулся в Тобольск, затем получил назначение на работу в Духовное управление мусульман в г. Уфе. Так начиналась моя религиозная деятельность, которая, по воле Аллаха, длиться по сей день.

 

- Вашего родного аула Шульгун (Юрт Тачимовских) сегодня нет на карте Тюменской области. Бывая на родине, посещаете ли место, где находился  Шульгун? Какие воспоминания связаны с родной землей?

 

- К большому сожалению, от нашего аула не осталось и следа. Сейчас то место занято пашней. Я всегда с грустью вспоминаю Шульгун. В памяти сохранились лишь туманные обрывки того времени, когда в окружении родных и близких мы, дети, предавались беззаботным играм и забавам. Наша семья одной из последних покинула обреченный на снос аул, мне тогда было четыре-пять лет. Честно сказать, я завидую тем, кто имеет возможность приехать в свою родовую деревню, увидеть близких, предаться воспоминаниям. Жизнь разбросала жителей Юрт Тачимовских по разным местам…

 

- Вы нередкий гость на телевидении, Вас часто цитируют в печатных изданиях. Скажите, люди узнают Вас на улице?

 

- Телевидение и другие СМИ дают возможность поделиться своим мнением относительно происходящих в стране и мире процессах. Я считаю, что это очень важно - участвовать в телевизионных дебатах и, таким образом, вносить в обсуждение проблем общества новое видение путей их решения. А, что касается того, узнают меня или нет на улицах, думаю, в наше скоротечное время это не очень важно. Важно то, как твое слово воздействует на решение стоящих перед обществом проблем, порой самых острых и жизненно важных проблем, от которых зависит стабильность в обществе и судьба нашей общей Родины. Мы, религиозные деятели, не имеем права в угоду кому-либо уходить от проблем и, приукрашивая действительность, тем самым обманывать тех, от кого зависит решение этих проблем. Это подобно примеру врача, который, скрывая болезнь пациента, успокаивает его, говоря, что все хорошо. Такой подход приводит к осложнению болезни и гибели пациента. Болезни общества также могут усугубляться и перерастать в большие трудности.

 

- В Челябинской и Кемеровской областях, судя по сообщениям в СМИ, местные чиновники препятствуют деятельности региональных отделений ДУМАЧР. В качестве к «противовеса» этому примеру возьмем Тюменскую и Омскую области, где чиновники подчеркнуто нейтрально относятся ко всем законно зарегистрированным Духовным управлениям, не наделяя кого-либо из них особым статусом. На ваш взгляд, почему подобное стало возможным в Челябинском и Кемеровском регионе, ведь законы для чиновников одни?

 

- К сожалению, на практике часто федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который декларирует свободное осуществление религиозной деятельности, нарушается именно теми, кто должен стоять на его страже. По закону, местная религиозная организация абсолютно свободна в выборе Духовного управления и какой либо диктат в этом выборе должен быть исключен. Но на практике данный принцип федерального закона повсеместно нарушается, и особенно в регионах, где местным чиновникам хочется расширить свою самостийность. В наличие своего «самостийного» областного духовного управления, которое они опять же вопреки закону полностью переподчиняют себе, они видят некий атрибут своей самостоятельности от центра. Но это нарушение закона и прав верующих, в данном случае мусульман, на свободную реализацию принципов свободы совести. А это уже не частное дело областного чиновника, а подрыв доверия верующих к государственным законам, а значит и к самому государству. Особую актуальность и важность это приобретает в наше время, когда общество, и верующие в том числе, противостоят различным проявлениям экстремизма и терроризма. Подрыв веры в справедливость законов нашего государства в области государственно-религиозных отношений – есть должностное преступление. И против проявлений такого волюнтаристского подхода, особенно в такой тонкой и деликатной сфере как религия, мы должны бороться, и не бояться при этом всяких нелепых надуманных обвинений в свой адрес. В этом и заключается трудность миссии религиозного служения, которую мы должны нести искренне и с честью, как перед Всевышним, так и перед нашими верующими и обществом в целом. 

 

- Сегодня планету поразил страшный недуг в виде «свиного гриппа». Не находите ли в этом знамение Всевышнего, ведь в Корана и Ветхом Завете Библии предписано не употреблять в пищу мясо свиньи?

 

- Всевышний Аллах, ограждая человечество от болезней, запретил некоторые вещи, игнорируя которые люди совершают грех и приближают свою погибель. Строгий запрет Ислама на употребление свинины, изложенный в Досточтимом Коране, имеет и свое научное обоснование. К сожалению, некоторые люди, считающие себя мусульманами, дошли до такой степени нравственного падения, что стали разводить свиней, несмотря на строгий запрет Аллаха. Обратившись к недалекой истории медицины, мы найдем много болезней и эпидемий, связанных с нарушением запрета Аллаха на употребление свиньи в пищу и ее разведение. Конечно же, к таким же страшным заболеваниям относится и «свиной грипп», эпидемия которого вспыхнула в мире.

 

- Ваше отношение к нынешнему составу Экспертного совета при Минюсте?

 

- Безусловно, Федеральный Экспертный совет должен состоять из наиболее авторитетных российских религиоведов, в том числе признанных ученых исламоведов, лингвистов, психологов, юристов. Обязательным и необходимым условием объективной экспертизы должно стать участие в нем представителей соответствующих религиозных организаций и богословов. А участие людей, которые были замечены в фальсификации новейшей истории Ислама в России, и других ангажированных персон крайне не желательно. Это может привести к дискредитации самой идеи Совета, созданного по распоряжению Президента России.

 

- В заключении хотелось бы услышать несколько слов о планах Духовного управления мусульман Азиатской части России.

 

- ДУМАЧР, будучи одним из учредителей Совета муфтиев России, тесно сотрудничает с другими Духовными управлениями, исламскими учебными заведениями и центрами, общественными и религиозными объединениями мусульман в республиках и регионах РФ. Налажены тесные контакты с духовными центрами Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Украины, Белоруссии, стран Балтии. Ведется сотрудничество с лидерами «Всемирной Исламской Лиги», Генеральный секретарь которой посетил регионы Урала и Сибири, встретился с мусульманами, руководителями регионов и федеральных органов власти. Были встречи с лидерами «Организации Исламская Конференция», «Всемирного Исламского Призыва», «Совета ученых Пакистана», «Союза Исламских организаций Северной Америки» и многими другими религиозными деятелями, с кем поддерживаются рабочие контакты и ведется сотрудничество по вопросам духовно–религиозной жизни и просвещения.

 

Находясь в единой канонической сфере, общины ДУМАЧР гармонично включены в общую программу духовно–нравственного возрождения. Представители наших общин принимают участие на значимых мероприятиях, повышают уровень религиозного образования в различных учебных заведениях. Руководители региональных управлений активно участвуют на семинарах, конференциях, в межконфессиональных форумах, проводимых при сотрудничестве с ведущими исламскими организациями, а также в семинарах, проводимых «Российской Академией государственной службы при Президенте Российской Федерации», с которой, в рамках СМР, у нас имеется договор о долгосрочном сотрудничестве.

 

Намереваемся и в дальнейшем проводить работу, направленную на повышение уровня религиозного самосознания и грамотности членов наших общин. Претворение всех планов в жизнь, конечно, возможно лишь в том случае, если мы сообща будем преодолевать все трудности, надеясь на милость Аллаха и Его благословение.

 

Беседовал Калиль Кабдулвахитов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/8617/">ISLAMRF.RU: Нафигулла Аширов: религиозные деятели не должны быть подобны врачу, который скрывает болезнь</a>