RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

06-11-07 Единство мусульман России отвечает национальным интересам страны

06.11.2007 19:10

В воскресенье в Москве завершился III Всероссийский мусульманский форум, который проходил под эгидой Совета муфтиев России. Представители высшего духовного руководства мусульман России на пленарном заседании форума в четверг неоднократно подчеркивали, что российские мусульмане видят свое будущее только в России. Идея единения множества этноконфессиональных общностей в РФ поддерживается и на государственном уровне. Однако для того, чтобы она реально работала, необходимо сначала эти общности сплотить изнутри. И одной из первых на очереди стоит разрозненная мусульманская умма в России.

В российском экспертном сообществе мусульманскую умму в РФ, как правило, принято делить на две крупные региональные общности, а именно на мусульман Поволжья и мусульман Северного Кавказа. Существуют и другие деления российских мусульман: на «светских» и «религиозных» (или «ваххабитов», как их неверно называют некоторые «эксперты»); на шиитов и суннитов. Есть также классификация мусульманских народностей и на основе их принадлежности к одной из религиозно-правовых школ в исламе (мазхаб). Однако разделение уммы на поволжских и северокавказских мусульман уже стало традиционным. Именно так сегодня принято отличать друг от друга «относительно лояльных» федеральным властям мусульман Поволжского региона от «не очень лояльных» мусульман республик Северного Кавказа.

    Это разделение чувствовалось и на Всероссийском мусульманском форуме в Москве. Среди высших духовных мусульманских чинов России на ноябрьском форуме не было ни одного северокавказского муфтия. Некоторые эксперты даже отказывались называть его «всероссийским», предложив форуму более подходящее, на их взгляд, название – просто «поволжский». Впрочем, сторонники идеи всероссийского характера нынешнего форума настаивали на том, что председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обладает полноценным правом говорить от имени всех мусульман России. Юридически это действительно так. Однако на практике Гайнутдин не обладает ни достаточной харизмой, ни авторитетом среди всех российских мусульман. Мусульманская община России разъединена в первую очередь в силу того, что у нее отсутствует харизматичный лидер.

    На сегодняшний день в российском мусульманском духовенстве существует несколько конкурирующих между собой организаций, среди которых выделяются две основных. Это Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином и Центральное духовное управления мусульман России (ЦДУМР), лидером которого является Талгат Таджуддин. Еще совсем недавно широкое обсуждение велось вокруг инициативы Таджуддина по объединению к концу 2007 года СМР, ЦДУМР, а также Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Однако 2007 год уже на исходе, разговоры об объединении мусульман России несколько поутихли, а состав нынешнего Всероссийского мусульманского форума как бы поставил символическую точку на инициативе Таджуддина.

    Впрочем, нельзя винить одних российских мусульман в том, что они никак не могут объединиться. В настоящий момент существует как минимум два политических фактора, которые препятствуют этому процессу. Во-первых, это характер федеральной модели государственного управления регионами России. Кадровая политика федеральной власти в регионах, мягко скажем, далеко не всегда эффективна. Пример тому – беспомощность ингушского руководства, проявленная им во время летне-осенней эскалации напряженности в республике. Вызывает недовольство у некоторых российских мусульман и ставка Кремля на лидера Чечни Рамзана Кадырова как на представителя всей уммы за рубежом.

    Во-вторых, стоит учитывать и внешний фактор. Силы, опасающиеся укрепления России на мировой арене, проводят целенаправленную политику раскола российского общества изнутри. В том числе раскола внутри мусульманского сообщества. Яркий пример тому – «турне» муфтиев трех северокавказских республик – Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии – в США, на ранчо Джорджа Буша в июле-августе этого года. И хотя американская сторона постоянно подчеркивает, что эти ежегодные «турне» российских муфтиев не более, чем ознакомительные культурные встречи, сам факт таких вояжей Кремлю не по душе.

    Между тем культурно-исторические и политические различия мусульманских общин Поволжья и Северного Кавказа вовсе не являются тормозом для выработки единой линии и объединения уммы. Пример Ирана доказал, что мусульмане самых различных течений и направлений способны объединиться под началом единого лидера, в иранском случае аятоллы Хомейни.

    Однако РФ и российским мусульманам не нужен лидер революционного типа Хомейни. В России государственную политику определяет глава государства, а мусульманам страны нужен авторитетный харизматичный представитель в Кремле, который стал бы и мусульманским представителем РФ на мировой арене. Понятно, что такой человек должен устраивать и поволжские общины, и северокавказские. Необходимо также наладить процесс социального инкорпорирования мусульман-иммигрантов из бывших советских республик в российское мусульманское сообщество, создать централизованную систему мусульманского образования. Роль ислама в мире растет, мусульмане составляют значительную и очень активную часть российского общества, и их энергию необходимо использовать на благо российского государства.

Ирина Царегородцева

опубликовано в On-line версии газеты «РБК daily» 06.11.2007

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/888/">ISLAMRF.RU: 06-11-07 Единство мусульман России отвечает национальным интересам страны</a>