RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Всех под одну гребенку

29.05.2007 15:43

Прокуратура охраняет целомудрие «традиционного» российского Ислама, а всех кто на него покушается ждут преследования. 21 мая 2007 г. Коптевский суд г. Москвы признал экстремистскими русские переводы четырнадцати книг известного турецкого богослова и философа Бадиуззамана Саида Нурси

Таким образом, книги Саида Нурси в России запрещены, а их распространение преследуется законом.

В принципе, признание литературы экстремистской само по себе не выдерживает никакой критики. Об этом написано и сказано очень много. Большинство наблюдателей склоняются к мнению, что вместо того, чтобы разбираться вручную с каждым «нурсистом», с каждым «подпольным» медресе, решили просто объявить вне закона само явление, в данном случае книги. Потому что если бы объявили запретной саму секту – возни много, надо доказывать, что это действительно секта, которая действительно занималась чем-то противозаконным.

Давно в умме не наблюдалось такого единодушия и согласия как по вопросу об истинной природе сочинений Нурси. В прессе по этому поводу выступило множество религиозных деятелей, ученых, общественных деятелей, журналистов. Все, кто считает себя мусульманином, выразили свое возмущение и обеспокоенность происходящим. Многие из них высказывают свою обеспокоенность относительно «дела Нурси» не столько из любви к богословскому наследию турецкого ученого, но из опасений, что с запретом этих книг возникнет прецедент запрета любой религиозной литературы вообще, при этом, без достаточных оснований.

Вообще, вопрос об автоматическом исчезновении адептов того или иного религиозного учения с запретом соответствующей литературы, — спорный. «Книга Единобожия» запрещена, а ваххабитов от этого не меньше. Но запрет книг — это прекрасный предлог расправляться с неугодными и неудобными.

Тревожит и то, что в комментариях представителей татарстанской прокуратуры, в журналистских очерках в связи с делом Саида Нурси как пугало для общества упоминается термин «пантюркизм». В точности как это было во времена царской России. Тогда подозрения в пантюркизме или панисламизме было достаточно, чтобы упечь человека за решетку. При этом, что же такого плохого в партнерских отношениях тюркских народов по обе стороны российской границы, никто не объясняет. Разве тесные отношения России с другими славянскими народами и государствами угрожают целостности нашего государства? А тесные связи татар или башкир с турками, по мнению «компетентных органов», видимо, угрожает. Причем за тесное экономическое сотрудничество России и Турции, развившееся в течение последних нескольких лет, наша страна должна быть благодарна, в большой степени и мусульманским народам — своеобразным «мостикам» между двумя государствами. Но это, кажется, не в счет.

Так вот, в связи с возрождением призрака пантюркизма в глазах правоохранительных органов, возникают опасения, что пострадать могут сами отношения российских мусульман с приверженцами Ислама из других стран. Строго говоря, любые связи российских мусульманских структур из «тюркских» республик с аналогичными турецкими могут быть квалифицированы как пантюркизм. А там и до запрета панисламизма недалеко. Тогда общаться с братьями по вере из других стран российским мусульманам будет возможно и вовсе только с разрешения вышестоящих государственных структур.

Попытаемся понять логику прокуратуры и вторящего ей суда – почему в действительности труды Бедиуззамана как бельмо в глазу у власти? Промониторив публикации в массмедиа, приходим к выводу, что основные претензии к нему такие – Саид Нурси является идейным вдохновителем секты «нурджулар», нетрадиционной для России. Данная секта ведет антигосударственную деятельность, призывает к экстремизму (что впрочем, суду не удалось доказать ни в Омске в 2005 году, ни в Набережных Челнах в 2006). Адепты секты воспитываются в многочисленных особых учебных заведениях – турецких лицеях, которые действуют, заметим, вполне легально. Сюда же вплетена деятельность турецкого общественного деятеля, многие годы проживающего в США Фетхуллаха Гюлена.

Публикации в СМИ, как настроенные анти-нурсистски, так и про-нурсистски, не дают объяснения этой цепочке – Нурси – «нурджулар» – Фетхуллах Гюлен – «турецкие лицеи». Попытаемся внести в этот эпизод ясность.

Начнем со связки Нурси-Гюлен: какова связь между Саидом Нурси, книги которого запретили за экстремизм, и Фетхуллахом Гюленом, которого прокуратура представляет главным транслятором этих экстремистских идей?

Действительно, г-н Гюлен является лидером мощной интернациональной группы общественных и образовательных организаций. По данным американского ученого, доктора философии Томаса Мишеля (Thomas Michel), которые он приводит в статье «Современные мусульманские мирные движения: динамичная альтернатива агрессии» («Сontemporary Muslim peace movements: a dynamic alternative to violence»), в 75 странах мира на 5 континентах, действуют более 600 школ и 6 университетов, основанных Фетхуллахом Гюленом и его последователями. В той же статье Томаса Мишеля приводятся данные об обширной сети средств массовой информации, контролируемых подвластными Гюлену структурами. В частности там говорится о 35 газетах и журналах на множестве языков мира, самая известная из которых Zaman – выходящая в 20 странах мира общим тиражом 500 тысяч. В распоряжении Гюлена также телеканал Samanyolu.

Столь впечатляющая сеть, вкупе с превосходным уровнем знаний, хорошей технической оснащенностью учебных заведений, дает, безусловно, прекрасные возможности для воспитания подлинной элиты. Собственно таковыми и являются выпускники татарско-турецких, башкирско-турецких, чувашско-турецких, якутско-турецких и многих других лицеев и колледжей, успешно работающих в России уже более 10 лет. Их выпускники поступают в лучшие вузы, делают блестящую деловую или академическую карьеру, и что характерно, действительно представляют собой сообщества: среди тех, кто когда-либо был вовлечен в эту систему, очень крепки взаимоподдержка, взаимовыручка, преданность своим учителям и товарищам. Кроме того, не вызывающий нареканий моральный облик – также «визитная карточка» «лицеистов».

То, что ученики и выпускники турецких учебных заведений на территории России – особое сообщество, закрытый клуб – не вызывает сомнений. Но само по себе это ведь не является нарушением закона, и тем более диверсионной деятельностью.

Большинство учащихся «гюленовских лицеев» никогда и не слышали о том, кто такой Фетхуллах Гюлен, и даже Саид Нурси и тем более не читали их произведений. В учебной программе нет и намека на преподавание религии, а особых религиозных учений — тем паче.

Прямой связи между книгами Саида Нурси и деятельностью турецких лицеев в России нет, хотя основатель лицеев Гюлен хорошо знаком с этими книгами, свои знания он никак не передает в стенах светских учебных заведений. Никакая, даже самая пристальная проверка, не обнаружит в их деятельности ничего противозаконного и в соответствующих органах это отлично известно. Очевидно, это прекрасно понимают и правоохранительные органы.

Фетхуллах Гюлен лично и как автор богословских книг не является последователем идей Нурси и сам себя к таковым не причисляет. Утверждая это, большинство экспертов, тем не менее, отмечают, что, в том числе и книги Нурси вдохновили Гюлена к написанию собственных трудов.

Таким образом, обвинения сети турецких лицеев в нурсизме, строго говоря, не обоснованы.

Сложность заключается в том, что лишь этим «нурсистское» присутствие в России не ограничивается. Даже в самой Турции религиозных сект, считающих себя последователями Нурси, наберется не менее дюжины. В регионах действуют и другие общины нурсистов, которые ни организационно, ни финансово не пересекаются со структурами под руководством Гюлена. Эти, как правило, снимают квартиру, в которой организуется «самопальное» медресе, шакирды которого большую часть времени посвящают изучению трудов Саида Нурси. И если общеобразовательные турецкие лицеи существуют в России относительно спокойно, то эти последние «подпольные» медресе преследуются органами безопасности. Несколько таких были закрыты и в Татарстане.

Судя по всему, преследования нурсистов основаны на их «не-традиционности», следовательно, не соответствии российским реалиям. А чем конкретно это нетрадиционное для России учение может навредить – неизвестно. Прокуратура долго тщилась доказать его вредоносность, но так и не смогла. Очевидно, начало репрессивной кампании против движения Таблиг – это тоже лишь дело времени.

Создается впечатление, что наши «органы», которые пуще всех российских муфтиев и имамов вместе взятых, стерегут целомудрие нашего «традиционного, российского» Ислама, всерьез занялись тем, чтобы причесать всех мусульман под одну гребенку. Им кажется, что «настоящий», «правильный» Ислам только один, единственный и неповторимый.

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление от темы — никто не спорит — надо всячески препятствовать и противодействовать проникновению в Россию экзотических исламских сект, которые никаких шансов мирно ужиться на российской почве и органично «вписаться» в нашу мультирелигиозную среду не имеют. Но, к сожалению, в нашей стране это способны делать только самыми радикальными мерами – арестами, запретами, гонениями. Между тем, год от года все эти «противоэкстремистские» кампании словно мертвому припарка – «экстремистский» Ислам только набирает и в качестве и в количестве, в основном, из-за того, что нет ему адекватной альтернативы – такой же сильной и привлекательной для молодежи. В этом традиционные мусульманские духовные центры - муфтияты терпят почти полное фиаско и партнерства между духовными и государственными структурами в этой области как то не сложилось.

Но это лишь авторская ремарка, а остановились мы на том, что властям хотелось бы видеть всех российских мусульман одинаковыми – одинаково совершающими намаз, одинаково думающими и осмысляющими Всевышнего, этот мир и себя в нем. Но проблема в том, что такого никогда не было в истории и быть не может. В любом случае община верующих в своей среде делится на разные подгруппы, кружки. В любой мусульманской среде, даже в рамках одного мазхаба, будут мусульмане-консерваторы, либералы, интеллектуалы, эзотерики. Сейчас в России происходит как раз процесс такого расслоения, так как уже набралась достаточная масса соблюдающих мусульман для того, чтобы в своей среде объединяться по приоритетам.

Если в одной мечети образуется кружок штудирующих Коран, в другой – кружок изучающих хадисы, в третьей – занимающихся каллиграфией и изобразительным искусством, а в четвертой, к примеру, изучением трудов Саида Нурси — это нормально, это не угрожает нашему отечеству и «отечественному» Исламу, как не угрожает системе образования в целом наличия в ней профильных школ с углубленным изучением тех или иных наук.

Диляра Рахимова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/228/">ISLAMRF.RU: Всех под одну гребенку</a>