RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Слово – Роману Силантьеву. Часть 2

19.11.2012 11:37

Роман Силантьев о ЦДУМ и его председателе, муфтии Талгате Таджуддине

 

Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. – М.: «Алгоритм», 2007.

«К марту 2005 года кризис ЦДУМ… достиг своего апогея. Верховный муфтий Талгат Таджуддин практически перестал участвовать в публичных мероприятиях… Его организация медленно умирала, и ее позиция становилась все менее востребованной властными структурами…

11 апреля 2005 года на очередном пленуме ЦДУМ был создан Исполнительный комитет этой организации во главе с …Мухаммадгали Хузиным… Предполагалось, что Исполком ЦДУМ, получив особые полномочия, поможет нормализовать работу этой организации и со временем выведет ее из кризиса. …21 ноября 2005 года на чрезвычайном пленуме ЦДУМ в Уфе исполком этой организации был распущен, а его председатель муфтий Мухаммадгали Хузин также лишился поста первого заместителя верховного муфтия. …Новым первым заместителем ЦДУМ стал муфтий Чувашии Альбир Крганов, повысил свой статус также муфтий Тагир Саматов» (стр. 184-186).

«Мужем [так в тексте!] Мухаммада Таджуддина, муфтия Регионального ДУМ Республики Башкортостан [в составе ЦДУМ], стала внучка авторитетного мишаря Габдулхака Саматова, долгое время занимавшего пост главного казыя ДУМ РТ. Один из сыновей Саматова, Тагир, сейчас является заместителем Талгата Таджуддина…» (стр. 277). «Самым известным из спонсоров ЦДУМ стал мишарский бизнесмен Ряшит Баязитов» (стр. 406). «Среди лидеров ЦДУМ постоянно циркулируют слухи о возможном «мишарском перевороте». Эти слухи не получили отражения в прессе, однако сомневаться в их достоверности не приходится» (стр. 320).

«Впервые слухи о психической болезни Таджуддина возникли… летом 1992 года. На церемонии открытия мечети в Набережных Челнах Таджуддин прилюдно избил имам-хатыба… Этот скандальный эпизод дал повод оппонентам верховного муфтия обвинить его в психических нарушениях. Неизвестные психиатры… сделали вывод о предрасположенности Таджуддина к шизофрении… Про психическое нездоровье Таджуддина распускались самые

невероятные слухи, причем отнюдь не анонимные – некоторые мусульманские лидеры – … Валиулла Якупов – открыто утверждали, что были непосредственными свидетелями его неадекватного поведения.

Осенью 1994 года противники Таджуддина [члены ЦДУМ, инициировавшие VII чрезвычайный съезд ЦДУМ в Уфе] предприняли попытку насильно увезти его в психиатрическую больницу прямо с конференции…, и лишь вмешательство милиции спасло верховного муфтия от принудительной госпитализации…» (стр. 284-285).

«Весьма бурную реакцию оппонентов главы ДУМЕС-ЦДУМ вызвали его высказывания о «Святой Руси», об «огромных праздниках для мусульман» – Рождестве Христовом и Пасхе, об объединении ислама и христианства в XXI веке. …В вину Талгату Таджуддину вменялись и конкретные действия той же направленности, как то: прилюдное целование руки Патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II на приеме в Кремле и ношение переделанной под чалму православной архиерейской митры… Другими доказательствами еретической сущности Таджуддина стали его «сомнительные фетвы» и кощунственные заявления». (стр.289-290).

«В августе 1991 года правительство Саудовской Аравии перечислило ДУМЕС первый благотворительный взнос в размере полутора миллионов долларов. В том же году от Объединенных Арабских Эмиратов было получено 50 тысяч долларов, в 1992 году 140 тысяч долларов передала в дар ДУМЕС кувейтская делегация, присутствовавшая на открытии мечети … в Набережных Челнах…» (стр. 300-301).

«Муфтий Ульяновской области [в составе ЦДУМ] был обвинен в присвоении пожертвований, нецелевом использовании средств муфтията, манипуляциях с путевками на хадж и в даче значительных взяток (в 130 тысяч долларов и 1 миллион рублей) чиновникам областной администрации и даже в дружбе с братом Усамы бен Ладена…» (стр.303).

«Естественно, что до середины 1992 года главным и единственным партнером зарубежных благотворителей было ДУМЕС. В 1991 году благотворители из Объединенных Арабских Эмиратов выделили ДУМЕС 250 тысяч долларов, а в январе 1992 года Таджуддин заключил договор с Исламским банком развития (Саудовская Аравия) о предоставлении ДУМЕС, по разным данным, от 1,2 до 1,5 млн. долларов на строительство мечетей в Уфе, Казани и Москве, а также на открытие нескольких медресе. В июле 1992 года 140 тысяч долларов пожертвовали кувейтцы, а в 1991 году саудовский бизнесмен Тарик бен Ладен передал муфтию Талгату Таджуддину 20 тысяч долларов в качестве начального взноса на строительство мечети «Абдель Азиз бен Сауд» в Ульяновске.

Помимо непосредственно финансовой помощи, зарубежные благотворители передавали в ДУМЕС литературу…, выделяли бесплатные путевки на хадж и умру, предоставляли гранты на обучение студентов и повышение квалификации имамов. Все эти блага распределялись через центральный аппарат ДУМЕС по указаниям муфтия Талгата Таджуддина… «Можно себе представить чувства …видевших, как Таджуддин бесконтрольно тратит огромные деньги» – отмечал исламовед М. Тульский» (стр. 394-395).

«…Часть денег из Саудовской Аравии и других стран поступала «черным налом»…: «…в 1992 году Таджуддин получил 200-250 тысяч долларов от генерального секретаря Лиги исламского мира Омара Насыра. Заключен договор на строительство мечети «Кул-Шариф» в Казани и соборной мечети в Уфе, взносы на эти цели привезли наличными, естественно, эти мечети так и не были построены. Потом он эти деньги отдал на раскрутку московским бизнесменам.» (стр. 401).

«До середины 90-х годов благотворители, выделившие деньги на строительство мечети или медресе, не требовали детальных отчетов и зачастую довольствовались только фотографиями построенных зданий. Сравнивая объем перечисленных средств с количеством открытых мечетей, можно с уверенностью констатировать, что большая их часть была использована не по назначению». (стр. 402).

[Из Заключения:] «Мусульмане [в России] широко представлены во властных структурах и бизнесе, оскорбление их чувств считается серьезным преступлением [так в тексте!], в то время как сами они зачастую могут безнаказанно выражать очень радикальные

точки зрения [так в тексте!]. Более того, ислам стал самой привилегированной религией России [так в тексте!].… Благоприятна для приверженцев ислама и демографическая ситуация… Международная обстановка дополнительно стимулирует развитие российского ислама…» (стр. 470-471).

«Как же будет развиваться российский ислам…? Очевидно, что до президентских выборов 2008 года особых потрясений на исламском фронте не будет… И ЦДУМ, и Совет муфтиев России, и КЦМСК [Координационный центр мусульман Северного Кавказа] гарантированно проживут еще полтора года…, а вот затем возможны варианты… Из трех центров российского ислама уцелеет только Совет муфтиев России, возможно, преобразованный только в некий общероссийский муфтият…» (стр. 489).

«…Логично возникает вопрос – а реально ли как-то исправить ситуацию и вывести российский ислам из кризиса? Если отвечать на этот вопрос честно, следует признать, что шансов на благополучный исход практически нет…» (стр. 490-491).

«Вне всякого сомнения, существующий раскол [в среде российских мусульман] является аномалией, однако и объединение мусульман под единым руководством вряд и целесообразно» (стр. 492).

 

 

Ссылки по теме:

Слово – Роману Силантьеву. Часть 1

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/25037/">ISLAMRF.RU: Слово – Роману Силантьеву. Часть 2</a>