RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

24-02-07 Совет Федерации против Татарстана

16.04.2007 17:20

21 февраля с.г. Совет Федерации отклонил подписание Договора о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном. Экспертно-аналитическое сообщество уже обратило внимание на то, что это шаг является для послушной верхней палаты российского парламента «беспрецедентным», поскольку закон был внесен Президентом РФ и прошел все стадии обсуждения и голосования в Государственной Думе.

Помимо партийных противоречий между «Справедливой Россией», возглавляемой главой СФ С.Мироновым, и «Единой Россией» во главе со спикером ГД Б.Грызловым, очевидным образом на прохождение законопроекта сыграла и общая политика Кремля, направленная на ликвидацию договорных отношений с регионами: с одной стороны, В.Путин выполнил свое обещание, данное им в Татарстане в 2002 г. делегатам III Всемирного конгресса татар, но, с другой стороны, представитель Президента в СФ уже заявил, что не будет настаивать на пересмотре решения сенаторов. Таким образом, каждый из участников политического процесса выполнил свою часть игры.

О том, что Договор с Татарстаном несет в себе лишь символическую нагрузку, заявили уже многие политики, в частности, Б.Грызлов. Этот факт и невозможно опровергнуть — в противном случае текст Договора не прошел бы многоступенчатую систему проверок соответствия нынешнему жесткому законодательству в области федеральных отношений. И все-таки, почему Москве понадобилось провести такую публичную и оскорбительную акцию унижения Республики Татарстан и ее лидера именно сейчас, когда М.Шаймиев только что вернулся из совместной с В.Путиным поездки в Саудовскую Аравию, где он олицетворял собой «российский Ислам»?

Для начала обратим внимание на институт Совета Федерации с точки зрения представления в нем реальных интересов «российского многонационального народа». Общеизвестно, что на волне борьбы с «парадом суверенитетов» центральная власть кардинально поменяла не только стиль работы СФ, но и саму методику избрания сенаторов, так что в итоге получила полностью запрограммированный на нужный результат аппарат чиновников, практически никак не связанных со своими регионами. Поскольку само понятие Федерации в нашей стране так или иначе связано в первую очередь с республиками, которые — нравится нам это или нет — образованы по национальному признаку, логично было бы предположить, что хотя бы в этом церемониальном аппарате должны быть представлены многочисленные нации России, ведь в других институтах федеральной власти представители этих наций могут добиться значимых постов лишь ценой отказа от своей этнической и религиозной идентичности (напр., С.Шойгу, Р.Нургалиев). В этом плане Татарстану в Совете Федерации, можно сказать, даже повезло: все-таки он представлен здесь татарином. Другие же республики не могут добиться даже и того, чтобы их интересы отстаивались представителями коренного населения. Скажем, какое отношение имеют к Туве Людмила Нарусова, которая вошла в политику только известным фактом своего вдовства, или православный олигарх Сергей Пугачев? А не обидно ли Башкирии, за то, кем она представлена в СФ помимо воли ее народа? Однако в Москве, очевидно, предполагают, что коренные народы России недостойны или недостаточно умны, чтобы заниматься политикой от имени своих «малых родин». Этот пример — лишь малая толика того очевидного факта, что в федеральной политике Российской Федерации постепенно возобладал принцип «индейских резерваций», полностью выключенных из общественной жизни страны.

Такая политика превосходно ложится на общий вектор нынешнего развития общества, которое усиленно подталкивается к господству идей национализма и ксенофобии. Зачем и кому это нужно — вопрос отдельный, связанный и с психологическим унижением российского населения в связи с развалом СССР и проигрышем в «холодной войне» с Западом, и с демографической «ямой», заполнить которую объективно должны были прийти — и пришли — активные и ментально иные мигранты с юга… Однако на фоне объективных причин видны и субъективные, например — усиленное продвижение фашистских настроений в обществе как политиками, так и подконтрольными тому или иному политическому клану СМИ.

Один из таких кланов ассоциируется у наблюдателей с именем высокопоставленного чиновника Администрации Президента В.Сечиным. Идеология этого клана — построение в России общества, аналогичного латиноамериканским диктатурам. С одной стороны, здесь есть место и латифундиям т.е. владениям олигархов в нашем понимании, с другой стороны — все стороны жизнедеятельности общества жестко контролируются центральной властью. Никаких автономий и деятельных этнических меньшинств такая идеология не предполагает; напротив — все не вошедшие в состав правящего слоя граждане должны быть максимально уравнены во всех отношениях, не только по уровню доходов, но и в этноконфессиональном плане. Высокая степень милитаризированности и экономическая самодостаточность такого общества должны послужить хорошей защитой от впадения страны в зависимость от Запада.

Отсюда становится понятным, что идеология молодежных движений «Наши», «Местные», идея нового лидера «Молодой гвардии» Ивана Демидова объявить всё и вся «русским» вместо «российского» — возникли не просто так и не сами по себе. Примерно такая же идеология возобладала и при создании партии «эсеров» («по первым буквам «СР» — «Справедливая Россия») во главе со спикером СФ С.Мироновым.

Этот политик и не скрывал, что именно благодаря ему провалилось подписание Договора с Татарстаном. Однако важно понимать, что он столь же манипулируем, как и бывший «муз-обозник» Демидов, когда он записывал очередную музычку в телестудии.

Что же остается Татарстану в таких условиях? К сожалению, власти этой республики в силу своего преклонного возраста и социального происхождения так и не удосужились заняться прогнозированием real-politic московского Кремля, предпочитая «позиционный торг» с федеральными властями реальной заботе о нуждах татарской нации, других мусульманских народов и всех этнических меньшинств в масштабах всей страны. Поколение, управляющее Татарстаном, «не имеет связи с предыдущей татарской городской цивилизацией с ее ценностями среднего класса предпринимателей, стремящихся к защите языка, религии и собственного бизнеса», устремившись «к политической власти и контролю над тяжелой промышленностью» (подробнее о политической ситуации в Татарстане см. в новом (7-м) номере альманаха «Ислам в современном мире»).

В битве «шахматных умов» нынешний Татарстан проиграл. Это — очевидный и крайне тяжелый для объективного восприятия факт.

Но у него есть шанс выиграть в ближайшем будущем, когда авторы «пиночетовской модели» повторят судьбу своего кумира: ведь история, как известно, повторяется дважды, один раз в виде трагедии, а второй — в виде фарса, и уже только по этой причине новой диктатуры в России больше никогда не будет. Если Татарстан сумеет выйти за рамки той «резервации», в которую его вогнали московские и казанские политики вместе взятые; если Татарстан громко заявит о себе как о радетеле интересов всех республик и автономий РФ, всех малых народов и «негосударственных» конфессий нашей страны; если границы интересов Татарстана действительно, а не на словах, расширятся от Татарской слободы в Санкт-Петербурге до Татарского пролива – это станет залогом спасения не только татарской нации, но и всей Российской Федерации. Мы верим в это. Без булдырабыз!

Аналитический центр «Амаль»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/33/">ISLAMRF.RU: 24-02-07 Совет Федерации против Татарстана</a>