RSS | PDA | Архив   Четверг 19 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Х Международных чтениях имени Баруди

31.10.2017 12:33

Уважаемые участники конференции!  Нынешние международные научные чтения имени Галимджана Баруди мы посвятили теме сотрудничества исламского богословия, исламской теологии и академического исламоведения. Сама идея звучала на наших конференциях неоднократно в течение многих лет. В частности, мы высоко ценим и не устаем выражать признательность ведущим нашим исламоведам, востоковедам, арабистам из Института стран Азии и Африки МГУ, Института востоковедения РАН, Восточного факультета СПБГУ и других центров науки и образования за бесценную помощь и поддержку, оказанную нашим исламским учебным заведениям в период их становления в 1990-ые годы.

 

Уже в новом тысячелетии решением Владимира Владимировича Путина была запущена программа государственной помощи в развитии отечественной системы образования, которая также базируется на принципе использования методической, научной базы светской школы во благо религиозного учебного процесса. И в этом году мы отмечаем 10-летие президентской программы в развитии исламского образования.

 

На одной из наших конференций директор Государственного Эрмитажа и блестящий арабист Михаил Борисович Пиотровский отметил, что российская школа востоковедения отличается тем, что ей исторически не был присущ четко выраженный сугубо колониалистический подход, но во все времена имелась яркая гуманитарная составляющая и сотрудничество, обмен идеями с объектом своего изучения - мусульманским сообществом. К этому можно добавить, что в отличие от своих аналогов в странах западной Европы, российское востоковедение много раньше наладило подпитку своих кадровых ресурсов талантливыми личностями из числа представителей коренных народов российского условного "востока", который начинается, фактически, уже за Волгой.

 

Парадоксальным в своем драматизме и проявлении величайшей божественной милости является советский период, когда российская арабистика и исламоведение переживали подъем.

 

С расстояния нескольких десятилетий оценивая труды крупнейших российских исламоведов, писавших с якобы марксистских позиций, наши современники констатируют, что официальная риторика государственного атеизма и марксизма были лишь формой, рамкой, внутри которой многие вдумчивые ученые мужи изучали всю глубину и богатство исламского цивилизационного и интеллектуального наследия и демонстрировали это богатство в своих научных публикациях.

 

Едва заметные, но от того не менее важные нити связывали мусульманскую духовную среду со средой академического исламоведения.

 

Это были две системы: первая - так называемый народный ислам с превалированием обрядовости и воспроизводства локальных традиций и, вторая, дистиллированное целостное представление об исламе как системе воззрений и идей вместе с историей их трансформации. В определенной точке, там, где концентрировался интенсивный духовный и интеллектуальный поиск,    подлинное усилие мысли, - два мира сообщались через крупных интеллектуалов с обеих сторон.

 

Однако мы видим, как в последние годы это схематическое деление перестает отражать объективную действительность и этому есть несколько причин. Во-первых, наблюдается мировой процесс интеграции теологии в систему академических знаний, который в России также проявился через возможность государственной аккредитации образовательного направления "теология", а затем включение теологии в перечень научных специальностей. Во-вторых, появление нового типа мусульманских мыслителей, которые являясь одновременно носителями и мусульманского мировоззрения, и методологии мусульманского богословия, и методологии академической науки, выбирают для себя путь самореализации в системе светских научных институций. Этот феномен ярко проявляется в современной Европе, однако схожие процессы идут и в нашей стране. Мы приветствуем стремление наших сотрудников, религиозных деятелей к научной работе, соисканию ученых степеней и всячески поддерживаем эти устремления.

 

Это ни в коем случае не противоречит исламу, как могут подумать некоторые ревнители, так как ислам изначально не делит знание на религиозное и светское, отстаивая универсальность знания и рациональную обоснованность богословского инструментария. Помимо духовного, мистического опыта, божественная милость и мудрость познаваемы и разумом человека, а в Коране Всевышний неоднократно и прямо призывает людей размышлять.

 

Таким образом, я убежден, продвижение последних лет в развитии теологического образования, открытие теологических факультетов в учрежденных нами исламских вузах, их государственная аккредитация, открытие образовательного направления "исламская теология" в различных светских вузах − это явление положительное как для внутреннего развития российского мусульманства, так и для интеграции мусульманского дискурса в общероссийское гуманитарное смысловое пространство.

 

Несмотря на очевидные успехи последних лет, фронт предстоящих нам работ весьма велик.

 

Сохраняются диспропорции в развитии высших учебных заведений и их конкурентоспособностью. Нас не может не беспокоить и тот факт, что восточнее хребта уральских гор и до Владивостока мы не имеем ни одного высшего учебного заведения при растущей доли мусульман и многовековых традициях учености автохтонных мусульманских народов - татар, казахов и других. Образовательное сообщество должно озаботиться этим вопросом в ближайшие годы. Мусульманам этого огромного региона мы должны дать возможность получать качественное образование, уберегающее их от превратного понимания ислама.

 

На уровне высшего руководства страны поддержан проект Болгарской исламской академии и под эти цели построен прекрасный кампус, проведен большой объем работ по регистрации и лицензированию учебного заведения, запуску образовательных процессов. В то же время, мы не должны забывать, что уже достигнутые результаты - это все еще только заявка на академический уровень, об успешности которой мы сможем судить только по истечении нескольких лет, когда будем наблюдать успешные защиты кандидатских и докторских диссертаций воспитанников Болгарской исламской академии.

 

В то же время, нам нужно отказаться от иллюзии, что приезжающие вахтовым методом зарубежные профессора, при всем глубоком уважении к ним, не знающие глубоко традиции ислама на российской земле, не изучавшие отечественную богословскую школу, не знакомые с нашими реалиями, смогут принципиально решить вопрос воспитания научных кадров и формирования научной школы. Мы также призываем отказаться от иллюзий, что интеллектуалов и богословов 21 века можно воспитать слепо копируя образцы учебных программ прошлых веков. Сознательно отказываясь от ислаха и тадждида, мы подталкиваем свою молодежь искать другие ориентиры, которыми становятся, зачастую неолиберальные псевдоценности.   Никакой образованный человек не может отмахнуться от того факта, что ислах является такой же неотъемлемой частью исламской традиции и гуманистическая линия представлена в наследии множества великих мыслителей и богословов, начиная от Абу Ханифы, ибн Араби, аль Газали, ибн Таймийи.

 

Не менее важный вопрос - а как, собственно, будут проходить защиты диссертаций воспитанников нашей академии? Ведь для этого необходим диссертационный совет по исламской теологии.

 

Наш подход заключается  в том, чтобы сконцентрироваться на создании одного такого совета, базой которого будет один из сильнейших исламоведческих центров страны - Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

В его состав, по моему убеждению, должны войти компетентные исламоведы и подходящие по академическим критериям богословы и мусульманские религиозные деятели. Таким образом будет формироваться единый взвешенный подход. За ближайшие годы мы надеемся подготовить около десяти кандидатов и докторов исламской теологии.

 

Важнейшим вопросом повестки дня является введение в обязательную часть школьных учебных программ предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России. Первые шаги в этом направлении, предпринятые в качестве экспериментальных, вызвали значительные волнения в обществе в прошлом учебном году.    Нет сомнений в том, что широкомасштабная имплементация предметной области должна идти очень взвешенно, поступенчато и мы должны быть готовы к работе над ошибками, в том числе активно взаимодействуя с учительским сообществом, с родителями. Форсирование событий крайне нежелательно для всего нашего общества, ведь речь идет о подготовке нескольких модулей, каждый из которых должен иметь и разработанные учебные курсы и учебники, должна быть обеспечена качественна переподготовка учителей.

 

Наша позиция заключается в том, что на текущем этапе необходимо сконцентрироваться на двух классах - четвертом и пятом, затем медленно продвигаться выше в среднюю школу, а после накопления достаточного опыта начать работу с начальными классами.

 

Постепенность очень важна. Мы не можем сейчас, как это предлагается Русской православной церковью, обеспечить сразу десятилетний школьный курс Основ исламской культуры. Стоит задача наращивания мощностей. У РПЦ сегодня более 40 теологических факультетов, у мусульман же – всего 3 негосударственных вуза, имеющих соответствующую аккредитацию и единичные случаи действующих образовательных направлений "исламская теология" в государственных вузах.

 

Мы высоко ценим диалог, который начат с Московской Патриархией по направлению введения предметной области ОДН КНР, выражаем свою братскую признательность митрополиту Илариону, митрополиту Меркурию за готовность к сотрудничеству и приглашаем других наших партнеров по межрелигиозному диалогу к совместной работе.

 

Каждую новую масштабную задачу, каждое новое испытание воспринимая в качестве милости Всевышнего Создателя и его побуждение нас к иджтихаду, к духовному бдению и интеллектуальному развитию, мы - мусульмане России, готовы трудиться не покладая рук в интересах своей уммы, в интересах России и ее благополучия.

 

30 октября 2017 г., Москва

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/42740/">ISLAMRF.RU: Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Х Международных чтениях имени Баруди</a>