RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Идеология умеренности в исламе («аль Васатыйя»), как ответ вызовам глобализма и национализма

27.05.2008 11:24

Доклад доктора философских наук, кандидата политических наук Али Вячеслава Полосина, прочитанный им 13 мая 2008 года на международной научно-практической конференции «Ислам: тенденции и перспективы развития в XXI веке», где он представлял ИД «Медина». Организатором научного форума выступил Центр исламской экономики и права при КазГЮУ - Казахском гуманитарно-юридическом университете.

1. Глобализация экономическая, политическая и культурная

Экономическая глобализация есть естественный результат развития современных технологий, позволяющих управлять экономическими системами, находясь в другом конце земного шара. Но экономика нуждается в гарантиях своей деятельности, т.е. в законе, а закон зависит от политики, и потому политическая глобализация появляется уже как вторичный продукт – как воля субъектов мировой экономики защитить свой бизнес политически и юридически. Эта воля не только требует наличия эффективного международного права, но и стремится к постепенному преодолению политико-правовой особобленности государств, уменьшению их суверенитета в пользу надгосударственных законов, обеспечивающих действие экономики без границ.

Сторонники глобализации видят колоссальные материальные преимущества, которые дает людям это новое «всеобщее братство». По их мнению, все страны, вовлеченные в глобализацию, получают неоспоримые выгоды от расширения масштабов производства, снижения издержек, повышения качества и увеличения возможностей выбора товаров. Они считают, что политическая глобализация позволяет избавляться от диктаторских режимов в разных уголках планеты, принося людям свободу. Они полагают, что глобализация должна охватить все стороны жизни человеческого общества, что влечет за собой становление единой «общечеловеческой цивилизации».

Таким образом, экономическая глобализация – это взаимосвязь нового международного разделения труда, нового наднационального производства с с наднациональными политическими отношениями, требующими легитимизации национальным, культурным и духовным сознанием общества.

Однако дальше – распутье, и идти по логике всего мирового развития можно тремя путями: либо до полного предела глобализации, тотальной унификации, либо в противоположном направлении – до атомарного деления на этносы и племена, враждующие с соседями за лучшие пастбища, либо к «золотой середине» – до фиксации системы нескольких равноправных крупных геополитических субъектов, использующих технологическую глобализацию и фильтрующих духовно-культурную глобализацию через призму своей национально-культурной и духовной самобытности.

Первый путь – это путь тотальной политической глобализации до уровня «монополярного мира», имеющего один центр управления. Для его легитимизации нужна глобализация духовная, т.е. унификация всех самобытных национальных культур, полное исчезновение этносов-народов как субъектов международной жизни, замена всех религий единой «общегражданской» религией. Иначе говоря, для проведения в жизнь глобализации политической нужен полный слом национального и традиционалистского сознания.

«Общечеловеческая гражданская религия» – это квазирелигия, имеющая абстрактное представление о Божестве, фактически ставящая на место веры в Бога веру в «Новый мировой порядок» и позволяющая иметь различные местные этнические ритуалы и обычаи, но исключающая возможность какого-либо воздействия этих вер на общественное мнение и сознание. Тем самым, все религии должны быть лишены своих внутренних канонов, маргинализированы и превращены в «частное дело» на уровне постепено отмирающих житейских ритуалов.

Высшим догматом и обязательным «каноном» ныне существующих религий должно стать материалистическое признание этой земной жизни человека высшей ценностью бытия. А из этого вытекает и признание западного либерализма (культа свобод без любых ограничений, кроме прав других на такой же культ) и гедонизма (культа удовольствий без ограничений). Некоторые религии на Западе уже полностью вписались в эту модель: у одних служение Бога подменяется танцами под гитару на фоне флага США, в других странах восторжествовало церковное венчание гомосексуальных пар, а в некоторых, скандинавских, дело дошло до создания официально зарегистрированных клубов священников-атеистов.

«Новый мировой порядок» — это сочетание доведенной до абсурда свободы и тотального контроля. Мир глобализации предоставляет людям свободу передвижения, выбор работы, свободу предпринимательства, свободу совести, религии, убеждений, слова, выбор собственного стиля жизни. Жак Аттали, который был в начале 90-х годов президентом Всемирного банка, сказал, что общество будущего — это общество намадов (кочевников), т.е. людей, которые не связаны ни семейными, ни религиозными, ни профессиональными привязанностями, ни корнями, но, как и деньги, свободно перемещаются туда, где это выгоднее, не имея никаких пристрастий.

Очевидно, что всемирный порядок для намадов-космополитов может быть обеспечен только управлением из единого центра власти. Но насколько такой центр может гарантировать, что он сам будет уважать хотя бы оставшиеся, частные права человека? В чем гарантия, что люди, руководящие миром из этого одного центра, не окажутся в моральном плане еще хуже тех диктаторов, с которыми они как будто боролись, но только теперь новым диктаторам должны будут подчиниться все народы? Каковы вообще критерии и каковы механизмы попадания людей в такой центр?

Мы видим, что система однополярного мира этого не гарантирует этого уже сегодня, она не обеспечивает ни достаточной предсказуемости, ни безопасности, ни стабильности, в ней еще больше возрастают угрозы и риски. Более того, формируются принципиально новые и долгосрочные кризисные тенденции, происходит усиление неопределенности в отношении будущего человечества, уменьшается управляемость международной системы, что в совокупности ведет к глобальному системному кризису. Три решения, которые предприняли США в обход ООН: бомбардировка Югославии, война в Ираке и суверенизация Косово – привели лишь к еще большей нестабильности, трагедиям и рискам.

Второй путь можно не рассматривать подробно – только ХХ век показал нам его во всей «красоте»: две мировые войны и затем китайская культурная революция с ее наиболее смелым экспериментом в Кампучии. Собственно идеология глобализации во многом и состоялась как антипод национализму и как предостережение против повтора вхождения очередных «скинхедов» во власть.

Третий путь – остановить процесс глобализации на уровне «многополярного мира», на уровне нескольких крупных центров принятия политических решений, подкрепленных наличием в каждом из них мощного экономического ресурса и оружия массового поражения как фактора сдерживания. Само по себе наличие нескольких таких центров, которые могут либо вместе существовать, либо вместе погибнуть, будет вызывать необходимость согласования решений между ними, т.е. сохранит действие международного права и будет защищать от возможной диктатуры одного из центров, что позволит сохранить всё богатство национальных культур и разность религий, являющихся системообразующими началами множества автономных полузакрытых самобытных сообществ.

Этот вариант по сути является единственной разумной и реальной альтернативой, учитывающей объективный и неотвратимый процесс глобализации экономической и технологической, но не позволяющей ей стать глобализацией политической и тем более духовной. Его сегодня называют «идеей многополярного мира», хотя точнее было бы сказать: модель многовекторного развития.

Поскольку глобализация на самом деле ухудшила положение довольно значительного числа развивающихся стран, то в конце 90-х годов в них возникли антиглобалистские движения. Впоследствии к ним начали присоединяться и граждане развитых стран. В этом движении произошла консолидация самых разнородных сил — предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых, левых социал-демократов и др. Добиться прекращения глобализации эти силы не смогут, так как в ее основе лежит международное разделение труда, которое необратимо. Однако их давление может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, и менее развитых стран.

Нужен флаг, высокая идея, которая повлечет за собой наиболее активных антиглобалистов. Марксизм с его красным флагом и по сути такими глобалистскими претензиями рухнул. И вот недавно одним из таких флагов был выброшен черный флаг джихада. Это не было случайностью – исламский мир, достаточно разнородный, основывается на своей отнюдь не утопической, а бывшей реальность на протяжении столетий, суверенной системной модели, включающей в себя и экономические приоритеты, и политическую логику, и национально-культурную свободу, и мощный религиозный фундамент монотеизма. Кроме того, значительная часть мусульман живет в странах третьего мира, в развивающихся странах, которые как раз более всего страдают от глобализации экономической и политической. И активность этих мусульман стала придавать антиглобализму новый имидж.

Парадоксом в этой ситуации стало то, что наиболее радикальные, реформаторские круги в самом исламе также являются носителями мондиалистской, глобалистской идеологии, стая целью создание вооруженным путем всемирного халифата. И эти круги ведут непримиримую борьбу и с Западом в целом, и с идеей глобализма как противоречащей идее халифата почти по всем компонентам, кроме всемирной охватности. Поэтому умма в целом оказалась главным оппонентом глобализации, но по совершенно разным мотивам, и внутри нее налицо две противоположные позиции, представители которых друг с другом не могут договориться.

Уход с мировой арены Советского Союза – одного из двух глобальных игроков ХХ века – разрушил сложившуюся двуполярную систему международных отношений, препятствовавшую глобализации. Мир оказался перед выбором: либо оставшийся игрок – США – станут единственным лидером, диктующим свои правила игры, и мир станет однополярным, либо в мире образуются несколько крупных центров силы, так что решения будут приниматься их консенсусом, и это будет многополярный мир. Единственной силой в мире, обладающей политической волей, экономическим ресурсом, теологическим учением, политической идеологией, значительным человеческим потенциалом, способным быть в полноценной оппозиции планам глобализации, является мир ислама.

Поэтому после крушения СССР и началось искусственное политтехнологическое конструирование «образа врага», основыми характеристиками которого конструкторы глобализма обозначили следующие: «радикальный (т.е., по их мнению, любой не маргинальный) ислам», «исламский экстремизм», «исламофашизм». Тогда же в масс-медиа и была запущена идея «столкновения цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона. В чем смысл этой информационно-пропагандистской акции? Почему многие приняли ее за «чистую монету», т.е. за чуть ли не научный прогноз ситуации?

На самом деле термин «ислам» вброшен в качестве «образа врага» на смену «коммунистической угрозе», которая до этого объединяла и сплачивала западный мир. Ничто не объединяет так быстро и успешно, как «образ врага». И для этого образа нужен был образ мусульманина- халифатиста, джихадиста, т.е. антипода «силам демократии и глобализма», по сути такого же глобалиста. Если бы таковых совсем не было, их бы придумали. Но они в некотром количестве были, выращенные сначала британской разведкой («ваххабисты»), а затем ЦРУ США с помощью пакинстанской разведки («Аль-Каида», «Талибан»). Если бы не участие Запада, эти секты были давно и беспощадно раздавлены самими мусульманскими правителями, но они нужны были для Большой игры глобализма против остального мира, и потому их лелеяли, помогали им входить в образ «чистых мусульман», «муджахидов».

Сэмюэль Хантингтон – специалист-практик, в частности, во время войны США во Вьетнаме он был разработчиком антипартизанской тактики. Тот факт, что специалист именно такого рода вдруг выпустил как бы теоретический труд, говорит о многом. – Налицо «интеллектуальный вброс» провокационной идеи, призванной отвлечь внимание мировой общественности от сути происходящего и предложить ей взамен некий отвлекающий суррогат. Якобы христианская цивилизация противостоит мусульманской, и будущее будет обусловлено этим противостоянием. Тем более, что этот провокационный ход решал вторую технологическую задачу – попытку привлечения и консолидации лидеров христианской религии против ислама якобы для сохранения собственных позиций.

Еще одной, экономической, причиной, по которой на смену серпу и молоту в «образе врага» пришла зеленая повязка «шахида», является еще и то, что на территории ряда исламских стран находятся ключевые энергоресурсы, от обладания которыми зависит лидерство в мировой политике, т.е. успех экономической составляющей глобализации.

Эра дешевых невозобновляемых природных ресурсов на нашей планете завершилась. Именно на основе дешевой нефти развивалась нынешняя глобальная система хозяйствования. Наступает «период дорогой и сверхдорогой нефти», цена на которую в условиях грядущего глобального системного кризиса будет все больше и больше определяться политическими факторами. Поэтому новый раунд борьбы за контроль над мировыми энергоресурсами уже начался, и эта ожесточенная борьба будет только обостряться, в том числе и с использованием военной силы.

Таким образом, в силу того, что умма – единственная живая и реальная оппозиция, на смену «красной угрозе» пришла «зеленая угроза», необходимость противостояния которой может оправдать в глазах мировой общественности любые неправовые действия против суверенных мусульманских стран – обладателей стратегического сырья, даже если у них не было и нет никаких террористов, как это случилось в Ираке, и Ирак, где не было ни одного террориста, кроме американского ставленника Саддама Хусейна.

Комфортно живущие на Западе маргинальные секты, часто связанные со спецслужбами, и никому не известные «богословы» продолжают «поджигать новые рейхстаги» - вбрасывают от имени более чем миллиарда мусульман в масс-медиа идеи о планах по насильственному созданию «всемирного халифата». Россию, союз которой с исламским миром способен разом похоронить все планы глобалистов-«однополярников», пытаются выставить врагом ислама, поссорить с исламским миром, превратить в «буферную зону» столкновения геополитических интересов.

Одновременно аналитические центры глобализма работают над программами внутреннего ослабления и углубления раскола исламского мира. Свидетельством этого является создание РАНД-корпорация. Вовлеченный в нее молодой мусульманинский политолог Руслан Курбанов пишет о последнем Докладе этой организации:

«Доклад как таковой выстроен именно на четких параллелях с периодом “холодной войны” и попытках извлечь из прошлого противостояния, из которого США и их союзники вышли победителями...

Сегодняшняя же борьба протекает с рассеянным по всему миру противником, не имеющим своего государства, территории, военно-политической структуры и не признающим никаких международных норм и правил. ...авторы доклада устами цитируемых ими аналитиков из Министерства обороны заявляют, что США вовлечены в борьбу, которая протекает, как “война идей и война оружием”. Основным идентифицированным противником в ней признаются “раскинутые по всему миру сети радикальных мусульман, джихадистов и террористов”. Противостоять им предлагается... помимо обычных способов, посредством выстраивания сетей такого же масштаба и размаха из мусульман умеренных...

Для определения и идентификации своих потенциальных союзников и партнеров из числа умеренных мусульман RAND вырабатывает свои критерии и способ их применения... Чтобы получить характеристику “умеренных”, мусульманин или какая-то группа должны соответствовать ключевым принципам..., как их определяет RAND, среди которых:

Признание нерелигиозных источников права. Данный критерий даже назван “разделительной линией между умеренными мусульманами и радикальными исламистами”; Признание и уважение прав женщин и религиозных меньшинств. Этот пункт дополняется комментарием, что умеренность мусульманина определяется его убежденностью в том, что положения Корана и Сунны, устанавливающие неравенство в данных правах, должны быть пересмотрены...».

Именно по этому поводу шейх Бадави приводит наглядный пример, как предписанное мусульманам кораническими строками качество “васатыйя” (умеренность в религии, приверженность середине во всем при обязательном следовании шариату), напрямую переводимое английским термином “moderation” (умеренность, избегание крайностей), может вызвать у англоязычного читателя искаженное, неправильное понимание сути явления. А именно, как приверженности “политике того или иного правительства”, что очевидно напрашивается из раскрытия термина “moderation” политическим словарем...

Еще больший гнев исламских ученых вызывают заявления авторов доклада о том, что критерием умеренности мусульманина является его готовность к пересмотру и даже отказу от положений шариата, а также продвигаемая RAND концепция “секулярного ислама”, как ислама без шариата...

Таха аль-‘Альвани, президент американской Школы исламских и общественных наук: “С этого дня мусульманам предписывается, от чего отказаться, о чем думать и о чем не думать. Что осталось RAND, так это приказать нам заменить Бога на другое божество под названием RAND, заменить Пророка Мухаммада (с.а.в.) другим “пророком”, посланным RAND, и заменить Коран другой книгой, на которую укажет RAND”»[1]. – Вот тут мы и подошли к понятию маргинализированной «гражданской религии», в которую аналитики глобализма хотели бы превратить ислам, чтобы заменить его своей квази-религией с оком египетского бога Ра на фоне пирамиды.

Удивительным образом в этот контекст вписались правоохранительные органы г. Самары, а именно прокуратура и городской суд, которые объявили «экстремистской» распечатку с интернет-сайта статьи, не заслушав при этом ни одного религиоведа, ни одного мусульманского богослова, и не пригласив автора статьи, сотрудника Академии наук Азербайджана, азербайджанского ученого-религиоведа, кандидата философских наук. В энциклопедической статье ученый на фактах доказывает, что праздник Навруз является не мусульманским, а зороастрийским, никаких призывов и даже обращений к верующим в ней нет.

По сути, требование суда от мусульман признать своим откровенно языческий праздник полностью вписывается в курс западного глобализма c исламом без шариата и RAND вместо Аллаха.

Недавно пример идейной борьбы против глобализации дала Англия, где архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в лекции предложил использовать в английском законодательстве элементы шариата с целью более успешной интеграции мусульман в английское общество. Это вполне вписывается в представление о многовекторности уклада, но создает ненужные препоны тотальной глобализации, да еще дразнит ее зеленым платком. – Страшный гнев обрушился на него и со стороны политиков, и со стороны других священнослужителей!

И всё это при том, что в английском законодательстве, довольно архаичном и эклектичном, есть нормы, например, иудейского семейного права, и введение туда аналогичных особенностей мусульман ничего принципиально и не изменило бы! Чем пострадает демократия, легализовавшая «браки» гомосекуалистов, если она введет в закон нормы о брачном контракте у мусульман, регулирующем добровольно возникающие имущественные взаимоотношения с учетом исламских шариатских традиций? – Только опрос общественного мнения, по которому большинство англичан поддержало архиепископа, не позволил изгнать его с кафедры.

Сомнительные обстоятельства вокруг 11 сентября 2001 г. в США с последующим полным отсутствием на территории этой страны при Д.Буше каких-либо терактов от «Аль-Каиды», провозглашение нового «крестового похода», явные манипуляции с виртуальным «Осамой бин Ладином», гибель Беназир Бхутто после ее заявления о уже давно произошедшей смерти Осамы бин Ладина, а также масса других «антиисламских» фактов, изобилующих на наших глазах – всё это показывает, что никакого столкновения христианской и исламской цивилизаций нет, есть столкновение сил тотального глобализма, двигающих в качестве «боевого слона» администрацию США, и сил, выступающих за сохранение многополярного, многовекторного мирового уклада.

2. Парадигма Мединской конституции: многовекторность и срединный путь

Однако у мусульман есть свой ответ глобализаторам на основе исламского наследия без кощунственных псевдо-реформ, искажающих основы религии. Сунна благородного Пророка Мухаммада (с.а.в.) открывает нам удивительную парадигму не только устройства внутренней жизни мусульманской общины, но и проект справедливого многополярного, многовекторного мира на все времена. Когда пророк стал впервые главой государства в Медине, он вообще не пытался подчинить себе немусульман Медины. Они не признавали его ни как посланника Бога, ни как своего правителя. Поэтому взаимоотношения с ними и управление городом с учетом их интересов возможны были исключительно посредством договора. И такой трехсторонний договор был подписан мухаджирами (мусульманами из Мекки), ансарами (мусульманами Медины) и иудеями. Сейчас кому-то это может показаться и вовсе парадоксальным, но это непреложный факт из сунны Пророка: иудеи были его конституционными партнерами в становлении первого исламского государства!

«Мединское соглашение, договор, вполне может рассматриваться и как конституция. – Ведь любой закон, начиная с основного, конституционного, всегда и везде есть продукт общественного договора, фиксирующего определенный баланс интересов различных общественных сил. Качество этого договора определяется общественной моралью и культурой тех, кто в него вступил. Мединская конституция базировалась на откровении Единобожия, но она не навязывала его тем, кто его не понял и не принял.

Мухаммад (с.а.в.), если бы только пожелал, смог бы просто рассказать нам то, что ему открыл Аллах, но это автоматически стало бы обязательной нормой и для людей других религий. Тогда получилось бы, что Пророк управляет всеми гражданами, опираясь исключительно на свой священный статус, не учитывая интересы граждан Медины – немусульман. Поэтому Пророк – в противоположность авторитарным склонностям многих из тех, кто заявляет, что подражает ему сегодня – искал общего согласия через Договор с иноверцами, жителями Медины.

Таким образом, первое мусульманское государство, образованное в Медине, основывалось на общественном договоре, и лидер этого государства правил с согласия всех горожан, письменно зафиксированного в документе. В соответствии с этим документом, мусульмане и немусульмане являлись равноправными жителями и гражданами этого государства. Сообщества же, не исповедующее Ислам, имели право на религиозную автономию»[2].

Тем самым, конституция Медины означала создание многоконфессионального государства, перед законами которого все равны. Но оно было не просто многоконфессиональным, оно было многовекторным, многополярным, поэтому, что общины иноверцев сохраняли в нем свою духовно-культурную самобытность и политическую автономию, у них действовал свой суд по законам их религии. По сути это небольшой город стал прообразом всего земного шара, предложив парадигму политического мироустройства: политический глобализм касается только действительно общих вопросов: армии, защищающей государство, некоторых налогов, защиты общих для всех прав человека, общих правил торговли и т.п., т.е. простирается до границ суверенитета общин, внутри которых действует их обособленное религиозное право. Спорные дела, затрагивающие интересы разных общин, выносятся на общегосударственный суд с участием заинтересованных общин.

Эта Конституция дала мусульманам право и в настоящее время мы в подражание Мухаммаду (с.а.в.) вступать в самые различные общественные и политические договора и в различные государственные образования, сочетая обязательные для себя вечные законы Творца с интересами и традиициями соседей и союзников, т.е. находить консенсус с немусульманами в современных реалиях.

В ранних книгах фикха часто встречается деление правоведами земли на «дар-уль-харб» и «дар-уль-салям», а также положения о том, что именно война защищает мусульман от немусульман, в силу чего она представляется необходимой. Соответствуют ли эти положения современному времени или они являются только результатом иджтихада своего конкретного времени и места?

Подобное черно-белое разделение не базируется ни на Коране, ни на Сунне, и потому не является фундаментальным в исламе, относясь к истории и к конкретным ситуациям. Отношения мусульман с немусульманами не строятся и никогда не строились только лишь на войне. Война в исламе была предписана только для отражения агрессии. Если исповедание Ислама свободно, то для военного джихада нет оснований.

Председатель Европейского Совета по фетвам, один из самых авторитетных современных мусульманских ученых, шейх Юсуф аль-Карадави вынес по этому поводу фетву, в которой, в частности, говорится: «Правоведы шариата допускают изменение фетвы в зависимости от изменений времени, места, традиций, условий, ссылаясь при этом на путь сподвижников и практику праведных халифов, которой мы, согласно повелению Пророка (с.а.в.), должны руководствоваться и не отступать от нее ни на йоту... Более того, на это указывает и благородный Коран, и Сунна Пророка.

В наше время это обязывает нас пересмотреть суждения, мнения и точки зрения предшествующих веков. Возможно, что они соответствовали своему времени и своим условиям. Но сегодня они не отвечают настоящему времени с его гигантскими переменами, которые не приходили и на ум нашим предшественникам. Сегодня подобные мнения приносят вред исламу и мусульманам, искажают истинное лицо исламского призыва.

Сюда относятся: деление мира на “дар-уль-харб” и “дар-уc-салям”», признание войны как основы отношений мусульман с немусульманами, признание наступательного джихада коллективной обязанностью уммы (“фард кифайя”) и т.п. В действительности эти мнения не соответствуют нашему времени. Однозначные положения Корана и Сунны их не подтверждают. Более того, они опровергают их.

Ислам ратует за взаимное знакомство всего человечества: “Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга” (Коран, 49:13).

Ислам расценивает прекращение войны как милость, благо. Так Коран дает оценку окончанию битвы Хандак: «Аллах заставил неверных повернуть назад вместе с их злобой, и не добились они успеха. И избавил Аллах верующих от сражения» (33:25).

Ислам расценивает Худейбийское перемирие как победу, которой он одарил Своего посланника, и ниспосылает по поводу этого суру “Победа”: “Воистину, даровали Мы тебе победу явную” (48:1).

В этой же суре Всевышний напоминает пророку и верующим о том, что Он не дал столкнуться в битве мусульманам и многобожникам:

“Он – Тот, Который удержал руки их от вас и ваши руки – от них в долине Мекки, после того как дал вам победу над ними. Аллах видит то, что вы делаете!» (48:24)...

В древние века правители препятствовали распространению ислама среди своих народов. Поэтому Пророк отправил к ним послания, в которых он призывал их к исламу. ...правители либо убивали исламских проповедников, либо начинали вести войну против мусульман, либо подготавливали большие силы, чтобы уничтожить мусульман в их же собственных домах. Тогда, в условиях войн, и родилось столь жесткое разделение.

Что касается сегодняшнего дня, то уже не существуют преград для исповедания ислама. Мусульмане имеют возможность через теле и радиотрансляции они могут вещать на весь мир на разных языках, и разговаривать с каждым народом на его родном языке, разъясняя ему учение ислама. Однако в реальности мусульмане здесь проявляют полную халатность, и несут ответственность пред Аллахом за незнание ислама народами Земли»[3].

Глобализация стала самым зримым и во многом уже не только количественным, но и качественным изменений того контекста, в котором живет мусульманская умма. Если внимательно рассмотреть произошедшие изменения, то придется называть вещи по-новому своему именами, потому что изменилась сущность этих вещей.

По сути произошло окончание эпохи деления на территорию ислама и территорию войны. – Вся геополитическая территория земли стала «территорией призыва» и «территорией договора». «Территория ислама» сегодня находится в душах людей, что на самом деле и является исполнением слов Аллаха: «Положение вокруг вас не изменится, пока вы не измените свой нафс» («я») (Коран, 13:11), а также в их добровольных сообществах, утративших в мегаполисах значение территориальной сельской общины. В мегаполисах люди собираются по интересам, по уровню образования и культуры, по житейским предпочтениям – в первую очередь с теми, кого уважают и с кем интересно.

За пределами этих добровольных сообществ и за стенами жилищ мусульман живут их соседи – не мусульмане со своими интересами и предпочтениями. И необходимо договариваться с ними, как не мешать друг другу, а еще лучше – как взаимодействовать в общественных делах.

Если в средневековье повеление Аллаха об изменении своего нафса воспринималось как духовный настрой перед боем, теперь, при современных технологиях в мегаполисах исполнение этого повеления стало сутью самого действия: сообщение о своей победе над нафсом стало мощнейшим оружием информационной войны. Человек живет в сплошном реалити-ньюс, за стеклом, у него нет возможности вести лицемерную жизнь в такой мере, как это было раньше. Скоро все передвижения будут выводиться на компьютере, место полицейских займут аналитики и психоаналитики.

Стереотипы о «воинственности» ислама, в том числе и у самих мусульман, возникали тогда, когда форсмажорные обстоятельства, например, война, длились непрерывно и слишком долго, и потому Коран толковался лишь применительно к условиям военного времени, к обстоятельствам отражения внешней агрессии, угрожавшей мусульманам тотальным геноцидом. Однако когда война заканчивалась, мусульмане переходили от логики осажденной крепости к логике мирного обустройства жизни на основе договоров, блестящим примером чего является «Мединская конституция» Пророка (мир с ним и благословение Аллаха). В итоге в Исламе гармонично сосуществуют и законы «военного времени», и законы «мирного сосуществования».

Но в XIX – XX веках мусульмане многих стран столкнулись с оккупацией их родины странами Запада, при этом уровень мусульманского образования упал до крайне низкой черты, а единство мусульман было подорвано. И вот когда национально-освободительные движения мусульман в целях идеологической обоснования своей борьбы с колонизаторами стали воссоздавать именно «военные» интепретации Корана и Сунны, тогда это идеологическое обоснование было принято в необразованных кругах в ряде регионов за единственно возможное.

Таким образом, неадекватное обстоятельствам перенесение толкований Корана применительно к справедливой войне на ситуации, когда возможен и мирный договор, и стабильное мирное сосуществование, стало основой для идеологии и практики различных политических экстремистов. С помощью масс-медиа фактически на всё учение Ислама была брошена тень радикализма, жестокости, нетерпимости.

В средневековье революция в каком-нибудь племени, королевстве, княжестве или война соседних племен между собою не затрагивала людей, живших в ста километров от этого места. Чтобы преодолеть эти сто километров, требовалось минимум 3 дня, за которые другая сторона могла подготовиться к обороне. Однако сегодня, во времена высоких технологий, расстояния предельно сократились, обособленности племен и народов друг от друга больше нет. Вести региональную войну с тысячами жертв, как и нажить миллиардное состояние, можно, не вставая с кресла, имея в руках лишь ноутбук, подключенный к всемирный сети.

Современные информационные технологии по силе своего воздействия уже не уступают атомной бомбе, а доступ к ним имеют сегодня практически все желающие. Отсюда контекст, в котором Пророк (с.а.в.) заключил в Медине договора с иноверцами, сегодня качественно изменился, и для того, чтобы достигать тех целей, которые ставил Пророк, и обеспечить Умме устойчивое и безопасное состояние, требуются несколько иные по технологии шаги, нежели в 7 веке н.э. Тогда мелкий вооруженный конфликт мог разрешиться мечом, сегодня самый маленький конфликт может привести к гибели целого народа и к угрозе всему человечеству (взять хотя бы захват двух израильских солдат около границы с Ливаном).

Отсюда роль эффективного договора с целью недопущения военного противостояния многократно увеличивается. При этом такие договора охватывают не только политические вопросы, но и экономику, и культуру, и межрелигиозные отношения, поскольку дисбаланс в них может привести и к внутриполитическому, и межгосударственному конфликту (достаточно вспомнить историю с карикатурами на Пророка, с.а.в., или речь Папы Римского в Регенсбурге).

Также и для исламского призыва в Средневековье требовались месяцы и годы опасных странствий в чужие страны, а сегодня можно заполнить информационное пространство исламским дауатом на языке любой страны, любого народа, находясь за тысячи километров от него.

Если нет ни политической, ни информационной, ни культурной, ни религиозной обособленности, значит есть постоянное соприкосновение с иноверцами и иноплеменниками и значит – нужно искать общие точки соприкосновения и договариваться. Если оба противника находятся в стеклянном доме, нельзя бросать друг в друга камни – под обрушившимся стеклом погибнут оба, и первый бросивший камень может стать и убийцей, и самоубийцей. Нынешний мир с его информационными и военными технологиями – это стеклянный дом. Мусульмане в силу величия своей миссии от Аллаха просто обязаны показывать пример благоразумия всем остальным.

Аллах создал человечество намеренно разнообразным, разделенным на множество общин, придерживающихся разных традиций, включая и религиозные традиции.

«О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

«Если бы захотел Господь твой, то Он создал бы людей общиной, одну и ту же веру исповедующей. Но они остаются различными, за исключением тех, кому Господь твой явил Свою милость» (Коран, 11:118-119).

Более того, даже Пророку не дано право понуждать кого-либо к принятию веры:

«И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали все до одного, кто есть на Земле. Так, неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?» (Коран, 10: 99).

Сегодня очень трудно найти территорию, где был бы вообще невозможен исламский дауат и где можно были бы все основания считать ее территорией «дар-уль-харб». Но даже и в таких местах чаще всего достижимо состояние «территории перемирия» («дар-ас-сульх»).

«Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (Коран, 9: 7).

Там, где антимусульманские силы не навязывают мусульманам военных действий, связанных с подавлением религии или геноцидом, там мусульмане обязаны искать возможности договориться:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (Коран, 8: 61).

Тем самым, сегодня более, чем когда-либо, актуальна идеология мирного сосуществования с другими странами, народами, культурами, религиями, пример чего показал нам Пророк (с.а.в.), заключивший договора с иноверцами, включая многобожников. Сегодня эти договора сегодня имеют иную форму – поскольку мусульманские общины разбросаны по всему миру и большей частью живут среди иноверцев, то формой договора для них с местной властью является признание ими – гражданами данной страны – местного законодательства, регулирующего взаимоотношения разных людей с различными воззрениями на религию.

Данный подход целиком и полностью базируется на кораническом принципе: «Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (Коран, 8: 72).

В международном плане формой договора является признание мусульманскими странами немусульманских стран с их суверенными законами через посредство международного права, участие в ООН и иных международных организациях и через установление двусторонних дипломатических отношений.

Таким образом, жизнеспособность уммы зависит, в первую очередь от того, насколько успешно она сумеет отвергнуть навязываемой ей извне и подхваченный определенной частью невежественных людей с уязвленным самолюбием, желающим «свести счеты с Западом», утопический образ насильственного всемирного халифата и выдвинуть вместо него модель многополярного мира, многовекторной цивилизации, в котором сами мусульмане могут занять свои ниши, ни в чем не противореча шариату, но признавая наличие других ообществ и соревнуясь с ними в делах общественного прогресса и в благочестии.

Сегодня исламский мир сильно отстает от Запада по части овладения современными технологиями. Между тем цифровое телевидение с множеством каналов по выбору и высокоскоростной интернет дают возможность догнать уходящий поезд, поскольку люди будут посещать те сайты и видео- и телепрограммы, которые им интересны, и если исламский мир раскроет неисчерпаемые богатства своего интеллекта для всего мира через недорогие, но содержательные, уникальные и сенсационные своим смыслом, а не шоу-эффектами, передачи, то тогда есть шанс выиграть информационную конкуренцию, т.е. привлечь аудиторию к исламскому призыву.

Таким образом, ключевой вопрос развития мирового исламского сообщества, уммы заключается в том, сумеет ли оно победить соблазн собственного глобализма как ответа на глобализм западный, чтобы пойти – вместе с многочисленными союзниками, начиная Россией, к устойчивой модели многовекторной цивилизации и многополярному миру, используя достижения современных технологий, или же поддастся соблазну насаждать насильно свои убеждения тем, кому Аллах дал свободу, и погибнет за противодействие Его воле.

Али Вячеслав ПОЛОСИН,

доктор философских наук,

кандидат политических наук.

Ссылки по теме:

Из Кувейта в Поволжье – с идеями Васатыя

Ислам: помеха или партнер в диалогах Европы, России и Центральной Азии?

Кувейт и Россия: чему можно поучиться?

Теймур Атаев. Религиозное обрамление геополитической борьбы


[1] Р.Курбанов «Прокрустово ложе» RAND Corp.». http://islam.ru

[2] Умар-хазрат Идрисов. Выступление на Всероссийском мусульманском форуме в Москве, 1 ноября 2007 г.

[3] Источник: www.islamonline.net.

27.05.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/teology/faith/3005/">ISLAMRF.RU: Идеология умеренности в исламе («аль Васатыйя»), как ответ вызовам глобализма и национализма</a>