RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Саад Салих: Роль муфтия заключается в умении извлекать пользу от созданного ранее прецедента (продолжение)

17.12.2008 14:33

Доктор Саад Салих, профессор сравнительной исламской юриспруденции в университете Аль-Азхар (Каир).

— Вы согласны с пересмотром толкования коранического текста, исходя из вызовов нового времени?

— Прежде всего нам нужно четко отделить законодательство от плохой практики. Дополнительные толкования могут принести ущерб этому самому законодательству. Аллах Всевышний никогда не требовал от женщины раздавать милостыню, делать пожертвования из своих средств кроме как с ее согласия. Вместе с тем, многие мужья ненавидят своих жен, избивают и принуждают женщин отдавать им часть своих средств и очень часто до женитьбы. У меня на это есть свои доказательства. Раз вы считаете себя правыми, представьте свои! Многие игнорируют определенные аяты Корана и не желают углубляться в их толковании. Тогда как Аллах говорит: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He paзpeшaeтcя вaм нacлeдoвaть жeнaм пo пpинyждeнию...» (4:19; Крачк.). Это значит, что вы не имеет право распоряжаться ни ее имуществом, ни ее телом и ни ее душой. Он, Всемогущий, также говорит: «И нe пpeпятcтвyйтe им yнocить чacть тoгo, чтo вы им дapoвaли, paзвe чтo oни coвepшaт мepзocть oчeвиднyю...» (4:19; Крачк.). Коран в курсе того, что некоторые мужчины избивают своих жен до тех пор, пока они им не скажут: «Бери все и дай мне развод». Аллах запретил это. Только в том случае, когда жена изменяет мужу, ничего не забирает из своего имущества.

Но ведь Омар выступил против коранического аята о выплате закята «тем, у кого сердца привлечены...» (9:60; Крачк.) и никто не осудил его за это.

Фраза «люди, у которых сердца привлечены» несет ситуативный характер. Причина в том, что ислам был молодой религией и нуждался в привлечении представителей других верований. Однако с распространением и укреплением ислама надобность в этом отпала. Причина перестала быть актуальной. Поэтому Омар не стал руководствоваться коранической фразой.

— В каких вопросах иджтихад (вынесение решений юридическо-богословского характера — прим. перев.) разрешен, а в каких нет?

— Иджтихад категорически запрещен в вопросах поклонения. Вынесение решений юридическо-богословского характера применяется только в урегулировании отношений между людьми (муамалат — прим. перев.).

— Госпожа Саад Салих, что вы думаете о том, что нам не нужно руководствоваться ни комментариями Корана, ни четырьмя мазхабами, а только своим частным мнением?

— Для каждой науки нужен свой специалист. «Спpocитe жe людeй нaпoминaния, ecли вы caми нe знaeтe.» (16:43; Крачк.). Решения отдельно взятых людей необязательны к исполнению. Наш Господь не велел мусульманину следовать за тем или иным мазхабом. Но он нам приказал: «Пoвинyйтecь Aллaxy и пoвинyйтecь пocлaнникy» (4:59; Крачк.).

— Под «людьми напоминания» не имеются в виду иудеи?

— Аллах разделил людей на невежественных и знающих. Невежественные должны спрашивать у знающих. Поэтому отсутствие знаний о нормах шариата не является помехой.

— То, что Аллах хотел разрешить, разрешил, а то, что не разрешил, оставил на суд муждтахида (человека, выносящего решения юридическо-богословского характера — прим. перев.). Не так ли?

— Да. Есть люди, которые утверждают, что согласно Корану во время поста не разрешается только есть, пить и совокупляться. Если принцип гласит, продолжают они утверждать, что «нет иджтихада в вопросах поклонения», то почему улемы применили этот метод в данном конкретном случае и запретили во время поста сигареты. Ведь в Коране об этом не сказано открытым текстом.

Когда Аллах Всемогущий и Великий запретил пить, есть и совокупляться, которые по сути своей разрешены, он хотел таким образом испытать чувство терпения в человеке. Сигареты — совсем другой разговор. Они из ряда «мерзостей» и запрещены изначально и во все времена. Во время поста они не дозволяются потому, что еще являются и источниками похоти.

— Различия во мнениях ученых, которые транслируются по спутниковым каналам, не приносят ли ущерб самим мусульманам и способствуют их разъединению?

— Наоборот, различие во мнениях специалистов нужно рассматривать как милость Аллаха и облегчение. Важно следующее: есть мнение, согласно которому нужно поступать так, а согласно другому мнению делать по-другому. Я могу, например, в какой-то определенной ситуации склониться к первому мнению. Таким образом, у человека, выносящего фетву, будет возможность принять решение, наиболее соответствующее его положению.

— Разве допустимы совершенно противоположные мнения между учеными? Например, комментируя хадис «народ, вверивший себя в руки женщины погибнет», некоторые заявляют, что женщина вообще не может руководить. Тогда как другие подмечают, что она вправе занимать вплоть до поста министра, ответственного за ту или иную структуру. Третьи считают, что женщина может даже возглавить государство.

— В сказанном вами хадисе подразумевается, что женщина не может стать во главе всей мусульманской уммы. Только мужчина может возглавить умму. Но по моему мнению, она вполне может руководить государством.

— Какая разница?! Человек, который возглавляет одно государство, может справиться и с несколькими одновременно.

— Нет... Вопрос трудный...

— Возможно, женщины менее умны и религиозны?

— К сожалению, в наше время изобилуют толкования, выполненные авторами-мужчинами. Это утверждение справедливо не только в отношении сунны Пророка (мир ему), но и в отношении священного текста Корана. Благодаря этому факту честь и достоинство мужчин воспринимаются выше. Если мы углубимся в понимании хадиса «менее умны и религиозны», то обнаружим, что Пророк (мир ему) имел в виду совсем не это. Сейчас многие этот хадис используют для того, чтобы лишить женщину многих ее прав. 

— Доктор Зайнаб Ридван выступила с законопроектом приравнять свидетельство женщины свидетельству мужчины, хотя Коран откровенно говорит: «Еcли coбьeтcя oднa, тo нaпoмнилa бы eй дpyгaя» (2:282; Крачк.).

— Свидетельство женщины равно свидетельству мужчины. Но с Зайнаб Ридван я не соглашаюсь в одном — она сделала этот принцип универсальным, даже в финансовых вопросах. Я же полагаю, что данный принцип универсален во всем, кроме финансовых вопросов, которые стоят особняком.

Согласно другой точке зрения, этот аят был ниспослан в тот момент, когда женщина, в отличие от настоящего момента, была далека от торговли и финансовых операций?

Да. Ситуация действительно изменилась. Но, в общем, женщина все равно остается далекой от финансов, несмотря на то, что среди них есть весьма успешные в этой области. Такие случаи скорее исключение, чем правило. Нормы шариата урегулируют в основном общие правила, а не учитывают исключения. Кроме того, такая процедура легализации свидетельства связано с учтивостью по отношению к женщине. Если мужчина забудет часть принесенного им ранее свидетельства, то никого рядом, кто бы напомнил, не будет. Таким образом, его свидетельство будет недействительным. 

А у женщины, когда она приносит свое свидетельство, всегда рядом находится человек, который может напомнить или подтвердить ее слова. Поэтому сказанное ею свидетельство никогда не считается недействительным и ложным. Ведь Аллах не сказал женщине, что ее «свидетельство лишено чести». Свидетельство женщины и свидетельство мужчины равнозначны. Например, при заключении брака достаточно свидетельство одной женщины и одного мужчины, а не двух женщин и одного мужчины, как обычно. Это утверждают Абу Ханифа и его ученики Мухаммад и Абу Юсуф.

В некоторых странах вообще запрещено участие женщины на выборах. Этот запрет, как они утверждают, исходит из религии. Вы разделяете это мнение?

Коран предоставляет такое право женщине: «A вepyющиe мyжчины и вepyющиe жeнщины, — oни — дpyзья oдни дpyгим: oни пoбyждaют к пpизнaннoмy и yдepживaют oт нeoдoбpяeмoгo» (9:71; Крачк.). Верующие мужчины и верующие женщины заинтересованы в развитии общества в котором живут, призывают к хорошему и удерживают от плохого. Аллах не говорит только верующие мужчины.

 

Беседовала Рания Бадви
www.almasry-alyoum.com

Автор перевода: Марат Ахметжанов
Редактор перевода: Патимат Гусейнова

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/w-interview/world/6296/">ISLAMRF.RU: Саад Салих: Роль муфтия заключается в умении извлекать пользу от созданного ранее прецедента (продолжение)</a>