RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Эксперты, ученые и священнослужители о запрете хиджаба в РНИМУ им. Н.И.Пирогова

24.10.2014 13:08

Студентам Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова в Москве запретили ходить в одежде, "способной оскорбить политические и религиозные чувства окружающих, в том числе национальные головные уборы". Такой приказ подписал ректор вуза. По оценкам сотрудников вуза, данная мера коснется примерно 10-15 процентов студентов. Предлагаем вашему вниманию мнения и комментарии священнослужителей, экспертов, ученых и юристов.

 

Нафигулла Аширов: право носить платок – личный неоспоримый религиозный выбор

Хвала Аллаху – Господу миров, ниспославшему человечеству ясные наставления для руководства в этом мире и обретения счастья в будущем. Благословение Аллаха и Его приветствия пророку Мухаммаду, ниспосланному милостью для миров, а также его семье, сподвижникам и всем тем, кто последует его призыву вплоть до Судного дня.

В последнее время в российском обществе все большую остроту обретает дискуссия  относительно возможности свободного выбора мусульманками предписанной религией одежды и ношения головных платков. Из различных регионов в адрес муфтиятов поступают тревожные сигналы с требованием защитить религиозные права верующих.

Особую актуальность обрел вопрос запрета на соблюдение религиозных обязанностей мусульманками. Дело даже дошло до того, что руководители учебных заведений, в том числе и вузов, принялись издавать приказы о запрещении предписанной религией одежды, угрожая нарушительницам наказаниями вплоть до отчисления. Более того, под воздействием все расширяющейся пропаганды, война с головными платками, по всей видимости, уже начала обретать форму неконтролируемого в обществе массового психоза. Так в городе Калининграде водитель маршрутного автобуса №37 потребовал выйти из автобуса беременную девушку мусульманку из-за того, что она была в мусульманской одежде с головным платком. Об этом вопиющем случае сообщал  ГТРК Калининград.

Ношение мусульманками головного платка, по единогласному мнению исламских ученых, является требованием религии, признание обязательности которого является неотъемлемой частью вероубеждения мусульман. И это вопреки утверждению людей, несведущих в области религиозно-нравственных принципов ислама о его необязательности. Ношение мусульманками целомудренной одежды и обязательного головного платка является одним из основных неоспоримых требований исламского законоположения, которое нельзя ассоциировать ни с украшением, ни демонстрацией религиозной принадлежности. Таким образом, подчеркиваем, ношение мусульманкой головного платка является ее религиозной обязанностью перед Господом миров. А, за пренебрежение ясными установками Досточтимого Корана, являющегося основным источником формирования религиозных принципов ислама, она будет нести ответственность перед Богом. Принуждение же мусульманки к отказу от ее религиозного долга, предписанного Основным законом ее религии, ставит ее пред труднейшим духовным выбором – подчиниться принуждению и стать грешницей со всеми вытекающими из этого последствиями или сохранить свое религиозное вероубеждение, но потерять возможность получения образования. Это, в свою очередь входит в неоспоримое противоречие с законодательными нормами об обязательном образовании и интересами самого человека в вопросе получения необходимых знаний для того что бы быть полезным обществу.

Согласно учению ислама, и каждый верующий в этом абсолютно убежден, вся жизнь человека, каждый его поступок, вплоть до его смерти, не должны противоречить закону Создателя. Всевышний через своих посланников в течение всей истории человечества, начиная от посланнической миссии Адама, да благословит его Господь,  разъяснял и устанавливал для человека необходимые нормы поведения и правила жизни, сохранявшие человеческое сообщество от смут, потрясений, духовной и моральной деградации.

И за сохранение этих божественных предписаний и правил сегодня идет непримиримый спор между его противниками и защитниками. Божественные нормы, соблюдаемые мусульманами России, никоим образом не  могут задевать или ограничивать чьи-то интересы или права, как и касаться практики других религий. Также они не касаются и не задевают принятых современным обществом своих морально-нравственных принципов и норм, беря во внимание коранический принцип «нет принуждения в религии».  

Сегодня многие чиновники, стремящиеся ограничить добровольный религиозный выбор мусульманок рамками разного рода «положений» «уставов» и других далеких от реальных законов страны документами, путают значения слов "светский" и "атеистический". Светское государство, в отличие от атеистического, предполагает собой гражданское общество, в котором все люди равны вне зависимости от национальности и вероисповедания и, где гарантирована свобода выбора - быть религиозным или нет.

Российская Федерация, заявлениями руководителей страны, на современном этапе строит гражданское демократичное общество, в котором свобода совести, а значит и неотъемлемое право самого человека неукоснительно следовать постулатам своей религии, гарантируется Основным законом государства – Конституцией РФ. При этом хочется напомнить, простые, казалось бы, истины, содержащиеся в Основном законе страны.

В статье 2 Конституции РФ говориться: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Статья 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Содержание данной  28 статьи Конституции РФ полностью соответствует ст.18 Пакта о гражданских и политических правах и ст.9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 28 Конституции гарантирует обществу, в том числе и мусульманам неукоснительное следование основам заявленной демократии, согласно которой человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям, дискриминации и незаконному принуждению со стороны государства и общества. Именно этими вышеупомянутыми ограничениями общегражданских свобод и занимаются некоторые чиновники, принуждая мусульманок отказаться от требования их религии.

Исходя из норм Основного закона РФ, принуждение мусульманки снять головной платок, недопущение из-за этого к занятиям, увольнение с работы или, какой либо другой вид дискриминации в связи с этим, является прямым нарушением Основного закона страны. Также это нужно рассматривать, как воспрепятствование «иметь и распространять религиозные и иные убеждения и (что особенно важно) действовать в соответствии с ними». Эта норма ясно и недвусмысленно отмечена в Конституции РФ.

Исходя из этого, право мусульманок носить головной платок – есть личный осознанный религиозный выбор, воспрепятствование которому является ущемлением религиозных и гражданских прав,  преследованием и дискриминацией по отношению человека к религии.

 

Рушан Аббясов: запрет хиджабов в мединституте противоречит Конституции РФ

Запрет на ношение в вузах девушками-мусульманками хиджабов не только противоречит Конституции РФ, но и вредит имиджу России в глазах исламского мира, заявил РИА Новости заместитель председателя и руководитель аппарата Совета муфтиев России, имам Московской области Рушан Аббясов. Так он прокомментировал скандал, который разгорается в Российском национальном исследовательском медицинском институте имени Н.И. Пирогова в Москве.

"Согласно Конституции РФ, у граждан страны есть право на свободу совести и вероисповедания. А другая статья закона гласит о том, что в России запрещена любая неприязнь или ненависть на религиозной или национальной почве. На сегодняшний день чисто юридически нет никаких федеральных законов, которые бы запрещали ношение платка. Кто-то считает это религиозной символикой, кто-то — национальной традицией. Но в какой-то мере, из-за невежества, подобного рода инциденты все еще происходят", — подчеркнул Аббясов.

Он напомнил, что еще десять лет назад российские мусульманки отстояли свое право на то, чтобы фотографироваться на официальные документы — гражданские и заграничные паспорта — в головных уборах. Имам также уверен, что "тема хиджаба сегодня очень политизирована, тогда как сами платки не несут никакой угрозы для нашей страны, а напротив, даже укрепляют ее межрелигиозное единство".

По его словам, в некоторых вузах уже были подобные ситуации, однако их руководство встречалось с мусульманским духовенством, и девушки продолжили ходить на учебу в традиционных головных уборах. "Ношение платка никак не сказалось на их успеваемости. Наоборот, преподаватели отмечают, что такие студентки более дисциплинированны и более ответственно подходят к учебе", — заявил собеседник агентства.

Аббясов сообщил, что в ближайшее время представители Совета муфтиев РФ намерены встретиться с ректоратом медицинского института имени Пирогова, чтобы разрешить этот вопрос. Аббясов пояснил, что в этом вузе учатся не только мусульманки с гражданством РФ, но и большое количество иностранных студентов из стран исламского мира. "Мы постараемся, чтобы этот приказ не помешал отношениям России с исламским миром, поскольку подобные запреты могут способствовать падению имиджа РФ в исламских странах. А это никому не нужно", — заметил Аббясов.

В качестве "некоторого компромисса" он предложил обратиться к дизайнерам, которые бы могли разработать специальные головные уборы для девушек-мусульманок, обучающихся в медицинских учебных заведениях, поскольку по требованию медвузов волосы все равно должны быть спрятаны. "Можно придумать какие-то специальные элементы головного убора, которые будут покрывать голову и не будут ущемлять чьи-либо права", — заключил собеседник агентства.

 

Алексей Малашенко: подобный запрет не несет педагогического характера

Подобный запрет возможен в ситуациях, когда межконфессиональные отношения обострены, отметил профессор Московского государственного института международных отношений, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Опыт такого табу имеет Франция, где был введен запрет на ношение мусульманских платков, напомнил эксперт.

«В медицинском институте это оправдано – вещь может быть грязной», – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.

По словам профессора, в данном случае раздражение вызывает сама форма приказа: запрет, а не рекомендация к ношению. «По-моему, это перегиб. Если рекомендуют и объясняют почему, то можно и прислушаться. Но запрет будет вызывать желание продемонстрировать и свою храбрость, и принадлежность к той или иной идентичности», – сказал Малашенко.

Специалист подчеркнул, что подобный запрет не несет педагогического характера. «Нельзя ничего доводить до абсурда. Если речь идет о хирурге в парандже, то этого делать не надо. Если же человек придет, например, в тюбетейке… А если в кипе? Хуже учиться он не станет, это точно. Ограничения отдают глупостью», – говорит Малашенко.

 

Энвер Кисриев: факт запрета «выглядит несимпатично и глупо»

Причин, чтобы студенты чувствовали себя ущемленными в своих правах, нет, считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

«Обязательного ношения определенных головных уборов или одежды у мусульман нет. Думаю, что проблем с кавказцами не будет. В Пироговке, насколько я знаю, во время занятий и так все ходят в белых халатах и колпачках», – сказал он.

Впрочем, добавил эксперт, сам факт запрета «выглядит несимпатично и глупо».

 

 

 

 

Дамир Хайретдинов: Руководству вуза необходимо искать компромисс со своими студентами

Руководству вуза необходимо искать компромисс со своими студентами, поскольку из 8000 учащихся «Пироговки» исповедуют ислам около 20% — это очень много. Да, в устав вуза вносятся изменения, но получается так, что люди поступают в вуз, где декларируются одни условия и правила поведения, а потом эти правила в процессе меняются — причем существенно. Там учатся, к примеру, немало девушек-мусульманок из зарубежных стран по межгосударственным соглашениям — часть из них может воспротивиться снятию хиджабов, и я как религиозный деятель их прекрасно понимаю и одобряю. Им же придется решать этот вопрос с привлечением своих посольств, с привлечением российского МИДа — это совершенно ненужный международный скандал на ровном месте...

 

 

Марина Пинская: ношение религиозной одежды не влияет на успеваемость

Уже на первый взгляд запрет кажется абсурдным, считает кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская.

«Если речь идет о приравнивании студентов, то мы попадаем в противоречие с тем, что в последнее время развивалось в России и во всем мире, – что нужно уважать друг друга, инакомыслящих, что все люди разные и имеют право на уникальные запросы. Теперь же наступаем на горло собственной песне», – сказала корреспонденту "Кавказского узла" эксперт.

Пинская отметила, что вопрос дресс-кода в учебных заведениях – «распространенная тема» не только в России, но и за рубежом. При этом непосредственного влияния на учебный процесс одежда не оказывает, отметила она.

«Наличие тюбетейки или, скажем, хиджаба, ничем не опасно и не влияет на проведение лекции и успеваемость студентов», – подчеркнула Марина Пинская.

 

 

IslamRF.Ru по материалам порталов «РГ», РИА Новости, «МК», «Кавказский узел», «Мусульмане России», muslim.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/w-monitorings/analytics/34575/">ISLAMRF.RU: Эксперты, ученые и священнослужители о запрете хиджаба в РНИМУ им. Н.И.Пирогова</a>