RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Роберт Блейк: «Загонять религию в подполье опасно!»

11.04.2011 11:48

Об уроках Египта. О религиозном экстремизме. О выводе американских войск из Афганистана. О конкуренции Америки и России в Центральной Азии. Помощник Госсекретаря США по Центральной и Южной Азии Роберт БЛЕЙК отвечает на вопросы.

 

- Господин Блейк, недавно в своем выступлении Вы заявили, что администрация США определила для себя пять главных приоритетов в Центральной Азии – стабилизация в Афганистане, энергетика, политическая либерализация и права человека, экономические реформы и повышение эффективности государственного управления. Как бы Вы оценили свои успехи по этим пяти направлениям? С какими проблемами вы сталкиваетесь в регионе?


- Это большой вопрос! Я бы сказал, что мы делаем значительные успехи по некоторым из этих направлений и нам необходим больший прогресс по другим из них. Я думаю, мы добились значительного прогресса в расширении взаимодействия со всеми правительствами Центральной Азии. Как вам известно, мы запустили ежегодные двусторонние консультации с каждой из стран региона, в рамках которых мы подробно обсуждаем полный перечень двусторонних приоритетов и ставим конкретные цели для достижения прогресса в каждой сфере. На следующей неделе я отправляюсь вначале в Туркменистан, где мы подведем итоги нашего сотрудничества за последние шесть месяцев, и затем в Узбекистан – для проведения наших ежегодных двусторонних консультаций, которые впервые пройдут в Ташкенте.



В целом, я бы сказал, что мы достигли значительного прогресса в сотрудничестве со странами Центральной Азии по Афганистану. Каждая из них помогает нам самыми различными путями – кто-то оказывает гуманитарную поддержку, кто-то помогает с функционированием Северной сети поставок (NDN). Другие, например Казахстан, предоставляет возможности по обучению. Так что я думаю, мы делаем значительные успехи и намерены продолжать это сотрудничество.

На экономическом фронте отношения между нашими странами пока относительно неразвиты, за исключением Казахстана, где присутствие американских компаний очень значительно и продолжает расти. В этой сфере мы бы хотели делать больше и надеемся, что нам удастся расширить торговые отношения, и увеличить инвестиции между США и Центральной Азией.

По очень важному направлению политических и религиозных свобод, которое вы упомянули, также необходим более значительный прогресс. Мы очень обеспокоены снижением в некоторых случаях политических свобод в ряде стран. В прошлом году мы приветствовали первые свободные парламентские выборы в Кыргызстане и мы будем продолжать поддерживать демократические преобразования в этой стране.

Но в других странах, таких как Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, я думаю, необходим больший прогресс в предоставлении людям политического пространства, в реагировании на чаяния своих народов. Мы помогаем этим странам в данных вопросах и ведем с ними хороший диалог.

- В январе, выступая в Университете Райс в Техасе, вы сказали, что самым главным приоритетом Вашего Бюро в регионе является стабилизация в Афганистане...

- Да.

- Между тем, многие эксперты считают, что при таком подходе США на задний план задвигаются такие актуальные для Центральной Азии вопросы, как рост экстремизма, бурный расцвет коррупции, наркотрафик... Например, сегодня около 98% всех грузов, отправляемых в Афганистан по Северной сети поставок, идут через Узбекистан, не самую либеральную страну региона. Не думаете ли Вы, что игнорирование отмеченных выше угроз может создать новые проблемы для самих Соединенных Штатов?

- Прежде всего, я бы не сказал, что мы игнорируем эти угрозы. Они стоят на переднем плане в наших отношениях с этими странами. Все лидеры мира и все народы мира с огромным интересом следили за событиями в Египте и Тунисе. Госсекретарь Клинтон, сказала в этой связи, что правительства, которые отказывают своим людям в свободе и равных возможностях, открывают двери для нестабильности. Я думаю, она очень ясно заявила, что многие из тех правительств не открыли политическое и экономическое пространство в своих странах и, тем самым не отреагировали на законные требования своих народов. Вот почему они столкнулись с нестабильностью. Я думаю, что страны Центральной Азии также должны помнить об этом, помнить о необходимости открытия политического пространства, продолжать открывать свои экономики, создавать новые рабочие места, обеспечивать лучшее образование, чтобы их молодежь была подготовлена и могла конкурировать в современном мире. Страны региона должны решать такие проблемы как коррупция, которая имеет очень опасный, разъедающий эффект на общество, на веру людей в институты власти и в своих лидеров. Все эти вопросы являются важной частью нашего диалога с каждой из стран региона.

- Вы упомянули о Тунисе и Египте. Считаете ли Вы, что подобные события могут повториться в Центральной Азии?

- Я не хочу делать сравнения, так как все страны отличаются друг от друга. Но я думаю, что все лидеры в разных частях земного шара должны наблюдать за событиями в Египте и многие могут извлечь из них полезные уроки. Я только что уже назвал некоторые сферы, где необходима большая открытость. Я очень надеюсь, что руководители государств будут пристально наблюдать за происходящим в Египте и думать, как они могут удовлетворить чаяния своих народов и своих стран.

- На заседании Севета Безопасности Таджикистана, которое прошло на днях, президент Эмомали Рахмон заявил, что при поддержке зарубежных покровителей в некоторых частях страны растет религиозный экстремизм. Он также подверг критике мечети за распространение экстремизма. Что Вы думаете по этому поводу? Кто на самом деле распространяет экстремизм в регионе? Как правительства региона могут справиться с этой угрозой?

- Прежде всего, все мы обеспокоены теми угрозами, которые исходят от экстремистов, особенно в приграничных районах с Пакистаном и Афганистаном. Есть свидетельства, что некоторые из тех террористов проникают в Таджикистан, и, возможно, дальше в Центральную Азию. Поэтому, высок риск, что эти страны сталкиваются с этими экстремистами. Соединенные Штаты тесно работают с Таджикистаном, Узбекистаном, с другими странами, чтобы помочь им справиться с этими угрозами, возникающими при охране границ, в реализации программ по борьбе с наркотиками, с терроризмом. Мы считаем эту работу очень важной и будем ее продолжать.


Однако, как я сказал, правительства региона также должны хорошо помнить о необходимости предоставления своим народам большего политического и религиозного пространства. Очень важно иметь возможности для мирного отправления культа. Для любого правительства опасно загонять религиозные убеждения в подполье, потому что, в этом случае, гораздо выше вероятность того, что люди попадут под влияние радикальных проповедников и более опасных идеологий. И поэтому в интересах любой страны давать людям возможность для мирного и свободного отправления своих религиозных культов.

- Выступая на слушаниях в Конгрессе в прошлом ноябре, Вы отметили, что политика США в Таджикистане заключается в оказании помощи таджикскому правительству в поддержании стабильности и создании условий для экономического и демократического развития. Не могли бы Вы более конкретно рассказать, как именно Америка сотрудничает с таджикским правительством в этих сферах?

- Прежде всего, мы делаем это через наш диалог с друзьями в правительстве. Мы делаем упор на тех вопросах, о которых я только что говорил – на необходимости расширения политического пространства, предоставления большей религиозной свободы, свободы выражения, свободы прессы. Мы были очень обеспокоены, например, недавним нападением на официального представителя Партии исламского возрождения господина Сайфуллозода. Еще раз хочу подчеркнуть: это партия не является террористической организацией, она привержена мирной деятельности и важно, чтобы и в дальнейшем им было позволено действовать.

Как и в других странах ЦА, мы поддерживаем в Таджикистане гражданское общество, работаем с правительством, парламентом, омбудсменом. Вся эта работа - очень важная часть помощи этим странам по раскрытию их полититических систем, по предоставлению возможностей для гражданского общества, что, на мой взгляд, очень важно для укрепления стабильности и удовлетворения чаяний людей, о которых я говорил ранее.

- Что вы думаете о недавней публикации журнала Time, назвавшего президента Таджикистана Эмомали Рахмона в TOP 10 авторитарных лидеров мира, находящихся в затруднительном положении? Вы считаете, эта оценка корректна и над правительством Рахмона действительно сгущаются тучи?

- В отличие от журнала Time правительство США не занимается составлением рейтингов своих друзей. Позвольте мне только сказать, что Соединенные Штаты рассматривают Таджикистан как своего очень важного друга. Как я уже говорил, Таджикистан является очень ценным партнером ISAF в Афганистане. Мы очень ценим предоставляемую нам возможность доставки транзитных грузов НАТО в Афганистан. На протяжении лет мы также сотрудничали по ряду других направлений. С начала установления дипломатических связей в 1992 году нами было предоставлено Таджикистану различной помощи на общую сумму более 900 млн. долларов.

Мы также сотрудничаем с Таджикистаном в таких областях как образование, здравоохранение, развитие гражданского общества. Мы помогаем таджикским партнерам противостоять некоторым террористическим организациям, бороться с криминальными группировками, действующими на территории страны.

Но мы также чувствуем, что Таджикистан сегодня сталкивается с многими вызовами, например, с большой проблемой бедности. К счастью, многие таджики имеют возможность работать за пределами страны, решать свои экономические проблемы в России, Казахстане или в другой стране. Их денежные переводы стали для страны очень важным источником поступлений.

Но еще раз хочу повторить: я думаю, для правительства важно повернуться лицом к вызовам, которые перед ним стоят, открыть политическое пространство для большей религиозной свободы, бороться с коррупцией, которая по мнению людей существует в Таджикистане. Я думаю, что подобные шаги действительно укрепили бы поддержку правительство со стороны народа.

Мы очень откровенно обсуждаем с нашими друзьями в правительстве все эти вопросы, а также многие другие – по другим программам поддежки.

- Президент Обама объявил о начале вывода американских войск из Афганистана летом текущего года. В связи с этим многие люди в регионе и, в частности, в Таджикистане опасаются, что нестабильность из Афганистана перекинется на Центральную Азию. Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы избежать такого сценария? И, кстати, сколько войск планируется вывести в этом году?

- Я не думаю, что президент Обама или генерал Петреус уже приняли окончательное решение о количестве войск, которые будут выведены в этом году. Но позвольте мне сказать следующее: темпы и масштабы вывода американских войск из Афганистана будут во многом зависеть от ситуации в этой стране, а также от прогресса НАТО в подготовке Афганских сил национальной безопасности, так чтобы постепенно они могли взять на себя ответственность за безопасность в стране.


Как вы знаете, на Лиссабонском саммите НАТО в прошлом году был принят план, согласно которому к 2014 году вся ответственность за безопасность в стране должна перейти к афганским силам. Но мы также заверили наших друзей в Таджикистане и в других странах, что США сохранят свои войска в Афганистане, которые будут продолжать бороться с терроризмом, тренировать афганские силы безопасности. Также мы сообщили, что мы не намерены покидать Афганистан и, конечно же, не хотим допустить условий для роста Талибан или других сил, которые будут угрожать Соединенным Штатам или нашим друзьям, как Таджикистан.

- У вас есть специальные программы по обеспечению безопасности в Таджикистане?

- Да, есть. У нас осуществляется достаточно широкое сотрудничество в таких вопросах, как охрана границы. Мы пытаемся максимально, насколько это возможно, обеспечить сотрудничество между таджикскими и афганскими силами, так как важность такого сотрудничества очевидна, и мы поощряем такое сотрудничество также и между Афганистаном и Пакистаном. Так что, вопросы безопасности – это важная часть нашего сотрудничества с Таджикистаном.

- Не могли бы Вы сказать несколько слов о проблеме трафика наркотиков. Как Соединенные Штаты планируют решать эту проблему?

- Это очень важный вопрос по ряду причин. Прежде всего, это важная проблема для самого Афганистана, но также она важна и потому, что значительная часть наркотиков – около 30 процентов – идут через Центральную Азию в Россию и дальше. Наркотики очень пагубно влияют на общества в Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, России. Я думаю, что все эти страны готовы к более активному сотрудничеству друг с другом, с США и с Афганистаном для решения этой проблемы. Мы работаем с каждой из этих стран, а также с Управлением ООН по наркотикам и преступности в Вене, которое играет очень важную роль в этом вопросе. Борьба с наркотиками в этом году будет одной из самых приоритетных и для нас, и для всех наших стран-партнеров.

- Но, тем не менее, объем производимых наркотиков продолжает расти. Это так?

- На самом деле, я думаю, в этом вопросе достигнут значительный прогресс. Как вам известно, сейчас меньший упор делается на уничтожение наркотиков, и больший – на предоставлении фермерам альтернативы, чтобы они могли выращивать другие сельхозкультуры. Мы приложили большие усилия по развитию аграрного сектора Афганистана, по созданию больших возможностей для афганских фермеров, с тем чтобы эта страна могла заново восстановить свою сильную аграрную экономику, которая существовала до начала войны.

- Однажды Вы сказали, что в Центральной Азии больше не ведется никакой «Большой игры» и США больше не конкурирует ни с какой другой страной за влияние в регионе. Но вот на прошлой неделе в Душанбе неожиданно прибыл с визитом командующий Центральным командованием ВС США генерал Маттис, а сразу после этого СМИ сообщили, что в Таджикистан собирается приехать министр обороны России генерал Сердюков... Возможно, это совпадение, но как, по-вашему, Вашингтон и Москва могли бы более эффективно сотрудничать по вопросам безопасности в Центральной Азии и Афганистане?



- Прежде всего, я повторяю, что я сказал ранее: никакой «большой игры» в Центральной Азии не ведется. Если министр обороны России посещает Душанбе после генерала Маттиса, я бы сказал, что это совпадение. Соединенные Штаты приложили огромные усилия для более тесной координации с нашими русскими друзьями по ситуации с Афганистаном. И я думаю, мы можем быть вполне довольными уровнем нашего сотрудничества. Действительно, мы много говорим о путях сотрудничества в Центральной Азии, потому что у нас так много общих интересов. Я раньше уже говорил о борьбе с наркотиками. Думаю, это очень многообещающее направление. Мы также работаем сообща в таких областях как медицина, например, в борьбе с полиомиелитом, вспышка которого, как вы знаете, была зафиксирована в прошлом году в Таджикистане и других странах.



Так что, я бы сказал, что есть реальный прогресс в наших отношениях, и мы хотим его развивать. Я часто встречаюсь с заместителем министра иностранных дел России Карасиным, ответственным за этот регион мира, мы ведем очень доверительный и дружеский беседы по положению в Центральной Азии. Я должен сказать, что у нас очень схожие взгляды и оценки ситуации, а также того, что необходимо делать.



- Вы не думаете, что Россия могла бы более активно сотрудничать с США в Афганистане?



- Нет, наоборот, я думаю, что Россия очень сильно помогла в Афганистане. Мы приветствуем то содействие, которое они нам оказали.



- Благодарю Вас, господин Блейк. У меня больше нет вопросов.

 


- Спасибо вам за беседу. И поздравляю Asia-Plus с открытием коррпункта в Вашингтоне. Я действительно рад. Я надеюсь, вы поможете объяснить людям, что США делают в Центральной Азии и насколько это для нас важный регион.

 

 

Беседовал Умед Бабаханов, Asia-Plus, Washington DC

Опубликовано на IslamSNG.com
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/15669/">ISLAMRF.RU: Роберт Блейк: «Загонять религию в подполье опасно!»</a>