RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Заглуль аль-Наджар: научный подход в толковании Корана - лучший способ призывать людей к исламу

22.02.2012 13:37

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Комитета по изучению неподражаемости Корана с научной точки зрения при Высшем совете исламских дел Египта доктором Заглулем аль-Наджаром. По словам ученого именно пренебрежительное отношение современных мусульман к научной мысли, к развитию которого призывает Коран, является причиной отсталости исламского мира. Заглуль аль-Наджар родился в 1933 году. Высшее образование получил в Каире, владеет английским, французским и немецким языками. В 1963 году защитил диссертацию по геологии в Университете Уэльса (Великобритания). В 1972 году получил звание профессора. Является сотрудником многих международных профессиональных геологических изданий. Колумнист газеты Аль-Ахрам  - освещает проблемы отношений науки и религии.

 

- В последнее время ученые, доказывающие неподражаемость Корана в науке, все чаще и чаще становятся объектом критики. Их оппоненты заявляют, что Коран ниспослан только как руководство для людей, а не в качестве книги, которая содержит научные истины. Как вы прокомментируете?

 

- Мы полностью разделяем мнение тех, которые утверждают, что Коран ниспослан в качестве руководства для человечества. Он не является книгой по естественным наукам. Но мы должны отметить, что многие аяты Корана, примерное число которых приближается к тысячи, откровенно указывают на бытие и его составные части. Это говорит о том, что он ниспослан Создателем этого самого бытия. Такие аяты в Коране приводятся не для того, чтобы просветить с научной точки зрения того или иного человека. В целом, я в том числе считаю, что люди, выступающие против научной неподражаемости Корана, делятся на три категории: первая категория - это люди, получившие сугубо религиозное образование, которое в наше время не создает у учащихся в полной мере картину о прикладных науках. Они думают, что каждая наука состоит только из основ и теоретической базы. Из-за трепетного отношения к Корану они обрушиваются на людей, пытающихся доказать научную неподражаемость Корана. Я их уважаю. Так как, когда с ними начинаем дискутировать, приводить им доводы из научной действительности в доказательство правдивости наших утверждений, они признают неподражаемость Книги Аллаха с точки зрения научных истин, убеждаются в правильности наших высказываний.

 

Вторую группу составляют люди, получившие образование по западной системе. Они поверили в истинность западной мысли и забыли про ислам. Они превратились в людей, которые твердо убеждены в том, что ислам противоречит науке. Они часто на нас обрушиваются с критикой, несмотря на то, что их оружие, направленное для того, чтобы отвратить людей от ислама, обращено против них самих. Некоторые после того, как с ними побеседуют, начинают понимать истину и отказываться от своих убеждений.

 

Третьи - это люди, выступающие против успеха как такового вообще. В наше время таких много. Они выступают против всякого, кто достигнет успеха на каком-нибудь поприще.

 

Лично я общаюсь с каждым, кто меня критикует, используя тот метод, который больше всего к нему подходит.

 

- Как нам понять повествующие о бытии вокруг нас коранические стихи, которые являются основой научной неподражаемости Священного Писания?

 

- Аллах ниспослал нам Коран для того, чтобы мы понимали его. Аллах говорит: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24; пер. Э.Кулиева) Также Всевышний говорит: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». (4:82; пер. Э.Кулиева) Мы, мусульмане обязаны понимать указание каждого ниспосланного в Коране аята, несмотря на то, принесет нам оно пользу или нет, а также указания аятов, связанных с религией, а именно с четырьмя столпами: религией, вероубеждением, поклонением и отношениями между людьми. Все подобные аяты категоричны. Например, «выстаивай молитву», или «люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь», или «отдавайте милостыню (закят)». Эти аяты не могут иметь два значения. Все аяты, объясняющие людям основы религии, сформулированы мудрым Всевышним таким образом, что их поймет и бедуин, обитающий в самом сердце пустыни, и профессор, преподающий в университете тафсир - науку о толковании Корана.

 

Аяты, которые требует усилий при их толковании, связаны с бытием вокруг нас, содержат законодательные нормы и т.д. Для того, чтобы понять смысл аятов, описывающих бытие, одного знания языка мало. К примеру, раньше толкователи Корана не делали различия между звездами и планетами, между светом и сиянием, путали наступление Часа с загробным миром. В Коране имеется более одной тысячи аятов о бытии, которые понять благодаря знанию одного языка мы не в силах. Если мы не будем учитывать научные достижения, мы их смысл не поймем. Если не поймем смысл аятов, то исчезает самая благая цель ниспослания Священной Книги.

 

- Какую пользу могут извлечь для себя мусульмане от понимания аятов, описывающих бытие?

 

- Мусульмане, если у них будет на то желание, могут извлечь большую пользу от коранических стихов, повествующих об основах бытия, так как размышление о созданиях Господа - это уже поклонение. Размышление о смысле аятов Корана и хадисов также является поклонением. Объяснять их смысл другим - это призыв к религии Аллаха. Все это осуществляется в исследованиях, посвященных научной неподражаемости Корана и высказываний Пророка (мир ему). Такие исследования побуждают людей изучать тайны бытия. Мусульманские исследователи обнаруживают в словах  Создателя тайны его созданий, аяты показывают направление, в котором следует вести дальнейшее исследование, и помогают достичь конечного результата.

 

- Каким образом мы можем использовать научное толкование аятов Корана в деле призыва людей к исламу, при ведении дискуссий с теми, кто выражает сомнения в божественном происхождении Священной Книги и пророчестве Мухаммеда (мир ему)?

 

- Я все не перестаю повторять, что научный подход в толковании Корана - самый лучший из современных способов призыва людей к исламу, в том числе среди немусульман, которые не верят в божественное происхождение религии. Нам нужно их убеждать и использовать при ведении с ними диалога все возможности, которые предоставляет современная наука.

 

Поэтому я считаю нужным, чтобы исламские миссионеры как среди мусульман, так и немусульман, в своей деятельности делали ставку на научную неподражаемость Слова Аллаха. Некоторые известные ученые и проповедники уже пользуются научными истинами, заложенными в коранических стихах, повествующих о бытии.

 

В действительности научная неподражаемость Корана может быть взята на вооружение любым знатоком хадисов и понимающим смысл любого аята Корана ученым. Каждая фраза Корана неподражаема. То, что ученые и исследователи начали придавать ему значение, уже хорошо. Это подтверждает тесную связь мусульман со Священным Писанием, которое Всевышний охарактеризовал следующим образом: «Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального». (41:42; пер. Э.Кулиева) Неподражаемость Книги Аллаха растет с ростом понимания ее. Каждый аят Корана неподражаем с точки зрения слова, повествования и заложенного в него смысла.

 

Ученые отмечают много аспектов неподражаемости Корана. Некоторые эту неподражаемость видят в красивом повествовании, идеальной структуре фраз и высказываний, риторических приемах, наличии заложенных в него глубинных и всеобъемлющих смыслов, четкой и безупречной формулировке, способности объединить людей с разным уровнем образования и мышления, распространении убеждения в единственности Аллаха в обладании Господством.

 

По мнению других ученых, неподражаемость Корана заключается в том, что он представляет собой завершенное, подробное и мудрое изложение законов, затрагивает неизвестные никому ранее различные подробности из истории развития человечества, начиная от нашего праотца Адама, заканчивая последним пророком Мухаммедом (мир ему).

 

Третьи неподражаемость Корана видят в том, что методика воспитания человека, заложенная в Священной Книге, является самой возвышенной и правильной с точки зрения науки и остается востребованной во все времена. По мнению этих ученых, неподражаемость  Корана в том, что в нем приводится много истин из бытия. Аллах в нем упоминает факты, которые не были известны человечеству до ниспослания Корана, и оставались такими еще много лет после его ниспослания.

 

Есть также ученые, которые утверждают, что неподражаемость Корана в том, что он не претерпел никаких изменений в течение 14 столетий, несмотря на многочисленные попытки исказить его. Это происходит благодаря тому, что сам Аллах обещает его сохранность: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (15:9; пер. Э.Кулиева)

 

- Как можно добиться возрождения исламского мира? Хочется услышать ваше мнение.

 

- Если мы начнем рассматривать историю развития человеческой цивилизации, то обнаружим, что мусульмане в течение длительного периода были двигателями прогресса, исламские государства стремились к превосходству в науке, в развитии технологий, добивались экономической интеграции. Как только среди мусульман стали появляться люди, стремящиеся к наживе, исламский мир начал распадаться на отдельные области, враги ислама стали проникать в мусульманские общества и разъедать их изнутри. Без сомнения мусульманам, чтобы вернуть былое положение своих предков, нужно чтобы каждый правоверный искренне выполнял свои обязанности на своем рабочем месте, жил в своей отчизне и работал на благо экономики своей родины. Кроме того, нам нужно постоянно стремиться укреплять отношения между исламскими государствами в области экономики и развития технологий, руководствуясь нормами религии единобожия - ислама.

 

Сотрудничество, солидарность, единство мусульман - это повеление Господа, которое мы встречаем в аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему). Указания ислама не просто являются лозунгами. Проблема мусульман в том, что указания ислама, требующие правдивости, чистоты намерений, позитивных действий, которые должны выполняться на практике, например в области решения экономических программ, не осуществляются на практике. Постоянно выносится на обсуждение проект по созданию совместного исламского рынка для расширения и развития товарообмена между мусульманами. Все уверены и убеждены в том, что создание подобного проекта усилить экономики исламских государств. Однако, он тоже остается только на словах и на бумаге.

 

- Некоторые люди, настроенные критически по отношению к исламу, вопрошают, что если религия обладает самой передовой законодательной базой, то почему же мусульмане такие отсталые, тогда как немусульмане продолжают добиваться прогресса?

 

- Да, мы действительно отстаем от Запада. Это произошло отчасти потому, что мы отошли от ислама, разделились, погнались за мирскими благами и стали подражать Западу. Мы забыли, что ростовщичество запрещено, забыли об оплате стоимости труда, леность стала нашей верной подругой, пренебрегли общественной деятельностью.

 

- Как вы относитесь к предрассудкам и ошибочным убеждениям, которые распространены среди многих мусульман. Например, некоторые мусульмане верят в знаки зодиака, считают определенный набор цифр хорошим знаком, тогда как в некоторых рисунках и природных явлениях видят дурные предзнаменования. Вообще, каково отношение ислама к подобным мифам и предрассудкам?

 

- Такие понятия и убеждения ошибочны, несмотря на то, что многие мусульмане склонны, к сожалению, в них верить. Это происходить из-за отсутствия правильных религиозных убеждений. Ислам - это религия, которая уважает ум человека и опирается на науку, а не на предрассудки и мифы. Посланник Аллаха (мир ему) в своих хадисах предостерегает нас от любого порочного убеждения, которое отвергает разум и противоречит науке. Также пророк Мухаммед (мир ему) предостерегает нас от гаданий по звездам (астрологии), верить в гороскопы, в колдунов, в дурные предзнаменования. Он (мир ему) сообщает, что правоверный должен держаться на расстоянии от подобных предрассудков, стремиться соблюдать чистоту убеждений и помыслов, не гневить Аллаха и бояться его наказаний.

 

Пророк (мир ему) предостерег всех мусульман также от предрассудков под прикрытием различных научных псевдогипотез или теорий чисел.  Утверждение о том, что тот или иной знак гороскопа оказывает воздействие на характер человека или формирует его, является большим заблуждением и лишено   здравого смысла. Во-первых, это потому, что между нами и звездами, по которым составляют гороскоп, пролегают огромные расстояния. Во-вторых, эти звезды нам с Земли кажутся единой субстанцией, тогда как они на самом деле очень разные, их свет доносится до нас из разных и находящихся друг от друга на больших расстояниях галактик. В-третьих, огромные расстояния, отделяющие нас от звезд, делают практически невозможными их влияние на нашу жизнь.

 

"Аль-Халидж"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/20633/">ISLAMRF.RU: Заглуль аль-Наджар: научный подход в толковании Корана - лучший способ призывать людей к исламу</a>