RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Али аль-Карадаги: мы связываем с Россией большие надежды

07.08.2015 09:12

Предлагаем вашему вниманию интервью генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых доктора Мухйиддина Али аль-Карадаги, который принял участие во II Международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения» 17-20 мая 2015 г. в Санкт-Петербурге.

 

– Уважаемый шейх, рада вас видеть вновь в России, на этот раз в Санкт-Петербурге, на II Международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения» («Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления»).  Мы в XXI веке столкнулись с очень серьезными проблемами глобального характера, а исламский мир, как вы сказали в своем выступлении на конференции, переживает сегодня множество кризисов – идеологический, политический и т.д. На ваш взгляд, какие из проблем наиболее актуальны, злободневны именно для уммы?

 

 – Я считаю, что у мусульман сегодня – несколько тяжелых проблем. Самая важная из них – это единство мусульман на основе незыблемых принципов. Нужно прекратить раздоры и разногласия и извлекать пользу из того великого наследия, которое оставили нам ученые прошлого. Нужно взять у них все благое, все полезное для нашей эпохи, то, что способствовало бы обновлению. Кроме этого, единство приведет нас к следующему этапу – приятию различных исламских групп, исламских сообществ и мазхабов.

 

Нельзя сегодня мусульманам погружаться в раздоры. Недопустимо упрекать друг друга в неверии. Каждый, кто произнес – «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник», – мусульманин. Чем наполнено сердце человека? Нам это не ведомо. Один Всевышний это знает, и на это есть много указаний и в Священном Коране, и в Сунне нашего Благородного Пророка.  Поэтому заявлять – этот неверный, а этот – нечестивый, – недопустимо. Мы должны заниматься дааватом (исламский призыв – прим. ред.), реформаторством. Поэтому главная проблема, по моему мнению, от которой страдает мусульманская умма, это раскол, разделение уммы. Это, повторяю, проблема номер один.

 

Мы видим сегодня раскол между государствами на политическом уровне. Раскол между джамаатами. К величайшему сожалению, мы видим противостояние суннитов и шиитов. Этого не должно быть. Мы во Всемирном союзе мусульманских ученых не хотим, чтобы между суннитами и шиитами разгоралась война, мы считаем недопустимой рознь между ними. Мы требуем от каждого закрыть врата фитны (смуты) между суннитами и шиитами, найти то, что нас объединяет. Скажу откровенно, эта фитна – самая большая проблема.

 

Вторая проблема исламского мира – это деспотизм, диктаторская форма правления, от которой также страдает наша умма. В основе диктаторского режима лежит порочность, разложение. В условиях диктатуры человек перестает быть ценностью. В условиях диктатуры нет созидания, нет прогресса.

 

Третья проблема – это отсталость, бедность. Несмотря на то, что исламские государства обладают колоссальными природными ресурсами, они страдают от безработицы, голода, высокого уровня смертности. Для решения этих проблем нужен всеобщий подъем, нужны специальные действенные программы. Четвертая проблема, с которой мы столкнулись сегодня, – она связана с первой – это вынужденная эмиграция, изгнание, лишение крова людей. В 2014 году число таких людей, согласно данным международных организаций, достигло 28 миллионов, большинство из них – из Сирии, Ирака, ряда других стран. Эта проблема приносит много страданий и горя. Нам нужно всем вместе помешать причинам этого исхода, а они восходят к диктатуре и деспотизму. Еще одна проблема – противостояние внутри Сирии, а также в Ираке, Йемене, Ливии, Нигерии.  Эти болезни тоже нужно лечить.

 

Я убежден, что есть еще одна проблема, и она кроется в душе человека. Состояние людского духа далеко от положительного.  Мусульманин должен любить другого как своего брата, а этого нет. Это все – проблемы внутриисламские. Но есть еще и внешние вызовы. Планы западных государств направлены на то, чтобы расколоть умму, разобщить ее ради своих экономических интересов. Возьмите, например, американское вторжение в Ирак.

 

– Не считаете ли вы, что исламские ученые в изучении, осмыслении всех этих проблем запаздывают, отстают от того, что предлагает современная жизнь?

 

– В условиях деспотического режима ученые не могут играть какую-то решающую роль. Так же, как и СМИ. Они подчинены диктатору и занимаются украшательством режима. Поэтому дело не в ученых. Трудность заключается в том, что ученые лишены возможности быть услышанными. В развитых странах ученые, мыслители играют определенную роль, а СМИ предоставлена свобода, но в условиях диктатуры и деспотизма, в котором живет большая часть исламского мира, это невозможно.

 

– Уважаемый шейх, сегодня мы видим, что существует несколько центров развития исламской мысли. Это и Катар, и Саудовская Аравия, и Малайзия. Как вы считаете, является ли Россия одним из таких центров?

 

– Благодаря большому количеству мусульман, проживающих в России, тем свободам, которые им, слава Аллаху, предоставлены, тем конференциям, которые сейчас здесь проводятся, – все это позволяет России стать важным положительным элементом в формировании правильной исламской мысли, которая базируется на идее срединности, умеренности. Я убежден, что все конференции будут играть важную роль в упрочении умеренного, срединного ислама. Молодежь, если она услышит об этом один, второй, третий раз из уст ученых, то она проникнется этими идеями. Поэтому мы связываем с Россией большие надежды и взаимодействуем с ней ради благих намерений.

 

– И последний вопрос. В последние годы и даже месяцы вы очень часто посещали Россию. Вы побывали в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии. В конце прошлого года вы участвовали в Международном мусульманском форуме в Москве. У вас сложились тесные контакты с Советом муфтиев России. Можно уже, наверное, подвести итоги и поговорить о дальнейшем сотрудничестве.

 

– Вы правы на все сто процентов. Во-первых, все эти визиты свидетельствуют об открытости России. Если бы Россия не была столь открыта, мы не смогли бы делать то, что делаем. Во-вторых, у Всемирного союза мусульманских ученых очень прочные отношения и с муфтиями, и с учеными, и с религиозными организациями России. Когда мы (в августе прошлого года) проводили сессию Генеральной ассамблеи союза в Стамбуле, на нее приехали практически все российские муфтии. Мы благодарны им из это. Мы благодарим Российскую Федерацию за возможность сотрудничества. У Всемирного союза мусульманских ученых нет какой-либо политической ориентации, мы не связаны ни с каким государством. Да, штаб-квартира находится в Катаре, но у нас есть представительства в странах Запада, в Стамбуле, в Тунисе и других странах. Мы объединились, чтобы служить науке. В России знают об этом. У союза нет политических целей. Наша единственная цель – чтобы была стабильность в исламском мире, чтобы не было разобщенности, чтобы усилия мусульман, их слова были направлены на созидание, на прогресс, на просвещение, на развитие цивилизации. Как я сказал в своем выступлении, если Россия движется вперед, то и мусульманский мир идет вперед и добивается прогресса. Даст Аллах, Россия станет образцом мирного сосуществования мусульман и представителей других религий.

 

Беседовала Ольга Семина

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/37316/">ISLAMRF.RU: Али аль-Карадаги: мы связываем с Россией большие надежды</a>