RSS | PDA | Архив   Воскресенье 22 Май 2022 | 1433 х.
 

От толпы к гражданскому обществу

26.01.2011 20:59

Конец  прошлого - начало нынешнего года принесли всплеск народной активности в странах мусульманского мира, преимущественно средиземноморских. Внешняя причина достаточно понятна: в прошлом году проблемы с климатом и соответственно резкий рост цен на продовольствие испытала не только Россия. Многие арабские страны традиционно завязаны на импорт базовых продуктов. К тому же в условиях роста населения и массовой молодежной безработицы слишком многие труженики живут действительно на  грани голода, и цена субсидируемой государством лепешки для них вопрос архиважный.  

 

Но нынешнюю ситуацию было бы неверно сводить к маршу пустых кастрюль.  Массовое недовольство проявили не домохозяйки, а образованные слои населения. Они получили  свои дипломы, но не высококвалифицированную работу  и не жизненные стандарты, характерные для среднего класса хотя бы своих стран. Но даже в нише мелкого бизнеса им пришлось сталкиваться с давлением чиновников и полиции, которые привыкли получать свой бакшиш. При этом интернет приносит информацию о жирующих представителях верхов. Ведь у любого политика, даже если он сам скромен, есть большое количество родственников. Элита в мусульманских странах внешне научилась жить так же  как на Западе, но не захотела учиться ответственности и прозрачности, характерной для элиты  запада. И если  предыдущее поколение не могло знать об образе жизни элиты, то WIkiLeaks снабдило новое поколение всеми пикантными подробностями. Старшее поколение сказало бы что-то типа «язмыштан узмыш юк» - от судьбы не уйдешь, и  решило бы, что «несмазанная ложка  рот дерет». Новое поколение воспитывалась на западных публичных стандартах и предпочло  пожертвовать жизнью, но не достоинством. Ну а далее:

 

«Иди, и гибни безупрёчно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

 

Николай  Некрасов актуален не только  для России времен Александра II

Впрочем актуальна еще одна строчка из классика

 

«Я книгу взял, восстав от сна,

И прочитал я в ней:

«Бывали хуже времена,

Но не было подлей»».

 

Это желание справедливости вывело на улицы Каира, Туниса, Алжира, многие тысячи людей. Режимы, правящие в этих странах связаны с западной традицией модернизации. Это можно сказать о насеристах Египта, Фронте национального освобождения в Алжире, дустуровцах Туниса. Они зародились в 1950-е гг. когда в эпоху деколонизации бывшие европейские владения  старались получить бонусы как от Советского Союза, так и от разных стран Запада, чьи интересы не всегда совпадали. СССР не требовал соблюдения режима правового государства и конкурентных выборов, западу же разъяснялось, что управляемые народы дики еще не доросли до демократии.  Потом наступил черед борьбы с «исламизмом». Когда рухнул Советский Союз и  были разгромлены экстремисты, то власть уже просто не хотела уходить. Как говаривал в свое время Николай Карамзин в своей записке «О древней и новой России»: «для твердости бытия Государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Правда те же два века назад английский консерватор лорд Актон сказал, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

 

Сегодня толпы на улицах арабских столиц требуют власти, подконтрольной народу. Они не видят причин, которые делали бы власть коррумпированной и безответственной. Естественно, что речь идет и о принципах религии Ислама, но опять-таки скорее в варианте справедливости и подконтрольности властей народу. Народ требует разобраться со своими, а не иностранными «властителями и судиями». Выступления сторонников Саада Харири в Ливане показывают, что средний класс не хочет правительства, которое  делало бы ставку на противостояние, хотя бы это противостояние касалось  государства немусульманского в лице Израиля. Нельзя забывать, что Тунис и Ливан традиционно являются наиболее европеизированными странами мусульманского мира. Сумет ли образованный класс арабского мира добиться создания государств, основанных на принципах демократии и справедливости, ведущих эффективную социальную и экономическую политику? Пример мединской общины времен пророка Мухаммада всегда здесь будет точкой отсчета. Сегодня мы находимся в важной точке водораздела. Так как если принципы права и народовластия не восторжествуют, то исламский мир весьма вероятно ждет подъем новых диктаторов и (или) вторжение сил извне мусульманского мира.

 

Хабутдинов А.Ю.

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/14877/">ISLAMRF.RU: От толпы к гражданскому обществу</a>