RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Транспортные потоки Евразии: куда им идти?

10.08.2011 15:58

Года без войны и без мира…

 

Начало августа для нашего поколения еще долго будет ассоциироваться с грузино-осетинским конфликтом (или российско-грузинской войной) 2008 г. Тогда мне пришлось побывать в Цхинвале и увидеть разрушения в городе,  пообщаться с участниками его обороны.

 

Произошедший конфликт и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии изменили геополитическую карту региона. Впрочем, ни одна из стран СНГ не последовала примеру нашего государства. Страны НАТО признают Грузию в ее старых территориальных границах. Но время нельзя пустить вспять. Спустя три года президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму на ратификацию соглашения с Абхазией и Южной Осетией о размещении на их территориях российских военных баз. Этот военный заслон должен стать окончательным гарантом сложившегося положения.

 

В связи с годовщиной южноосетинского конфликта обсуждался и другой многолетний конфликт в Закавказье – карабахский. На встрече президентов Азербайджана и Армении при посредничестве президента России в июне в Казани стороны отказались подписать соглашение об урегулировании. После чего азербайджанская сторона, в том числе в лице президента Ильхама Алиева, сделала заявления о возможности восстановления территориальной целостности государства  не только мирным путем. Примечательный комментарий дал здесь президент России Дмитрий Медведев 5 августа в интервью телеканалам «Russia Today», «Первый информационный кавказский» и радиостанции «Эхо Москвы».

 

Главный редактор и ведущий передач радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов спросил: «И я думаю, как смотрит на это руководство Армении и Азербайджана, на историю с Абхазией и Осетией? Я про это спрашиваю. Что должны сделать эти две стороны, вернуть районы?

 

Дмитрий Медведев: Очень хороший вопрос. Вы знаете, когда это произошло, оба руководителя (и Президент Алиев, и Президент Саргсян) побывали здесь же, в Сочи. Они знаете мне что сказали? Говорят: «Плохо, конечно, что всё это произошло, для Кавказа это тяжёлая вещь». Я говорю: «Очень плохо». – «Но Вы знаете, для нас это определённый урок, что лучше вести бесконечные переговоры о том, какова судьба Нагорного Карабаха, будет ли там референдум когда-то, как нам готовить мирный договор, чем провести эти пять военных дней». Это был для них очень серьёзный урок… Потому что… ведь если бы хоть немного ума достало нашему грузинскому коллеге, может быть, мы точно так же встречались бы в Сочи, в Казани… и думали о том, каким образом нам искать компромиссы во взаимоотношениях между частями когда-то одного государства, а сейчас Грузии и отколовшимися частями. Но это был бы политический процесс. Я не знаю, с какими перспективами. Может быть, никогда бы не договорились, может быть, что-то пришло бы, может быть, возникла бы какая-то конфедерация. А он взял и порвал свою страну»[i].

 

Реакция из Баку была достаточно быстрой. Официальный режим не может себе позволить критики Москвы, но последовали оценки  экспертов. Политолог Вафа Гулузаде, комментируя данное заявление президента РФ, четко сказал: "Президент Дмитрий Медведев, по сути признал, что за оккупацией Нагорного Карабаха стоит именно Россия. Вместо того, чтобы пригрозить Армении освободить оккупированные территории Азербайджана, которые, кстати находятся далеко за пределами Нагорного Карабаха, Медведев грозит Азербайджану повторением августовских событий"[ii].

 

В ответ Азербайджан пытается использовать влияние углеводородного фактора. В начале августа министр промышленности и энергетики  Натик Алиев заявил, что его страна поддерживает проект газопровода Nabucco: «Как часть проекта Азербайджан может служить транзитной страной, а также газовым поставщиком, так как проект воспринимается как приоритетный в свете диверсификации поставок газа». Осуществление проекта Nabucco периодически откладывается, прежде всего из-за  недостатка сырья. В мае было объявлено, что строительство будет отложено на год, до 2013 г., а первые поставки не состоятся до 2017 г. в связи с расписаниями поставщиков[iii]. Таким образом, Карабах и Nabucco превратились в ключевые объекты торга, который все продолжается…

 

Центральная Азия: сырье, мигранты и магистрали.

 

Другим важным заявлением в отношении стран СНГ стала статья председателя Государственной Думы РФ Бориса Грызлова, опубликованная 2 августа в «Независимой газете». Ее название: «Карать наркобаронов, как в Китае. Россия должна вернуть миграционный контроль на южных границах». Карать наркодилеров как в Китае юридически невозможно, так как в России отменена смертная казнь. Но тема наркотизации населения и ее последствий чрезвычайно актуальна, что показали те же события в Сагре. Грызлов констатирует: «По данным ООН, мы уже на третьем месте в мире по числу наркоманов. За год от наркотиков у нас погибает больше, чем советских солдат за всю войну в Афганистане… За 10 лет освободительной миссии НАТО производство героина в Афганистане выросло в 40 раз, и пятая часть его мировых поставок приходится на нас… Факт и то, что второй по потреблению в России наркотик – гашиш – тоже из Афганистана[iv]».

 

Председатель Гос. Думы предлагает: «раньше наши пограничники стояли на таджикско-афганской границе, а после их ухода наркопоток с этого направления вырос в разы. Если это не аргумент для Таджикистана, можно ставить вопрос о дальнейших поездках его граждан к нам за рублем. Это не шантаж – это принцип честной игры: нельзя жить за счет того, кого подставляешь… Не секрет, что много трудовых мигрантов вместо труда промышляют наркоторговлей, свободно перемещаясь по России, селясь колониями у мегаполисов. С этого года вольницу прикрыли – Россия узаконила депортацию иностранцев, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Теперь нужен второй шаг – изначально не пускать к нам связанных с наркокриминалом мигрантов. Пусть страна, откуда они едут к нам на заработки или учебу, подтверждает их непричастность к нему… раз уж Россия собирается тестировать на наркотики своих граждан, надо узаконить такую проверку для мигрантов при приеме на работу и учебу у нас[v]».

 

В Душанбе, как и в Баку, официальные власти не стали комментировать заявление Бориса Грызлова. В  «Независимой газете» указывается: «Возможность введения визового режима для граждан Таджикистана является шантажом и давлением на официальный Душанбе. Так комментируют таджикские эксперты статью спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова: «Карать наркобаронов, как в Китае». Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в середине июля на пресс-конференции в Душанбе однозначно заявил, что в возвращении российских пограничников нет необходимости, а Россия должна начать выплачивать республике арендную плату за дислоцирование на территории Таджикистана российской военной 201-й базы на уровне в 300 млн. долл. в год. Эксперты полагают, что статья Бориса Грызлова могла стать ответом на это заявление Зарифи.

 

Директор Центра стратегических исследований при президенте РТ Сухроб выступил с ответными обвинениями. Он  не исключает, что обстановку нагнетает российская наркомафия: «Ни для кого не секрет, что многие российские высокие чины были связаны с наркобизнесом в период присутствия российских пограничников на таджикско-афганской границе». Шарипов продолжил: «Если заявление Грызлова – официальная позиция Кремля, то выходит, что Россия сама сознательно, еще больше ограничивает свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе, в частности, с таким стратегическим партнером, как Таджикистан. Он напомнил, что «глаза и уши» российских ПВО – оптико-электронный комплекс «Окно», размещенный в республике.

 

Даже вопрос введения визового режима Шарипов считает практически не актуальным. Он указывает: «Большинство таджикских мигрантов уже давно получили российские паспорта. Таджикская миграция началась не вчера, а в начале 90-х годов, когда в Таджикистане началась гражданская война[vi]». Странно это слышать от представителя страны, где «переводы гастарбайтеров из-за границы составляют около 35% ВВП Таджикистана – это почти мировой рекорд. Поскольку практически каждая таджикская семья (кроме, возможно, семьи президента Рахмона) живет на присылаемые из России деньги, то можно себе представить уровень обеспокоенности простых таджиков известием о возможном введении виз[vii]».

 

Но элиты Центральной Азии все больше думают не о простом народе, а выстраивают контакты со странами НАТО, которые разместились в  соседнем Афганистане. Так границы Таджикистана оборудуются на американские деньги и по американским проектам, а пограничников готовятся обучать специалисты НАТО на строящейся рядом с Душанбе базе. В этом году спецназ Франции повоевал на таджикской территории, помогая президенту Рахмону справиться с вооруженной оппозицией в Раштской долине. Ранее сообщалось о планах размещения новых американских баз в Узбекистане (Ханабад) и Туркмении (Мары).

 

Центральная Азия, в условиях ухудшения ситуации в Пакистане, превращается в основной плацдарм для снабжения войск НАТО. В худшем случае если талибы усилятся на юге страны, то США и их союзники, возможно, готовят вывод своих войск из Афганистана или создание лояльного им режима на севере страны. В этих условиях Средняя Азия станет ключевым непотопляемым авианосцем США.

 

Не случайно, что при всей критике режимов арабских стран  США и государства Европы весьма лояльно относятся к центральноазиатским режимам. Странам  НАТО выгодно перевести поставки нефти и газа региона  из Китая и Россию в Европу, Пакистан,  Индию. Наряду со строительством NABUCCO для них идеалом являются стабильные поставки нефти, газа и электроэнергии через территорию Афганистана на Пакистан и  Индию. Странам НАТО удалось выстроить или восстановить линии электропередач, шоссе, железнодорожные пути, мосты для связи в большей степени Узбекистана и в меньшей степени Таджикистана с севером Афганистана. Поэтому всем так нужен мир с талибами для открытия дороги к Индийскому океану.

 

Центральная Азия на протяжение уже полтысячелетия после начала эпохи Великих географических открытий действительно находится в транспортной изоляции. Тогда Великий шелковый путь сместился на юг через Иран на османские порты Восточного Средиземноморья, а европейцы проложили прямой морской путь на Аравию и Индию.  Уже Иван III в том же  XV веке начал борьбу за путь из «варяг в персы», введя московские войска в Новгород и Казань. В дальнейшем Россия и СССР выводили все пути на Запад через этнически русские территории. Грузинское горлышко бутылки  для нефте- и газопроводов оказалось узким и достаточно опасным, что и доказала война 2008 г.  Баку зависит от России в связи с нерешенным вопросом Карабаха. Во многом поэтому так буксует проект NABUCCO. Транспортный путь через Иран  затруднен из-за санкций США и ЕС. Последний иранский проект о газопроводе через Ирак и Сирию находится под угрозой из-за непрекращающегося кровопролития в Сирии. Так что центральноазиатским государствам  особо не приходится выбирать варианты.

 

Свой путь в Центральную Азию Пакистан прокладывает и Китай. Высокогорное шоссе через Кашмир не слишком удобно для массовых перевозок грузов.  «Срединная империя» уже связала с себя с Казахстаном железной дорогой, газопроводом и нефтепроводом. Причем газопровод доходит до Туркменистана. От  Петербурга через Москву, Казань и Астану строится шоссе в западный Китай.  Китайцы выстроили ряд шоссе в Таджикистане, в районах пограничных  с Афганистаном. Уже проработан проект строительства железной дороги из китайского Туркестана (Синьцзяна) до узбекского Андижана через Кыргызстан. При этом предусматривается разработка месторождения Жетим-Тоо (железнорудное), Сандык (алюминиевое) и Терек-Сай (золоторудное), возможно для финансирования строительства железной дороги. Если она будет построена, то Китай получит прямой выход в Ферганскую длину[viii].

 

Когда-то транспортную и трубопроводную инфраструктуру на всем пространстве Российской империи и зависимых территорий, а затем СССР создавали наши власти в центре. Сейчас строительство дорог в самой России упало во многие разы по сравнению с советской эпохой. Но свято место пусто не бывает. Решение вопросов путем оружия не худший способ, но последующий мир нужно подкреплять сотрудничеством экономическим. А здесь мы видим использование старых магистралей и мигрантов. Только исчерпываются ли этим пути экономического развития?

 

Дамир Мухетдинов

Кандидат политических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/17243/">ISLAMRF.RU: Транспортные потоки Евразии: куда им идти?</a>