RSS | PDA | Архив   Суббота 29 Январь 2022 | 1433 х.
 

К вопросу об интеграции европейских мусульман

24.02.2012 13:21

  В начале января этого года французский город Клермон-Ферран был охвачен массовыми беспорядками, поводом для которых стала смерть 30-летнего водителя грузовика Виссама аль-Ямни, который подвергся избиению и затем скончался по пути в полицейский участок. Разразившиеся в ответ на этот инцидент беспорядки в очередной раз продемонстрировали враждебность, с которой молодые мигранты по всей Европе относятся к местным порядкам, и неприязнь, которая порой доводит до кровопролития.  

 

 

Причиной неудач исламской интеграции в Европе — в особенности правые партии — часто называют чрезмерную толерантность по отношению к масштабной мусульманской иммиграции, которая началась в середине 1970-х. Суть доводов сводится к тому, что, признав правомочность исламских религиозных предписаний, такие страны как Франция, Великобритания и Нидерланды невольно воспрепятствовали ассимиляции мигрантов, а в ряде случаев даже стали рассадниками радикализма. Однако причину волнений в европейских пригородах надо искать не в религиозных различиях, а в крахе традиционных устоев.

 

Европейцам не надо бояться того, что мусульмане будут изучать ислам в школах и университетах на государственные деньги. Признать правомочность присутствия исламских религиозных практик в общественной жизни – включая специфику манеры одеваться, языка, образования – не значит сдаться фундаментализму. Напротив, только при условии усиления демократических прав граждан-мусульман на объединения, вступление в политические партии и другие формы вовлеченности в общественную жизнь, возможна интеграция мигрантов в Европе, и только так можно наполнить смыслом абстрактное обещание о предоставлении религиозных свобод.

 

Рост популярности правых партий способствовал введению в ряде европейских стран ограничений и запретов на ношение мусульманской одежды, строительство мечетей и иммиграцию с целью воссоединения с семей. Однако эффект от этих мер оказался прямо противоположным. Как ни парадоксально, люди, для которых при других обстоятельствах выполнение предписаний религии не играет большой роли, стали ревностно относиться к одежде, символике и традициям, когда их стали ущемлять в основных правах и вот так выделять из общей массы.

 

Взять хотя бы развернувшуюся во Франции дискуссию о признании иудейского праздника Йом-Кипур и мусульманского Ид аль-Адха официальными выходными днями. Да, Франция является светским государством. Но тогда в глазах иудеев и мусульман выходные дни на Пасху и Рождество должны выглядеть просто лицемерием. Озлобленность и отчуждение воспитываются отсутствием ислама в школьной программе, классных комнатах и столовых в школах, в которых учатся в том числе и мусульманские дети.

 

События последних двух месяцев позволяют говорить о том, что правое крыло сбавляет обороты. Законопроект о запрете на ношение хиджаба в детских садах во Франции не прошел читку в рабочей группе. Голландский парламент отклонил законопроект о запрете на ритуальный забой животных. А в Германии судебный запрет на проведение молитв в гимназиях был нейтрализован инициативой самой населенной федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, где во всех школах был введен предмет об основах ислама.

 

В европейских странах исламскому вопросу уделяется чересчур много внимания, но это неизбежно до тех пор пока они не смогут вплести религию в национальный дискурс. Вместо того чтобы заниматься этим, они слишком долго маскировали отсутствие последовательной интеграционной стратегии разговорами о т.н. мультикультурализме. Государство предоставило заниматься тяжелым трудом интеграции иностранным посланникам и исламистским организациям – например, некоторые германские студенты изучают саудийскую литературу в организациях, управляемых из Саудовской Аравии.

 

Такое пренебрежительное отношение к этому вопросу способствовало укреплению позиций неофициального «подпольного» ислама, учение которого не дает сомневаться в том, как надолго приехали сюда мигранты.

 

В Великобритании, к примеру, законы о расовом равенстве защищали права сикхов и евреев, поскольку те попадали под понятие меньшинства, но не индусов и мусульман, поскольку они все еще считались «чужаками».

 

Институциональная изоляция обусловила усиление религиозной идентичности и во многом способствовала объединению и сегрегации мусульман. Самыми очевидными защитниками веры стали исламистские организации. Поэтому сейчас крайне важно институционально создать условия для религиозной и политической умеренности, и наиболее перспективной стратегией в этом плане представляется сотрудничество правительств с многочисленными официальными религиозными организациями, которые сформировали сами мусульмане.

 

Совет по мусульманской вере во Франции, Исламская конференция в Германии, Комитет по вопросам ислама при министерстве внутренних дел в Италии, Консультативный совет по вопросам мечетей и имамов в Великобритании – это примеры организаций, которые были созданы по инициативе правительств за последние десять лет, и которые стали площадками для общения духовных лидеров разных общин в рамках отдельно взятой страны. Они спокойно занимаются согласованием и решением разного рода практических вопросов – от выдачи лицензий на осуществление деятельности мечетей до открытия теологических факультетов в государственных университетах и назначения капелланов в армии и тюрьмах.

 

Однако выборные демократические организации должны быть местом артикуляции чаяний каждого мусульманина в отдельности. С тех пор, как в 1789 г. во Франции сторонник предоставления евреям равноправия граф де Клермон-Тоннер заявил, что «как нации евреям нужно во всем отказывать и все дозволять как отдельным личностям», европейцы пытаются найти компромисс между наделением общегражданскими правами и коллективными правами этнических и религиозных общностей.

 

По прогнозам, численность мусульманского населения европейских стран в ближайшие 20 лет вырастет с 17 млн до 30 млн человек и составит около 8% всего населения Европы. Даровав мусульманам полную религиозную свободу, европейцы не решат проблем с политическим участием и безработицей. Но, по крайней мере, это снизило бы напряжение вокруг мусульманских религиозных практик, что в свою очередь помогло бы избежать ненужной борьбы с сектантскими течениями и позволило бы политикам в полную силу заниматься наболевшими вопросами социальной и экономической интеграции.

 

Джонатан Лоренс, доцент кафедры политологии Бостонского колледжа

 

 

New York Times

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/20662/">ISLAMRF.RU: К вопросу об интеграции европейских мусульман</a>