RSS | PDA | Архив   Воскресенье 17 Ноябрь 2019 | 1433 х.
 

Белый платок г-жи Мишелин Кальми-Рей или Загоним этику в швейцарские сейфы

25.03.2008 14:06

В последнее время нередко приходится сталкиваться с довольно "занимательными" сюжетами из жизни западных стран. Пропагандируя свое видение "нового мирового порядка" и считая образцом жизни западную модель "цивилизации" и "демократии", практически вся Европа убеждена в своем праве определения - поощрить или осудить какие-то акции.

Так, согласно информации портала IslamRF.Ru факт покрытия головы министром иностранных дел Швейцарии, феминисткой Мишелин Кальми-Рей во время визита в Иран привел к обсуждению в Берне "поступка" дипломата, причем в ряде случаев - с жесткой аргументацией. Данный подход весьма показателен. Одни и те же лица, с одной стороны поощряя карикатурное восприятие религиозных вопросов (с точки зрения свободы самовыражения), с другой - осуждают деяние, направленное на миролюбивое отношение к "чужим" обычаям и традициям. В этой связи, абстрагируясь от норм этики, которые соблюла г-жа М.Кальми-Рей, проявив уважение к стране пребывания, хотелось бы обратить внимание на следующее.

В целом аспект покрытия головы женщиной почти повсеместно ассоциируется с Исламом. Но при этом забывается (сознательно или нет - совершенно другой вопрос), что данный ракурс всегда находился в центре внимания Христианства, свидетельством чего является Библия: "И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их" (Ис. 3:16-17). Т.е. Господь наказывает (унижает) "дочерей Сиона", "оголяя темя" их. Следовательно, покрытие головы являлось проявлением благочестия.

Вместе с тем, в первом послании к Коринфянам святого апостола Павла говорится: "И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая...Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?" (1 Кор., 11: 5,13). И без учета того, что речь в этих стихах идет о подчиненности жены мужу, сказанное наводит на определенные размышления. Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов Тертуллиан таким образом раскрывает слова Павла: "При входе в церкви наши можно подумать, будто бы благочиние наше не требует чтобы девицы являлись под покрывалом...Носи покрывало, девственница! Если ты действительно девственница, то ты должна уметь стыдиться и краснеть. Если ты носишь имя девственницы, то избегай взоров мужчин. Никто не должен видеть лица твоего. Одевайся как замужняя женщина"(1).

Даже эти отрывки рассматривают покрытие само собой разумеющимся.

Вышесказанное косвенно подтверждается и Первым посланием Святого Апостола Петра: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде". (1 Пет. 3:3) Т.е. главенствующим в оценке Богом своих созданий является благочестие их, внешняя же красота предстает лишь Божьим даром. Епископ Т.Д. Джейкс, старший пастор и основатель церкви "Дом Горшечника" в Далласе (штат Техас, США) представляет следующую трактовку этому эпизоду Послания Петра: "Враг хочет, чтобы ты была сфокусирована на внешнем виде и не замечала своей внутренней красоты, своей внутренней славы...Когда Бог сотворил женщину, Он не просто украсил ее снаружи. Он дал ей внутреннюю красоту, Он вложил красоту в ее дух"(2).

В то же время автор с пониманием относится к точке зрения исполнительного директора Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации евангельских учебных заведений (ЕААА) доктора Сергея Санникова, утверждающего, что "покрытие головы - это не принудительное явление природы, а добровольный акт... Принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воли Божией"(3). Т.е. Господь желает искреннего поклонения, чувственно-разумного,  а не механического; "в религии принуждения нет" - гласит Коран. Тем самым С.Санников фактически говорит о свободе выбора для индивидуума. В частности, в вопросе накидки. Но при этом теолог добавляет: "Писание нигде не учит, что покрытие или непокрытие головы может стать препятствием в молитве, однако оно ясно указывает, что жены, молящиеся с непокрытой головой, постыжают свою голову, и этот стыд будет проявиться тогда, когда Церковь в вечности узрит славу и бесчестие каждого человека"(3). Опять-таки, деяния человека "добавляются" на весы, и непосредственно Господь оценивает каждый жест, намерение и действие индивидуума.

В то же время, основатель (в 20-е годы XX в.) маргинальной протестантской секты "Поместная церковь" Ни Шуцу (Вочман Ни, этнический китаец) трактует данный апект несколько в ином разрезе: "Покрытие головы - это выражение подчинения и послушания главенству Христа в церкви"(4). Но, в любом случае, он признает в этой "данности" деяние во имя Всевышнего.

Таким образом, можно заключить, что критика, которой была подвергнута М.Кальми-Рей, не отражает христианской сути в контексте "женщина-платок". В это же направление органически вписывается тот факт, что в учебной программе по Богослужебному Уставу и Литургике для 1-4  курсов, разработанной  кафедрой Литургики Коломенской Духовной  Семинарии (одобрена и рекомендована к печати   Церковно-практической  комиссией Московской Духовной Академии и Семинарии для учащихся Семинарии), в разделе "Христианское богослужение и условия его совершения" в Теме 5 (Священнодействия) выделяется параграф "Покрытие головы"(5).

В рамках обсуждаемого, представляется целесообразным затронуть и "иной берег". Согласно Энциклопедии Иудаизма, покрытие женщины, "по мнению мудрецов, заповедано Торой, и они предостерегают еврейских женщин против обнажения головы. Рамбам формулирует этот запрет так: "Выходит женщина на улицу с непокрытой головой - преступает она закон Моисея (Тору). Однако когда женщина дома, нет запрета на обнажение головы: это лишь требование скромности"(6). В свою очередь, раввин Зеэв-Хаим Лифшиц пишет, что "покрытие головы ограничивает свойственную женщине открытость в отношении к миру, препятствуя в самом зародыше распущенности и вседозволенности, – т.е., в широком смысле, энтропии"(7).

Безусловно, кто-то может согласиться с такой трактовкой. Но, согласно Корана, созданные Всевышним мужчина и женщина изначально чисты, т.е. Господь не мог заложить в них "испорченность". Однако, нельзя не согласиться с раввином в том, что "стремясь к раскрепощению личности, современное западное общество разрушает складывавшиеся веками традиционные формы деятельности и общения людей. Но это, как показал опыт XX века, привело не к расцвету личности, но к ее деградации, к нивелировке индивидуальности...Безличному человеку, «такому же, как все», – действительно нечего скрывать"(7).

В данном разрезе соблюдение г-жой  М.Кальми-Рей норм этикета (как минимум) в Иране действительно могло вызвать, мягко говоря, непонимание в Европе. Т.е. здесь просматривается результат аккуратно внедряемой в сознание людей сопутствующей глобализации бездуховности в обществе и некоей "стадности" мышления. И этот факт однозначно свидетельствует, что важнейшей задачей "внесения" глобалистских идеологических идей является ликвидация самобытности и неповторимости отдельных наций и народов. В этих условиях защита общества от надвигающейся идеологической катастрофы, вызываемой в т.ч. нивелированием  религиозных воззрений, возможна не только путем единения мусульманского мира, но и объединения усилий истинных верующих всех конфессий.

1.Тертуллиан. О молитве Господней

2.Т. Д. Джейкс. "Женщина, ты освобождаешься"

3.С.Санников. О женском покрытии головы

4.Уитнесс Ли. Вочман Ни - провидец божественного откровения в нынешнем веке

5.Учебная программа по Богослужебному Уставу  и  Литургике для 1-4  курсов

6.Статья "Покрытие головы женщины" из "Энциклопедии Иудаизма"

7.Зеэв-Хаим Лифшиц: Законы и обычаи

Теймур АТАЕВ, политолог

Азербайджан

25.03.2008

Ссылки по теме:

24-03-08 Глава МИД Швейцарии Мишлин Кельми-Рей во время визита в Иран покрыла голову платком. На ее родине по этому поводу разразился скандал

Под покрывалом

07-03-08 Конституционный суд рассмотрит дело о поправках относительно отмены запрета ношение хиджабов у университетах

07-02-08 Парламент Турции в первом чтении разрешил мусульманкам носить хиджабы в университетах

08-02-08 Православный архиепископ Екатеринбурга призывает женщин брать пример с мусульманок

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/2187/">ISLAMRF.RU: Белый платок г-жи Мишелин Кальми-Рей или Загоним этику в швейцарские сейфы</a>