RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Президент Киргизии: религия — «за» и «против»?

23.12.2008 15:49

Главную угрозу национальной безопасности Киргизии в наши дни представляет религиозный экстремизм. Такое заявление прозвучало в четверг 18 декабря 2008 года на встрече президента Кыргызстана Курманбека Бакиева с руководителями правоохранительных органов и спецслужб республики.  

Бакиев считает, что «необходимо бороться не с религией, а с теми лицами и организациями, которые, прикрываясь религией, осуществляют свою противоправную деятельность, нанося вред не только обществу и государству, но и самой религии».

 

Эту дискуссионную тему обсуждают сегодня в Киргизии как деятели мусульманских организаций, так и эксперты. Предлагаем читателям два взгляда.

 

Представители религиозной общественности по-разному восприняли заявление президента. По мнению сопредседателя движения «Союз мусульман Кыргызстана», лидера партии «Эрк» Турсунбая Бакир улу, за словами главы страны стоят политические причины:

 

«Это для нас не ново. Президент ранее, возвратившись из Германии, уже делал подобное заявление. Хочу сказать, что причина двоякая. За этим, во-первых, здесь, как и в других странах, стоит желание усилить борьбу с религией, так как искренне верующие люди боятся не людей, а Бога, а он хочет чтобы боялись его – президента.

 

Вторая причина. Возможно, за этим заявлением стоит более личная причина – дело в том, что именно из-за активности партии «Хизб ут-Тахрир» Курманбек Бакиев не стал депутатом в марте 2005 года и не прошел в Парламент. Но, тем не менее, он обязан именно «Хизб ут-Тахрир» за то, что не прошел в депутаты – ведь в итоге он стал президентом. Но он рассуждает иначе. Бакиев не забывает обиды и, воспользовавшись ситуацией, пытается расправиться с теми, кто не пустил его тогда в Парламент.

 

В-третьих, возможно, это связано с тем, что мы с Нурланом Мотуевым начали создавать Союз Мусульман Кыргызстана. Как всем известно, такие организации есть и в других странах мира, только почему-то это у нас болезненно воспринимают. Поэтому на Курман-айте, когда муфтий и госсекретарь в своих выступлениях начали впутывать религию в политику, мусульмане аплодисментами и свистом стали заглушать их выступления. Это значит, они хотели сказать, что даже в такой священный праздник нельзя вмешивать религию в политику. Поэтому мы – Союз мусульман Кыргызстана – обвиняем и официальное духовенство, и власть, в том, что они пытаются смешать политику и религию.

 

Власть пытается бороться с религией, как делается это в других странах авторитарного характера.

 

Каждая власть, у которой есть страх перед собственным народом, пытается придумать образ врага. Это было и у царской России: разворачивались войны, чтобы отвлечь народ. Аскар Акаев называл Ислам «третьей силой, угрожающей национальной безопасности». Но если подумать – разве мусульмане 24 марта 2005 года захватили Белый дом?

Угрозу национальной безопасности представляет коррупция и те чиновники, которые превратили власть в собственную кормушку».

 

Кадыр Маликов, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ, Киргизско-российском славянском университете, член редсовета журнала «Минарет» (Москва) не отрицает проблему религиозного экстремизма, но сомневается в наличии эффективных методов борьбы с ним у государства:

 

«После заявления Президента появляется настороженность: к чему приведет борьба против религиозного экстремизма, когда у государства нет четко выраженной политики в отношении религии? Это превратится в формулу: «казнить… нельзя… помиловать». Будут приниматься общие программы борьбы с религиозным экстремизмом, а на местах это приведет к тотальному давлению на религиозные организации, конкретные лица, хотя Бакиев и занял позицию, что необходимо бороться не с самой религией, а с конкретными лицами или организациями, которые прикрываются религией.

 

Дело в том, что сейчас очень сложно отделить зерна от плевел: ведь у государства нет квалифицированных специалистов, экспертов, способных отличить религиозные организации, которые верно используют (или не используют) постулаты религии.

 

Неправильная реализация программы борьбы с религиозным экстремизмом (или ее нереализация) могут привести к всплеску не только религиозного протеста, но и протестных отношений населения в отношении властей.

 

Почему? Потому что власть теряет авторитет, исчерпывает кредит доверия, независимо от того, будет поддержана программа или нет. Тому свидетельства – коррупция и нерешенные социально-экономические проблемы. Фрагментарная борьба с некоторыми проявлениями экстремизма (такая, как увеличения сроков, и кого-то будут сажать) не решит проблему. Нужно не только изменять политико-правовую базу, но подходить к решению комплексно, идейно.

 

В первую очередь надо модернизировать Духовное управление мусульман, изменить его структуру. Нужно сделать так, чтобы оно было открытым, прозрачным. Представителями традиционного, официального духовенства должны быть авторитетные, компетентные богословы. Оно должно быть конкурентоспособным на рынке идей с тем же «Хизб ут-Тахрир».

 

Государство должно показать мусульманам позитив, оказать содействие в светском образовании тем же медресе, ввести в ВУЗах преподавание отдельных предметов, помогать религиозному просвещению населения. Это были бы конкретные шаги.

 

Заявление Президента несет в себе больше характер публичной политики, оно признает необходимость борьбы с религиозным экстремизмом. К сожалению, нет концепции программы, ни самой логистики проведения программы. Думаю, оно будет носить лишь декларативный характер».

 

Сергей Зейлюк, Бишкек

 

Ссылки по теме:

Правозащитники Киргизии просят тщательнее расследовать беспорядки в Ноокате

Кадыр Маликов - Информационно – идеологический аспект безопасности Центральной Азии

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/6410/">ISLAMRF.RU: Президент Киргизии: религия — «за» и «против»?</a>