RSS | PDA | Архив   Вторник 17 Сентябрь 2019 | 1433 х.
 

Политолог Галина Майкова: геополитическое значение Исламской конференции в Ташкенте

30.07.2007 12:49

15-16 августа 2007г., в Ташкенте откроется Международная конференция по вопросам развития исламской цивилизации. Эта акция – часть длящегося целый год грандиозного проекта «Ташкент – 2007: столица исламской культуры мира».

Предлагаем Вам фрагмент статьи российского политолога Галины Майковой, которая видит прямую связь этих духовных акций с геополитическими процессами в рамках ШОС – Шанхайской Организации Сотрудничества. Не случайно ведь также 16 августа пройдёт Саммит глав государств ШОС, на котором будут подписаны важные документы, и главным из них станет Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. 

В принципе, с ШОС и его предстоящим саммитом, как бы всё ясно. Эта Организация успешно развивается и функционирует, у неё большое будущее. Однако, на наш взгляд, другое аналогичное по своему международно-политическому значению мероприятие - Международная конференция по вопросам развития исламской цивилизации - пройдёт в дни работа саммита ШОС, 15-16 августа 2007г., в Ташкенте.

Этот форум важен не только тем, что для участия в его работе в столице Узбекистана соберутся известные в исламском мире богословы, идеологи современного традиционного Ислама, специалисты в области истории и философии, религиозные и политические деятели, но и потому, что Ташкент сегодня объективно становится Столицей дружбы и сотрудничества. Не говоря уже о решении Международной исламской организации по вопросам образования, науки и культуры- ISESCO присвоить городу Ташкенту статус Столицы исламской культуры, что свидетельствует о признании высокой роли и особого места Узбекистана в мировой политической и духовно-просветительской жизни. По сути, выбор Ташкента столицей мировой исламской культуры является высокой оценкой проводимой в Узбекистане работы по сохранению и восстановлению культурных, духовных ценностей нации.

Историки прекрасно знают, что территория современного Узбекистана всегда находилась в фокусе пересечения различных культур, вер, цивилизаций, объективно была, есть и будет важнейшим стратегическим центром, связывающим Восток и Запад. И эта реальность, наряду с геополитическими, экономическими, культурологическими и иными характеристиками Узбекистана как государства и мощной поликультурной категории, является базовым основанием, чтобы рассматривать Ташкент в качестве одного из ведущих факторов региональной и макрорегиональной политики.

Упомянутая Ташкентская конференция - это не просто большой исламский форум и не только представительное международное мероприятие, имеющее право на пристальное внимание со стороны политиков и политологов, но и, что самое важное, - это, надо полагать, начало массивной и созидательной работы по инициации и комплексному развитию межцивилизационного и межкультурного диалога. Политическое значение Ташкентского форума состоит в необходимости формулирования и эффективного применения на практике суммированной оценки роли Ислама в глобальном масштабе, объединения вер и народов во имя вечных ценностей - мира и стабильности. Это особенно важно на фоне очевидного упадка западной морали и ценностей, попыток их проецирования на иные культуры, аккумулирования в их среде.

Ташкент имеет все основания стать местом межцивилизационного взаимодействия, узловым пунктом, из которого могут и должны направляться объединительные, интеграционные, сотруднические импульсы.

Во-первых. В Узбекистане искренне почитают и хранят свою уникальную историю, веру, культуру, а политическое руководство страны на деле заботится о просветительстве, сохранении духовного, культурного и научного наследия, нравственных ценностей нации.

Символично, что именно в Ташкенте хранится Коран Османа, который, как известно специалистам-коранистам и историкам, является уникальной и единственной сохранившейся с VII века н.э. рукописью священной книги мусульман, и в былые времена являлась манускриптом, символизирующим объединение правоверных под сенью Всевышнего.

Во-вторых. С первых лет независимости в Узбекистане поддерживается высокий уровень межнационального и межконфессионального согласия. В условиях, когда в отдельных странах и регионах не прекращаются локальные конфликты, в том числе на религиозной основе, когда имеют место этнические чистки, а деятельность религиозных экстремистских организаций остается практически бесконтрольной, в Узбекистане сохраняется устойчивый мир, и это позитивно воздействует на качество региональной безопасности и стабильности.

В-третьих. Наряду с развитием многофункциональных отношений с исламским миром Ташкент грамотно и адекватно складывающейся международно-политической конъюнктуре выстраивает свои отношения со всем мировым сообществом. Анализ внешнеполитического курса Узбекистана показывает, что Ташкент осуществляет грамотные, ответственные и взвешенные шаги на международной арене.

В-четвертых. Очень важно, что в Узбекистане формируется особый культурологический фасад демократии. Политическая культура здесь основывается на веротерпимости, этнической и религиозной толерантности, уважении закона и правового порядка. В Узбекистане напрочь отсутствует слепое копирование каких бы то ни было демократических образчиков, но создается собственная, во многом отличная от других, стройная модель демократии и гражданского общества. Один институт махалля чего стоит!

В-пятых. Говоря об Узбекистане как о стратегическом центре, а о Ташкенте, как о месте проведения межцивилизационного диалога, необходимо сказать об экономическом развитии этой страны. Экономика, как известно, является показателем зрелости той или иной государственной системы и общества в целом.

Международные финансовые организации признают впечатляющие результаты макроэкономического развития, выражающиеся в устойчивых темпах роста ВВП, беспрецедентном росте экспорта, обеспечивающем рост золотовалютных резервов и устойчивость платёжного баланса. Разумеется, следствием высоких темпов экономического роста является соответствующее повышение жизненного уровня населения. Всё это, несомненно, является логическим результатом президентского курса экономических реформ, многолетней кропотливой и сложной работы по кардинальному реформированию, обновлению, устойчивому и поступательному развитию экономики страны.

В-шестых. Узбекистан - это единственное государство в Центральной Азии, которое расположено в самом сердце этого региона, граничит со всеми четырьмя его государствами и Афганистаном. Специалисты признают, что без участия Узбекистана (и желательно- активного) говорить о целостной и функциональной системе региональной безопасности и сотрудничества невозможно. Плюс к этому, многие транспортные коммуникации проходят через территорию Узбекистана, а большинство многосторонних проектов, прежде всего, в сфере энергетики, буквально завязаны на их поддержке со стороны Ташкента.

Все вышеуказанное вместе взятое убедительно свидетельствует, что Узбекистан объективно становится одним из узловых звеньев региональной и макрорегиональной политики, экономики и культуры. Эта страна исторически имела и продолжает сохранять мощнейшие ресурсы и энергетику, которые в полном объёме должны быть задействованы во благо стабильности и сотрудничества в Центральной Азии и Евразии в целом.

Нет сомнений, что центрально-азиатский вектор внешней политики Москвы, помимо всемерного развития отношений с дружественными столицами данного региона, должен и, конечно же, будет укрепляться за счёт союзнических связей и стратегического партнерства с Ташкентом. Голос Ташкента - это весомый фактор региональной политики, сила и тональность которого будет звучать пропорционально отношению к Узбекистану со стороны Москвы.

Вновь возвращаясь к Ташкентской конференции и резюмируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что её проведение даст отмашку качественно новому межцивилизационному процессу, который вместе с возрождением мусульманских святынь в отреставрированном религиозном комплексе Хаст Имам в старой части Ташкента, ознаменует начало встречного движения народов, культур и цивилизаций.

Галина Майкова - кандидат политических наук,
эксперт по вопросам внешней политики РФ,
региональных проблем и геополитики

Полный текст статьи «Главное сегодня для ШОС - это не "заболтать" шанхайский процесс» смотрите здесь

О мероприятиях проекта «Ташкент – столица исламской культуры мира в 2007 году» и о восстановлении братских связей между мусульманами России и Узбекистана – смотрите многочисленные публикации нашего сайта, начиная с Интервью с муфтием Узбекистана.

  

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/695/">ISLAMRF.RU: Политолог Галина Майкова: геополитическое значение Исламской конференции в Ташкенте</a>