RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Путь к российской нации или с чего начинается Родина?

21.02.2011 16:41

В советские годы текст этой песни печатали даже на обложках тетрадей. Но меня всегда удивляло, почему в ней даны только реалии Русской  равнины. В те годы был популярен и лозунг: пятнадцать  республик – пятнадцать  сестер, где говорилось и о горах и степях бескрайнего Советского Союза. В школе мы проводили конкурсы и писали рефераты, посвященные народам этих союзных республик. В учебниках истории, литературы, даже философии хотя бы немного говорилось о народах Украины, Беларуси, Закавказья,  Центральной Азии, Прибалтики. Сегодня мы удивляемся тотальному незнанию российских народов о культуре и традициях друг друга, но это закладывается со школьной скамьи.  В советском Верховном Совете одна из палат называлась Советом национальностей, в 1990-е гг. создали и затем упразднили министерство по делам национальностей.

 

Манежная площадь и Домодедово показали нам, что стране нужна национальная политика. Уже в текущем году (20 января 2011 г.) это стало темой для обсуждения на встрече президента России с членами Общественной палаты Российской Федерации. В отрывках стенограммы на kremlin.ru приведены четыре основные позиции: государственническая, церковно-православная и западная.  Дмитрий Медведев указал: «мы обязаны беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех народов, входящих в нашу многонациональную страну, всех культур этих народов, в том числе, конечно, и культуру русского народа тоже, потому что эта культура всегда была системообразующей в нашем государстве».

 

Председатель отдела Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил: «мировая практика показывает, что меньшинства в силу своего положения нуждаются в особом внимании и особой защите. Каждый народ должен иметь возможность для развития своих традиций, культуры, языка, представлений о жизни, образа жизни. Нужно, чтобы культуры всех народов нашей страны были лучше представлены в общенациональных СМИ, в системе образования, в общекультурном пространстве… У нас есть массовая культура унифицированная, то ли российская, то ли нероссийская. Культур народов нашей страны у нас в общекультурном пространстве мало. Их должно быть больше». При этом он весьма характерно «разгородил» православное и мусульманское пространства:  «Нам не нужно стесняться быть русскими, быть православными. Точно так же не нужно стесняться быть мусульманами, быть татарами, быть чеченцами, быть дагестанцами. Не нужно бояться быть самими собой. Все попытки создать унифицированного общечеловека, мне кажется, провалились». При этом, как и президент России Дмитрий Медведев, В. Чаплин указал на роль русских, утверждая «о хребтовом значении для России русского народа и православного миропонимания, православной культуры. Они сформировали нас как нацию и как государство. Первыми очагами учености, культуры и мысли на Руси стали монастыри и храмы». И здесь мы видим постановку вопроса об элементе русском как элементе православном.

 

Руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, журналист  Максим Шевченко поставил вопрос не сфере культуры, а в сфере гражданского понимания нации как коллектива равноправных граждан. Он указал: «мой опыт работы, в том числе и на Северном Кавказе, говорит о том, что главная проблема не в межнациональных отношениях. Межнациональных конфликтов в реальности не существует, как и межэтнических. Есть конфликты экономические, есть проблема земельных отношений (особенно это заметно на Кавказе), есть проблема экономических конфликтов, связанных с Москвой и с крупными городами, дележом самыми разными теневыми структурами самых разных зон экономического влияния». Он резюмировал: «решение межнациональных вопросов лежит прежде всего в установлении… единого гражданского поля. Когда закон будет одинаков для дагестанца, для москвича, для жителя Новосибирска, для жителя Улан-Удэ, то межнациональная проблематика сама по себе отойдет на второй план. Формирование единой гражданской идентичности возможно прежде всего не через формирование так называемой мультикультурности, которая не понятно, что такое, а через формирование единого законного поля, единого поля исполнения закона, единого поля, скажем так, судебной, в частности, ответственности».

 

Наиболее критично был настроен председатель комиссии по межнациональным отношениям Николай Сванидзе: «На лицо безудержная имперско-державная пропаганда на разных уровнях власти и в СМИ, которая усиливает настроения конфронтации и агрессии, и подспудно канализирует протестные настроения в русло национальной нетерпимости». Н. Сванидзе видит решение проблемы также в общегражданской сфере: «главный рецепт, наверное, … – это включение социальных лифтов, это фундаментальная победа над коррупцией и возникновение веры в суд. Без этого вообще ничего не добьемся нигде. Но это долгосрочная и стратегическая цель. Если говорить о целях более краткосрочных… прежде всего это очень жесткое пресечение любых попыток использовать национальную ксенофобию в политических интересах… Это дьявол, с которым нельзя заигрывать, он обманет всех и всех сожрет». Главное отличие между М. Шевченко в последнее время часто посещающим российский Кавказ и сконцентрированным на Европе Н. Сванидзе заключается в следующем. М. Шевченко говорит о двух уровнях идентичности:  общегосударственном и этнорегиональном. Он приводит  в пример Великобританию и ее части в лице Шотландии и Уэльса. Н. Сванидзе предлагает перенести  этническую составляющую в сферу частной жизни, по французскому образцу. Однако он забывает, что в отличие от мигрантов из Черной Африки, Индокитая, Магриба или Турции у российских народов нет другой Родины, кроме территорий, входящих в состав России.

 

Вопрос о моделях развития вновь прозвучали в Уфе, где 11 февраля  2011 г. прошло заседание президиума Госсовета РФ о мерах по укреплению межнационального согласия. В этот день президент России Дмитрий Медведев встретился с руководителями национально-культурных объединений Башкирии в лице башкир и русских. Председатель Исполкома «Всемирного курултая башкир» Ильгиз  Султанмуратов утверждал: «мы считаем, что российская идентичность должна формироваться – если брать примеры других стран – по образу британской идентичности, где они все британцы, но одновременно там есть шотландцы, ирландцы, валлийцы, или как в Испании, например. Можно использовать образ большой реки в качестве символа нашей «российскости», в которую втекают ручейки, она питается этими национальными ручейками». Однако не стоит забывать, что в Британии  шотландцы и валлийцы являются абсолютным большинством не своих территориях, а отношения ирландских католиков и протестантов в Ольстере совсем недавно вышли на мирную стадию. При этом англоязычность ирландцев Ольстера не спасла эту часть Соединенного Королевства от террора, продолжавшегося десятилетия. Нельзя забывать, что в Европе под мультикультурализмом понимается сохранение особости мигрантов, а не различия между коренными европейскими этносами.

 

 Президент России Дмитрий Медведев как всегда исходил из общегосударственной проблематики. Он указал: «не надо идеализировать, в том числе опыт британцев, опыт испанцев. У них тоже есть свои проблемы». Действительно в Каталонии преподавание в государственных школах и университетах официально ведётся на каталанском языке (так называемая «политика языкового погружения»), хотя изучается и испанский. Д. Медведев указал, что граждане «должны внутри одной страны как минимум знать государственный язык… Должна быть некая общая история, общие традиции. Но в то же время отказываться от своих корней для этого необязательно, и говорить о том, что если ты не встроился в мейнстрим, то эти традиции должны быть уничтожены».

 

Президент России Дмитрий Медведев поднял проблему обезлюдивания, съеживания России. Он указал: «И насчёт земли. Очень важно, чтобы наши люди в целом, любой народ, любая национальность, живущая в нашей стране, понимали свои корни и принадлежность к тому уголку земли, где они растут, где они выросли, где живут их предки, родственники. Поэтому я считаю, что задача руководителей регионов по большому счёту заключается и в том, чтобы по максимуму способствовать закреплению людей на земле…, чтобы люди, которые живут на нашей земле, имели все юридические основания для её использования. У нас ведь территория огромная. Каждый раз, проезжая по нашей бескрайней стране… ловлю себя на мысли: посмотрите, около каждого города… разбросаны поселения, где земли по шесть, по три сотки и малюсенькие дома…. Когда я Послание зачитывал, обращаясь к Федеральному Собранию, говорил о необходимости стимулировать рождаемость, в том числе предоставлением земельных участков».

 

Уже на заседании Госсовета Президент России Дмитрий Медведев отметил: «Башкортостан – это республика, где соразмерно представлены крупнейшие этносы, проживающие на территории России: это и русские, и башкиры, и татары, народы финно-угорской группы». И опять по большому счету называются конкретно только татары  и башкиры. Однако рост численности  кавказских народов в российских мегаполисах уже становится основной реальностью. Не секрет, что кроме кавказских из всех республик только Башкортостан и Татарстан имеют возможности для роста численности населения. «Народы финно-угорской группы» показывают стабильную тенденцию к своему сокращению. Поэтому из национального аспекта разговор неизбежно перешел в религиозный. Не случайно, что президент посетил историческую резиденцию Оренбургского магометанского духовного собрания в лице Первой соборной мечети Уфы, где встретился с председателем Центрального Духовного управления мусульман Талгатом Таджутдином. Д. Медведев отметил на Госсовете: «Сегодня посетил одну из старейших действующих мечетей в России, разговаривал и с мусульманскими священнослужителями. Я знаю, как много усилий прилагают религиозные организации для поддержания межнационального мира, потому что они понимают, что без такового – духовное общение становится невозможным, это путь в никуда, достаточно посмотреть на опыт целого ряда государств, где из-за межрелигиозной розни непрерывно льётся кровь. Непрерывно льётся кровь!». Но в городах царской России, как и современной России не так легко открыть мечеть. Иначе как объяснить тот факт, что принятие Ислама на государственном уровне в Волго-Уральском регионе произошло в десятом веке;  край был присоединен к России в середине шестнадцатого; старейшие из сохранившихся мечетей относятся к середине восемнадцатого, а посещенная Д. Медведевым мечеть была открыта в 1830 г. А ведь те самые православные монастыри и церкви сохранились преимущественно на территориях, попавших под суверенитет Золотой Орды.  

 

 На встрече с Талгатом Таджутдином разговор переместился в категории религиозные. Д. Медведев отметил: «Как мы с вами говорили в мечети, шайтанов хватает не только рогатых, но и двуногих»,
И здесь  опять досталось СМИ: «Говорится о том, что «сегодня был задержан такой-то эмир такого-то джамаата». Какой эмир? Какой джамаат? Мы же с вами понимаем, что это не борцы за веру, а убийцы и бандиты. Нет у них никаких джамаатов, есть только грязные, вонючие пещеры, где они прячутся, и не эмиры они никакие, а просто уроды, которые убивают детей и женщин». Действительно понравится ли главам государств стран Залива, что их называют теми же словами, что и глав бандформирований?

 

В начале своего выступления на Госсовете Д. Медведев указал на роль образования: «Очевидно, что работу… – по вопросам межнационального мира, межнационального общения – необходимо начинать со школы, университета. Именно там закладываются основы мировоззрения человека, и именно от того, какой образ мыслей приобретает человек во время получения образования, зависит и его мироощущение, зависит то, каким образом он относится к окружающему миру, насколько его взгляды совместимы с взглядами других людей, умеет ли он слушать других людей, умеет ли он уважительно относиться к привычкам других людей, способен ли он соблюдать правила современной жизни». Но дает ли российская школа знание о традициях народов России всем гражданам и даже о традициях своего народа представителям нерусских народов? Здесь мы отстаем и от школы светской и от школ европейских национальных регионов. Где в российских общефедеральных  учебниках говорится о наследии российских мусульман? 

 

Резюме в выступлении президент России было нижеследующим: «наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну. Только тогда мы будем крепкими…  создание прежней нации было прервано развалом государства… Но у других-то стран получилось. И мы должны это сделать». Дмитрий Медведев как юрист прекрасно понимает, что для создания гражданской нации необходимо действительное равенство ее членов, равенство их возможностей.   Для кого-то это возможность сделать карьеру, для кого-то отсутствие дискриминации по цвету кожи и разрезу глаз, для кого-то возможность изучать язык, религию и традиции своих предков. Что же, путь намечен, остается только набраться терпения и идти по нему...

 

Д. Мухетдинов

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/15183/">ISLAMRF.RU: Путь к российской нации или с чего начинается Родина?</a>