Мусульманское сообщество современной России: достижения и перспективы развития
28.06.2011 14:19Доклад Дамира Мухетдинова на международной конференции "Ислам в России. Опыт межцивилазиционного диалога" 20-21 июня в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
В последнее время исламский фактор стал оказывать все большее значение на судьбы современного мира. Ложными оказались представления о прогрессирующей отсталости дар уль-ислам и его неспособности к изменениям. XXI век стал свидетелем самых разнообразных процессов трансформации среди мусульман в сферах политики, экономики, образования. Причем многие из этих изменений идут мирным, эволюционным путем, растягиваются на десятилетия. Поэтому так трудно дать им комплексную оценку.
По всему миру приверженность миллионов мужчин и женщин религии Ислама способствовала краху тоталитарных идеологий, отрицающих божественную справедливость и разум. Россия является здесь одним из наиболее показательных примеров. Четверть века назад в дни моего детства на российских просторах от Сибири до Ленинграда нас уверяли, что религия наших предков умрет вместе с последними представителями досоветской эпохи. Сегодня это поколение, пережившее войны и революции, голод и террор прошлого века практически ушло от нас. Но партийно-комсомольским отступникам-муртадам не дано было восторжествовать.
На смену покойным пришло новое поколение верующих, и сегодня ими полны тысячи российских мечетей и мектебов, десятки медресе. Результаты всероссийской переписи населения 2010 г. показали нам рост численности мусульман, особенно в северокавказских республиках. Наше будущее, прежде всего, в наших детях. Но оно еще и в учебных заведениях, бизнес проектах, газетах, книгах, сайтах, учебниках.
Как же сформировалась эта целостность мусульман на российских просторах. Если мы будем говорить о Дагестане, то Ислам пришел на эти земли еще во времена асхабов. Самый значительный по площади территориальный массив в Волго-Уральском регионе в основном сформировался в IX-X веках. Русский историк Сергей Соловьев писал, что Ислам пришел на Волгу раньше, чем Христианство на Днепр. До сегодняшнего времени татарский язык является родным примерно для седьмой части населения в Волго-Уральском регионе. Уже в X веке мечети, мектебы, хадж, торговля со странами мусульманского мира стали доминантами жизни для правоверных на землях от Кавказского хребта до верховьев Камы. Войны, нашествия, политика нетерпимости прерывали эти контакты, но они вновь восстанавливались при минимально благоприятных условиях.
Золотоордынские ханы-монголы, православные правители в Москве и Петербурге и даже коммунистические вожди пользовались контактами российских мусульман с Индией Великих Моголов, Центральной Азией, Аравийским полуостровом, Египтом. Ведь от Ивана Грозного в XVI в. до советского наркома иностранных дел Георгия Чичерина российские правители могли вспоминать своих предков из числа мусульманской элиты.
За тысячу лет до того, как нога этнических русских вступила на землю Харамайн, здесь уже побывали представители Северного Кавказа и Поволжья. В 1926 г. ученики татарских медресе советский посол Карим Хакимов и муфтий Центрального духовного управления мусульман Ризаэтдин Фахртдин сыграли видную роль на Мекканском конгрессе, где Риза-казый был выбран первым вице-председателем. Они могли опираться на мусульман из кавказских, среднеазиатских и поволжских текке. К сожалению, советский режим обрубил многовековые связи.
В советский период наряду с массовым уничтожением самих верующих, пожалуй, самым страшным преступлением стало уничтожение системы мусульманского образования. В начале прошлого века в медресе Казани, Уфы, Оренбурга готовились не только достаточно квалифицированные мударрисы и богословы, но и будущие писатели, журналисты, педагоги, общественные деятели. Именно они обеспечили наиболее высокие достижения общественной жизни, культуры, гуманитарных наук у татар, башкир, казахов, народов Северного Кавказа. К концу 1920-х гг. система медресе, мектебов и даже краткосрочных образовательных курсов на территории РСФСР была ликвидирована. В 1945 г. на территории СССР было восстановлено среднее религиозное образование - медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре (Узбекистан). Представили Волго-Уральского региона и Кавказа могли послать туда максимум 1-2 представителей. Именно в медресе «Мир-и-Араб» училось в свое время большинство нынешних российских муфтиев.
С конца 1980-х гг. началось восстановление системы профессионального мусульманского образования. Сегодня его центры в лице университетов расположены в Москве, Казани, Уфе, Махачкале, Нальчике, Грозном, Нижнем Новгороде. В этом году принято решение о создании Российской исламской академии в Уфе. В рамках президентской программы в 2000-е гг. выпускники профессиональных мусульманских учебных заведений студенты поступили в такие престижные вузы страны как: Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете, Лингвистический университет (Москва), а также в вузы Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Причем, обучение производилось за счет государственного бюджета.
Сейчас наряду с высшими учебными заведениями действует более 80 средних учебных заведений. Их география охватывает, прежде всего, регионы Приволжского и Южного федерального округов, начался процесс расширения учебных заведений и в субъектах Уральского и Сибирского федерального округов. В ряде сельских районов обучение в мектебах затрагивает уже большую часть школьников. В рамках эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры почти 100% школьников Чеченской республик изучают основы исламской культуры.
Однако в целом уровень подготовки мусульманских религиозных деятелей, специалистов в сферах исламоведения, исламской экономики, журналистов остается важнейшей проблемой. Многие из деятелей, находящихся и сегодня на постах либо не имеют высшего образования вообще, либо являются бывшими комсомольскими работниками и специалистами по научному атеизму. Причем основной проблемой является даже не их прошлое, а их сегодняшнее незнание языков и соответственно мусульманского богословия и права.
Российское исламоведение в столицах также не всегда уделяет должное внимание сегодняшнему дню российских мусульман, а концентрируется либо на далеком прошлом, либо на мусульманах за рубежом. Все это создает возможности для провокационной деятельности радикалов и псевдоисламоведов (или иначе исламофобов), которые едины в стремлении очернить российскую действительность и попытках спровоцировать межнациональные и межрелигиозные конфликты. Для объективного анализа современности нам нужно вспомнить опыт сотрудничества исламоведов и мусульманских лидеров как действовали Александр Казем-бек и Хусаин Фаизхан, Шигабетдин Марджани и Вильгельм Радлов, Игнатий Крачковский и Ризаэтдин Фахретдин.
В росте численности мечетей наиболее явно отразился процесс исламского возрождения в России. Если к середине 1980-х гг. на территории РСФСР действовало менее 100 мечетей, то теперь их численность превысила 7000. Конечно эта цифра более чем в два раза меньше, чем число мечетей в середине 1920-х гг., но сама динамика носит небывалый характер. Возрождение мечетей, многие из которых имеют при себе мектебы, стало первым шагом к воссозданию стабильной мусульманской инфраструктуры в России. Проблемой остается явно недостаточное количество мечетей в ряде городских центров, особенно в западных регионах России и на территории Южного федерального округа.
Еще 20 лет назад общины в больших городах Центральной России, включая Москву и Санкт-Петербург, были преимущественно татарскими. Под «мусульманским языком» просто понимался татарский. Однако после распада СССР в больших городах Европейской России и Сибири вовне национальных республик перемешиваются традиции десятков мусульманских стран Азии и Африки. Здесь в разы увеличивается число выходцев с российского Кавказа, из Азербайджана и Центральной Азии. Поэтому власти и население в регионах особенно Центрального и Северо-Западного федерального округов относятся достаточно настороженно к росту числа мечетей. Здесь необходим кропотливый диалог всех заинтересованных сторон.
Вступление России в Организацию Исламская конференция (ОИК) в качестве наблюдателя, исторические встречи на высшем уровне лидеров России с лидерами Саудовской Аравии, Катара, Турции открыли качественно новые направления для сотрудничества российских мусульман с их единоверцами в странах дар уль-Ислам. Стабильность отношений России и мусульманского мира дали превратиться исламской экономике в целый феномен российской жизни. Так одновременно с нашим мероприятием в Казани начал свою работу уже III Международный саммит исламского бизнеса и финансов. Лидеры Татарстана, Башкортостана, Чечни стали частыми гостями во многих мусульманских государствах.
Наряду с культурными мероприятиями речь все чаще идет о совместных экономических проектах. Особенно это касается Татарстана и Башкортостана, которые входят в десятку наиболее экономически развитых регионов России. Причем речь идет не только о добыче нефти, но и ее глубокой переработке, а также о сотрудничестве в сферах машиностроения, сельского хозяйства, туризма. Особой темой является создание эффективных банковских институтов, работающих по законам шариата. Эта тема обсуждалась в рамках визита председателя Торгово-промышленной палаты Королевства Саудовская Аравия шейхом Салеха Абдаллы Камеля в Башкортостан и Татарстан в мае этого года. 14 декабря 2010 года в ходе визита президента Татарстана в Малайзию был подписан протокол о намерениях по выпуску исламских облигаций сукук для Республики Татарстан. Год назад была выдвинута инициатива создания в Казани первого в Российской Федерации глобального транспортно-складского узла для работы с товарами Халяль на территории России и стран СНГ. Сейчас, когда из Петербурга строится шоссе, соединяющее Европу с Китаем, увеличивается логистическая роль Казани, как места, где железная дорога и шоссе пересекают Волгу.
Сама халяль-индустрия превратилась в целый феномен. Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии 17 февраля 2011 г. зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама – «Система Халяль (Halal)». В настоящее время существуют списки-реестры предприятий, которые производят широкий спектр прежде всего продовольственных товаров, а также охватывают гостиничный бизнес и здравоохранение. В последнее время физически видно, как продуктовые магазины и кафе халяль, ателье мусульманской одежды, книжные магазины, магазины мусульманских товаров, парикмахерские занимают все большее место в самых различных частях российских городов. Этот процесс формирования мусульманской экономики все активнее охватывает именно молодежь. Поэтому здесь видны большие перспективы для роста. В рамках создания энциклопедического словаря «Ислам в Российской федерации» мы убедились, что мусульманские общины охватывают сейчас не только регионы традиционного расселения мусульман, но и практически все российские территории от Балтики и до Оби.
И последним по месту в моем докладе, но отнюдь не последним по значимости, является процесс роста активности мусульман в сфере средств массовой информации и книгоиздательства. На примере нашего издательского дома «Медина», объединяющего печатные и электронные средства массовой информации мы видим, как активно используются наши действительно актуальные материалы. Сегодня российские мусульманские сайты реально обладают аудиторией, измеряющейся семизначными цифрами. Наиболее популярные проповеди, книги, статьи, экспертные оценки и лекции распространяются в кратчайшие сроки. Молодежь использует социальные сети для создания групп, объединения сторонников, моментальной реакции и оценки происходящих событий. От нас во многом зависит, какой виртуальный и реальный мир будет создан российской уммой.
В результате трудов прошедшего двадцатилетия и благодаря тысячелетнему наследию наших предков российские мусульмане накопили значительные, прежде всего, духовные ценности. Сегодня необходимо постоянное финансирование мечетей, учебных заведений, средств массовой информации. Важной целью является создание в крупных городах исламских культурных центров, объединяющих как религиозно-просветительскую, так и финансовую составляющую. Создание исламского банкинга, развитой халяль-индустрии становится здесь важным подспорьем для обеспечения всей мусульманской инфраструктуры. Сегодняшние достижения должны стать основой для движений в будущем, а не поводами для самолюбования или самобичевания. Аминь!
Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России