RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

НАБЛЮДЕНИЕ ПЕРВОЕ. Концептуальные основы объединения мусульман на пространстве СНГ

18.02.2013 16:09

Предисловие ко второй серии «Наблюдений»

 

Уважаемые читатели! Сегодня я начинаю публикацию второй серии моих «Наблюдений над процессами в мусульманской умме России» (см. первую серию: часть 1 часть 2часть 3,часть 4часть 5часть 6часть 7заключение), в которой немного изменил форму и акценты статей. Вторая часть является не только плодом анализа моего опыта, но и попыткой дискутировать с вами о возможных вариантах решения проблем, с которыми столкнулась умма России и российское общество. Размышления относительно основных вопросов  теперь сопровождаются моим видением решения проблем. Надеюсь, что новая часть «Наблюдений» вызовет на диалог ещё больше читателей и будет способствовать более качественному научному обсуждению главных проблем российских мусульман.

 

Первая статья в новой серии «Наблюдений» посвящена интеграции мусульман на просторах СНГ. Думаю, что изложенные в ней мысли помогут найти верные ориентиры как в деятельности органов  власти, так и в работе мусульманских организаций.

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ ПЕРВОЕ.


Концептуальные основы объединения мусульман на пространстве СНГ


Современное развитие ислама неразрывно связано с интеграцией. Как бы мир ни относился к мусульманам, а мусульмане к остальному миру – ислам стал органичной частью современной цивилизации и продолжает в неё интегрироваться. Мы сталкиваемся с новыми вызовами и проблемами, но продолжаем идти вперёд.


Для российских мусульман это путешествие ещё только начинается. При этом все болезни, которыми страдает мировое мусульманское сообщество, все социальные недуги, свойственные российскому обществу - мы также испытываем на себе. Они хорошо отражены в сводках информагентств и интернет-сайтов, обсуждаются в газетах и на телевидении. Экстремизм, радикализм, слабость официального духовенства, разрыв поколений и даже терроризм стали неразрывными спутниками информационного массива, связанного с российскими мусульманами. Всё это, безусловно, в разной степени является проблемным полем современного российского ислама. Многие, даже очень многие специалисты и эксперты из самых разных областей предлагают нам свои рецепты - их можно свести к двум действиям, которые должно предпринять государство: «наказать!» и «поощрить!». Сами мусульмане как-то выпадают из этой деятельности, оставаясь в статусе объекта приложения действий.


Сегодня российское мусульманское сообщество остро нуждается в том, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, остановить негативные процессы и реализовать свой потенциал в культурном, социальном и экономическом пространстве.


За последние годы было предложено множество проектов социально-экономического и культурного развития российской уммы. У каждого из них были свои плюсы. Однако, подавляющее большинство из них предлагало решение конкретных проблем. Можно сказать, что в экспертной среде даже сложился «комплекс маленьких дел», с помощью которого должны «излечиваться» все недуги российского мусульманского сообщества.


Я убеждён, что локальный, отраслевой, местечковый подходы в деятельности цивилизационного масштаба - неприемлемы. Развитие российского мусульманского сообщества требует комплексных подходов. Нельзя решить проблему экстремизма, не решив проблему исламского образования. Нельзя решить проблему разрыва поколений в среде имамов, не решив проблемы статуса священнослужителей и источников их дохода. Точно также нельзя решить проблемы мусульман Пензенской или Тамбовской области, не решив их во всей России. В свою очередь, проблемы России являются составной частью проблем мусульман на пространстве СНГ. Масштаб проблемы диктует масштаб решения.


Поэтому долгие годы, проведённые в поисках решения проблем российского ислама, натолкнули меня на мысль, что нет решения у проблем только российского исламского сообщества – чтобы идти вперёд, нам надо решить проблемы вместе с нашими братьями из СНГ. Почему?


Потому что мы долгое время жили и молились в одной традиции, в одной культурной среде, социально-культурные процессы у нас происходят параллельно. Можно подобрать ещё множество примеров «нашего общего», но смысл этих примеров останется прежним – нам нужно объединяться и интегрироваться.


Вопрос об объединении российских мусульман с единоверцами из СНГ во многом уже освещён в интернете и других СМИ. При этом акцент, который делают комментаторы, почему-то ориентирован исключительно на построение неких объединённых институтов. Многие, может быть, не хотят видеть или понимать, что объединение мусульман на пространстве СНГ – это многоаспектный, сложно структурированный процесс, где институциональная составляющая играет лишь обслуживающую роль.


В 2011 году муфтий шейх Равиль-хазрат Гайнутдин выдвинул идею создания Совета муфтиев СНГ. При общем позитивном настрое в среде мусульман, в некоторых кругах эта идея была встречена в штыки. Оставляя внутренние мотивы тех публицистов и религиозных деятелей (между прочим, среди них были и мусульмане), которые отвергли эту идею, можно обратить внимание на те упреки, которые мы услышали. Нам говорили, что это невозможно реализовать, что лучше заниматься своими «реальными» проблемами, как, например, путёвки на хадж, что кроме совещаний и встреч это ничем не закончится. Хочется всё-таки ответить скептикам.


Создание Совета муфтиев СНГ никогда для Равиля-хазрата не являлось  самоцелью и до сих пор таковым не является. Понимая масштаб задачи, которая перед ним стоит, Равиль-хазрат ориентирован на формирование фундаментальных основ мусульманской общины на пространстве СНГ. В свою очередь, Совет муфтиев СНГ создаётся не как «политбюро», а как центр консультаций и работы над инициативами и проектами в рамках важнейших сфер жизни мусульман СНГ.


Во-первых, сегодня актуальность информационной и идеологической работы по пропаганде традиционных ценностей ислама играет решающую роль в сохранении устойчивости уммы. Ежедневно мусульмане получают из СМИ большую порцию негатива, связанную непосредственно с отношением к религии. В этой связи перед нами стоит одна из важнейших задач по формированию конструктивного информационного фона вокруг ислама, чтобы сами мусульмане перестали стесняться самих себя, начали понимать и осознавать себя последователями великой мировой культуры, которая способна наполнять настоящей духовностью и высшим смыслом жизнь каждого человека, который к ней обратится. Вот почему создание новых и развитие имеющихся мусульманских средств массовой информации должно стать одним из важнейших направлений в нашей общей работе по объединению мусульман.


Вторым важным аспектом интеграционных процессов на пространстве СНГ должна стать наша общая борьба с экстремизмом. Ни для кого не секрет, что и в Узбекистане, и в Казахстане и у других наших соседей ситуация с распространением политических идеологий, «ссылающихся» на Священный Коран среди мусульман может быть даже хуже, чем в России. При этом мы видим, как эти люди и организации перетекают из одной страны в другую, делая своё чёрное дело, сея рознь в рядах мусульман, отлучая молодых мусульман от вековых традиций, разрушая наши дома и согласие в общинах. Это - наша общая проблема. И решение её лежит в наших совместных действиях.


Почему-то многие забывают, что экстремисты являются продуктом неисламской цивилизации. Причислять их деятельность к интересам мусульманских государств, по моему мнению, либо непонимание этого феномена, либо лицемерие перед мусульманами. Когда мне говорят, что большинство «исламских экстремистов» (сам термин является достаточно спорным) имеют паспорта Турции, Саудовской Аравии, Афганистана, Ирана или ещё какой-нибудь страны исламского мира, возникает вопрос: можно ли судить по паспорту о том, интересы какого государства или организации представляет человек? Можно иметь какой угодно паспорт (даже российский) - это никак не влияет на то, интересы каких политических сил ты представляешь – гражданство, штаб-квартира, язык и даже идеология давно превратились в современной политике в технологии, с помощью которых обеспечивается решение конкретных вопросов.


В этой ситуации пространство СНГ и мусульмане наших стран являются объектом агрессии со стороны политических субъектов, которые являются врагами всего исламского мира и государств, в которых мы живём. Их цель – разрушить наши общины, разделить, стравить нас через нашу веру, нашу культуру, наши традиции. Каким образом можно бороться с такими вызовами в рамках отдельного государства? Ответ напрашивается сам собой – никаким, надо действовать сообща и всем вместе. И на общественном и на государственном уровне должно прийти понимание масштабов стоящих перед нами проблем.


Тесно связанными с проблемой экстремизма остаются проблемы социализации мусульманской молодёжи и адаптации мигрантов. Необходимо признать, что ситуация с подрастающим поколением в мусульманской общине близка к тупиковой. Наши дети воспитываются не нашим личным примером и в традициях наших предков, а с помощью интернета, где находят подчас самые причудливые интерпретации ислама, которые подаются в качестве «единственно верных». Уже сегодня на Кавказе, в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии мы видим, как молодёжь не воспринимает традиционных авторитетов, всё больше ориентируясь на мнение эпатажных и провокационно настроенных радикалов и экстремистов. Результаты такого влияния все мы видим в росте численности экстремистских организаций, количества террористических актов, снижении уважения к старшему поколению со стороны молодёжи.


Трудным остаётся положение и мигрантов, которые прибывают к нам. По большому счёту, они брошены на произвол судьбы и должны находить свои ориентиры в новой обстановке самостоятельно. Это также способствует росту различных нетрадиционных религиозных объединений, которые готовы принять любого и использовать его в своих целях.


Я убеждён, что только совместными усилиями всех участников СНГ возможно выстроить эффективную систему интеграции и адаптации мигрантов.


Наличие серьёзных общих проблем ещё не означает, что у нас нет своего объединяющего начала, способного помочь в преодолении этих трудностей. Объединённые общим ханафитским наследием, мусульмане СНГ способны сформировать устойчивую общность, которая с помощью внутренних ресурсов будет в состоянии не только сохранять внутреннюю стабильность, но и развивать культуру тех обществ, в которых мы живём. На сегодня ислам является единственной альтернативой советскому прошлому, связывающей Россию со странами Центральной Азии. И эту связь необходимо укреплять и расширять. Ханафитский фикх не только для мусульман, но и для всех жителей наших стран способен стать основой нового объединения на уровне культурной общности.


В связи с этим хотелось бы ещё раз обратить внимание читателей на то, что мы не преследуем никаких целей по созданию неких «центров управления мусульманами на пространстве СНГ». Уже сейчас очевидно, что самоорганизация и поддержка конструктивных инициатив даст в этом деле гораздо больше пользы, чем установление жёстких регламентов и процедур, формирования каких-либо контролирующих органов. Пора понять, что без нашей доброй воли никто не способен нам помочь. Мусульманское сообщество СНГ в любом случае будет являться другим, как по своей основе объединения, так и по институциональному оформлению этого процесса.


Завершив описательную часть наблюдения, я бы хотел кратко изложить то, как вижу объединительные процессы в мусульманском сообществе СНГ, его концептуальные основы:


1. Объединение мусульман стран СНГ должно строиться на формировании единого культурного пространства, единой культурной идентичности, основу которой должен составлять ханафитский фикх (на Кавказе – шафиитский фикх).


2. В СНГ должна действовать единая система религиозного образования (мектебе - медресе - институт - университет), которая должна готовить имамов и других религиозных деятелей в рамках традиционного понимания ислама.


3. Борьба с экстремизмом в рамках уммы должна носить трансграничный характер и обеспечиваться едиными взглядами мусульман на это явление. Экстремисты, как и террористы, не бывают местными и зарубежными - это общее зло, с которым необходимо бороться.


4. СНГ должно сформировать своё мусульманское информационное пространство, которое будет способствовать формированию целостной картины мира и объяснения своего места в ней мусульман.


5. Работа с мусульманской молодёжью в СНГ должна строиться не только в рамках системы исламского образования. Каждый молодой человек должен получить весь объём знаний о своей вере, вне зависимости от того, является ли он студентом исламских учебных заведений. Воспитание молодёжи должно стать главной целью всех мусульманских организаций.


6. Краеугольным камнем развития ислама в СНГ является формирование устойчивых общин верующих при мечетях и молельных домах. Именно они являются и должны оставаться в будущем фундаментом мусульманской общины СНГ.


7. Объединение мусульман СНГ не должно замыкаться в рамках отдельных институтов и организаций. Мы должны стремиться к тому, чтобы этот процесс шёл по естественным и объективным, а не формальным рельсам. Только тогда он станет результативным.


ПОСТ СКРИПТУМ: Это первая часть новой серии наблюдений, написанных в 2013 году. Последует и продолжение – следите за моим блогом. И, конечно же, всех приглашаю к обсуждению написанного!



Дамир Мухетдинов, к.пол.наук

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/26234/">ISLAMRF.RU: НАБЛЮДЕНИЕ ПЕРВОЕ. Концептуальные основы объединения мусульман на пространстве СНГ</a>