RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам без Сунны, как дом без стен

01.09.2009 17:11

В разное время в истории Ислама возникали разнообразные течения и движения, исповедовавшие своеобразные идеологические установки. Одной из таких групп стали и так называемые «кораниты».  

 

Собирать хадисы – воля Всевышнего

Сущностью убеждений последователей этого движения является вроде бы красивый с виду призыв возвращения к кораническим ценностям. Однако, при ближайшем рассмотрении все оказывается куда более серьезно. Несмотря на заявления о том, что первым «коранитом» был Пророк Мухаммад – мир ему и благословение Всевышнего – (какое из течений не возводило свои корни к Пророку), одним из основателей этого движения считается ученый из Египта Ахмед Мансур. За свои воззрения, из которых вытекало желание отказаться от соблюдения Сунны, он был отстранен от права преподавать и читать лекции в университете «Аль-Азхар», после чего эмигрировал в США. При этом он не только получил там политическое убежище, но и стал одним из участников программы «Национальный вклад в демократию», выступая с лекциями в Гарвардском университете.

 

Несомненно, что среди «коранитов» (впрочем, как и среди других движений) существуют как радикальные, так и умеренные последователи. И все же и тех, и других объединяет посыл, заложенный в этой идеологии изначально. Он заключается в полном или частичном отказе от Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), являющейся, как известно, вторым источником вероубеждения мусульман. С точки зрения большинства мусульман, если Коран – это, своего рода, фундамент, на котором зиждется здание Ислама, то Сунну можно представить в виде стен и крыши, окон и дверей этого здания. По представлениям же «коранитов» Сунна является этаким рудиментом – лишним и мешающим восприятию Корана элементом, без которого, по их мнению, мусульмане более правильно воспринимали бы исламское вероучение.

 

Насколько правильно подобное мнение? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разложить все по полочкам. Очевидно, что в данном случае не совсем правильно было бы начать ответ с привлечения хадисов, поскольку хадисы и представляют саму Сунну, часть которой по представлениям «коранитов» является лишней. Исходя из этого, следует привести непосредственно аяты Корана, которые самым явным образом свидетельствуют о значимости и необходимости Сунны, т.е. высказываний и деяний Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Всевышнего).

 

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» – говорит Всевышний в аяте 21 суры «Аль-Ахзаб», не оставляя таким образом сомнений в необходимости следования этому примеру. Но где же найти описание действий Пророка? Сахабы (сподвижники) могли все видеть воочию; табиины (их последователи) могли узнать об этом от сподвижников. Но, очевидно, что дальше цепочка обязательно бы прервалась, если бы не одно но… Последующие поколения мусульман все же смогли получить доступ к этой важной информации, благодаря усилиям тех, кто собирал и записывал высказывания и деяния Пророка, которые и стали называться хадисами (от ар. – рассказ, предание). И все же у кого-то могут возникнуть сомнения – а позволил ли Всевышний Своему Пророку и Посланнику рассказывать эти хадисы? Аяты Корана убедительно доказывают, что Аллах не только позволил, но и повелел это, сказав в последних аятах суры «Ад-Духа»: «Спрашивающего не гони! И о милости Господа своего рассказывай!» Убедительность этого аята в том, что последнее слово данной суры, которое можно перевести и как «рассказывай», и как «возвещай» (смысл этих русских слов одинаков), по-арабски звучит как «фахаддис». И если мы посмотрим корень этого глагола, то обнаружим те же буквы ХДС, от которого образовано и слово «хадис». Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что появление хадисов было изначально запланировано Всевышним, не является чьим-то нововведением или ошибкой и не только не противоречит Корану, но, напротив, полностью соответствует повелению Аллаха.

 

И все же, несмотря на факты, изложенные выше, у части мусульман могут остаться сомнения, основанные на таком аспекте, как фиксирование хадисов на бумаге. Связано это с тем, что на первом этапе Пророк не совсем одобрительно относился к записи своих изречений (что интересно, критики Сунны ссылаются при этом на саму же Сунну, поскольку известно об этом лишь благодаря тем самым хадисам, которые по их убеждению являются лишними). Будем справедливы, такое предание действительно существует, однако при этом нельзя упускать из виду, что: 1) запрет не носил всеобъемлющего характера и был связан с несколькими причинами, в частности, с опасениями возможной путаницы с аятами Корана, часть которых к тому времени уже была зафиксирована; 2) в дальнейшем Пророк не только разрешил записывать хадисы, но и призывал к этому (примеры отмененных велений известны всем – например, поначалу Пророк запрещал ходить на кладбища, как женщинам, так и мужчинам, однако впоследствии запрет сменился разрешением, поскольку согласно словам Пророка посещение могил помогает не забывать о смерти).

 

Хадисоведение – точная наука

Однако, остается еще один момент, на котором также заостряют внимание сторонники «ислама без сунны». Речь идет о достоверности хадисов, поскольку известны случаи ошибок и преднамеренной лжи, которую вносили некоторые передатчики хадисов – кто-то просто по ошибке, а кто-то преднамеренно. Будем справедливы и здесь – подобная проблема действительно существовала и частично существует и сейчас. Однако, размер этой проблемы явно не такого масштаба, как в этом пытаются нас уверить. Во-первых, в Исламе, как известно, возникла целая наука – хадисоведение, причем ее уровень стал таким, что, фактически, на основе ее у европейцев, а впоследствии и россиян, появился такой предмет как источниковедение. Смысл хадисоведения заключается в том, что были выработаны жесткие требования, предъявляемые к рассказчикам и передатчикам хадисов,

в результате чего мусульманам удавалось выявить лживые или недостоверные предания. Имена таких фальсификаторов даже попали в историю. До сих пор цепочка передатчиков хадисов (называемая «иснадом») служит главным критерием достоверности преданий, и до сих пор она подвергается тщательной проверке и анализу. Помимо проверки собственно самих рассказчиков и передатчиков хадисы еще и сопоставляются с другими, чтобы не происходило подлогов.

 

Тем не менее, некоторые разногласия существуют – при выведении решений разные ученые порой опираются на разные хадисы. Однако, такие решения связаны лишь с второстепенными вопросами, тогда как все основные положения (например, столпы религии) уже давно согласованы и никаких противоречий по ним не существует. Таким образом, хадисы не только не мешают выводить правильные решения, но, напротив, самым непосредственным образом помогают в этом. А те разногласия, которые существуют, связаны лишь с такими второстепенными вопросами, как, к примеру, вопрос о положении рук во время намаза – очевидно, что данная проблема не является столь важной, чтобы быть причиной непонимания сути Ислама.

 

Толкование – это разъяснение

Отдельно хотелось бы затронуть и тему тафсиров – толкований Корана и хадисов. Одним из поводов для критики со стороны «коранитов» является как раз довление в исламском вероучении созданных ранее толкований аятов. И где-то такую критику можно понять – действительно современный мир нуждается в таких толкованиях, которые были бы сказаны современным языком, тогда как за последние 50 лет в мире ни одного полноценного тафсира пока еще не появилось. Если проблема в этом, то тогда, конечно, такую ситуацию необходимо выправлять. Но согласитесь, что это совсем не означает, что те средневековые тафсиры, которые получили распространение в исламском мире, являются не нужными и бесполезными. Отнюдь! На основании них как раз и можно понять и растолковать многие положения, содержащиеся в аятах, поскольку существуют разные аспекты, которые просто необходимо принимать во внимание, когда кто-то начинает изучать Коран более-менее серьезно. Например, нельзя упускать из виду такое положение как причины ниспослания аятов – без них очень часто невозможно представить ситуацию, в которой ниспосылался тот или иной аят, а, ситуативность, как известно, играет очень большую роль. Именно отсутствие (а порой и явное игнорирование) знаний по ситуативности некоторых аятов и хадисов, связанных с джихадом, дает почву для радикальных идей.

 

Некоторые мусульмане заявляют: «а зачем нам, современным и образованным людям, изучать средневековое наследие, ведь мы сами вполне можем разобраться во всех тонкостях и придти к правильному мнению». Но тогда как относиться к тому, что в самом Коране Всевышний дает наставление Пророку, чтобы он разъяснял людям ниспосланное? «Тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано…» – говорится в суре «Ан-Нахль», аяте 44. Однако, это не означает, что людям не следует размышлять над Кораном, поскольку в другой суре («Сад», аят 29) сказано: «Это – Благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, чтобы они размышляли над его аятами». И здесь следует отметить, что в свое время мусульмане отлично справились со своей задачей – были созданы целые фолианты тафсиров, где, практически, каждый аят был разобран по полочкам и где приводятся разные мнения относительно смысла того, что было в нем ниспослано. И то, что сейчас таких тафсиров не пишется – это и есть та проблема, озаботиться которой необходимо. При этом, конечно, следует иметь в виду, что «изобретать велосипед», когда он уже изобретен – дело бесполезное. А вот усовершенствовать его – да, в этом, как уже отмечалось выше, потребность действительно существует. Кстати, частично такой процесс уже идет – например, научные знамения, содержащиеся в Коране, и открытые некоторыми современными учеными существенно дополняют смысловое значение некоторых аятов в последнем Откровении Всевышнего[1]. А недавно на русском языке впервые был опубликован полный тафсир Абдуллы Юсуфа Али, созданный им всего лишь в 20-30-ых годах прошлого века.

 

Таким образом, можно констатировать, что работать в этом направлении не только не запрещается, но, наоборот, приветствуется – надо лишь соблюдать определенные правила. Например, нельзя вырывать из контекста фразы и затем использовать их в качестве доводов, как это делали в свое время и продолжают делать сейчас некоторые миссионерские движения, наподобие Свидетелей Иеговы. Нельзя игнорировать такие понятия как отмененные аяты («аль-мансух»), поскольку это может привести к неправильным выводам[2]. Некоторые мусульмане, кстати, не понимают, каким образом один аят может быть заменен другим, но Всевышний Сам разъясняет это в одной из сур («Аль-Бакара», аят 106): «Всякий раз, когда Мы отменяем аят или заставляем его забыть, Мы приводим лучший, чем он, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью властен?»

 

Ну и, конечно же, любой мусульманин, желающий понять смысл тех или иных аятов непосредственно из первоисточника должен, естественно, очень и очень хорошо владеть арабским языком. Иначе, его толкование может привести к серьезным ошибкам, причем как для себя, так и для других. Да, возможно, это кому-то покажется слишком сложным, но ведь и «цена вопроса» здесь велика. Разве желает кто-то стать заблудшим и увести за собой других, хотя у него имелась возможность идти правильным путем? Не ошибается, конечно, тот, кто ничего не делает, но изначально не обращать внимание на мнения и подсказки тех, кто уже достиг в своем деле авторитета, является чертой излишне уверенных в себе, высокомерных людей. Вероятно, это стало одной из причин ниспослания такого аята: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это – от нашего Господа» (сура «Али Имран», аят 7).

 

Молиться – но как? Отдавать закят – но сколько?

Итак, мы выяснили, что Сунна является вторым после Корана источником вероубеждения мусульман, без которой многие положения были бы просто не понятны. Кому-то такой путь доказательств может показаться излишне долгим, поэтому следует привести и другой путь, очень простой и совсем короткий.

 

Дело в том, что, как известно, в Исламе существуют разные предписания и запреты, основанные на аятах. Например, совершение намазов, выплата закята, соблюдение поста или совершение хаджа. Однако, в Коране не разъясняется каким образом и сколько раз совершать намаз или сколько процентов от имущества выплачивать в качестве закята. А причина этого в том, что, если бы Всевышний ниспослал все разъяснения в Коране, то последнее Откровение стало бы огромной, сложной для восприятия книгой. Но по милости и мудрости Всевышнего Коран оказался дополнен Сунной Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). И не будь ее, мы бы сейчас размышляли не о каких-то второстепенных вещах вроде положения рук во время намаза (хотя спорят на эту тему лишь по причине не понимания внутренней сути намаза, которая заключается отнюдь не во внешней форме), а ругались бы по поводу практически всех обрядов, включая и намаз, и закят, и пост, и хадж, и многое-многое другое.

 

Сейчас же, слава Аллаху, все основные места согласованы и не вызывают разногласий. И мы спокойно можем исполнять наши религиозные обязанности по отношению к Аллаху, не беспокоясь об их внешней форме. И нам остается только одно – стараться постичь внутреннюю суть, не отвлекаясь на оболочку, приближаясь тем самым к Всевышнему Аллаху.

 

Заключение

В качестве заключения хотелось бы дополнить наши богословские рассуждения геополитическими мотивами, поскольку, как это уже неоднократно случалось, подобные движения весьма успешно «оседлываются» заинтересованными силами[3]. Вот и здесь вполне очевидны геополитические интересы западных «мозговых трестов», поддерживающих очередной идеологический проект. Ведь пока суть да дело – идеология «коранитов» начинает гулять по мусульманским регионам, а в некоторых государствах, например, Казахстане становится едва ли не главной движущей силой местной оппозиции. И что интересно основной их опорой являются, в основном, выходцы из наиболее богатого нефтью, Западного Казахстана! Вот так ювелирно работают западные политтехнологи. И противостоять их планам можно лишь ценой собственных усилий, заключающихся не только в критике оппонентов, но и созидании. Если же продолжать «лежать на печи», то вполне может так статься, что подняться с нее не будет ни сил, ни времени.

 

Аналитический центр «Амаль»

 

 



[1] Кстати, научные знамения, подтверждающие истинность Пророчества, существуют не только в Коране, но и в хадисах, еще раз доказывая тем самым их достоверность и востребованность.

[2] Например, запрет на употребление алкоголя прошел в несколько этапов, и если этого не знать, то можно придти к выводу о его разрешенности, тогда как известно, что алкоголь (и вообще все, что опьяняет и дурманит) в Исламе однозначно запрещен.

[3] Давайте вспомним, к примеру, одного из наиболее радикальных имамов Великобритании, однорукого Абу Хамзу, которого долгое время британские власти держали у себя в стране, создавая таким образом необходимый им имидж «мусульман-фанатиков» и используя его в других целях.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/9674/">ISLAMRF.RU: Ислам без Сунны, как дом без стен</a>