RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Российские вакфы: от дискуссий к созданию

17.02.2011 10:44

В последний год обсуждение темы создания вакфов в российских городах-миллиониках приобретает все большее значение. Дискуссия развернулась на страницах ряда сайтов, среди которых можно назвать islam.rf, islam.nn, islam.ru, portal-credo.ru, tatarmoscow.ru, halal.islamtat.ru. Наша статья «Российские вакфы: общемусульманская традиция и региональный срез развития», вначале опубликованная в альманахе «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты», была вывешена на сайтах islam.rf, islam.nn, islam.ru. Целая полоса, посвященная теме вакфов, появилась в выпуске «Независимая газета – религии» («НГ-Религии») от 2 июля 2008 г.

 

Действительно, вакфы уже существуют в современной России. Напомним, что в сельской местности в Дагестане, по данным московского исламоведа В. О. Бобровникова, «в десятках горных и предгорных колхозов сельские администрации (не всегда гласно) вернули мечетям большую часть приписанных к ним до коллективизации частных пашен и садов (вакфов)… Вопреки российским и республиканским законам дореволюционные списки вакфов… получили юридическую силу… Общественное мнение населения следит за тем, чтобы новые владельцы мечетных земель вносили в мечетную кассу положенную часть урожая».

 

Институциональное возрождение вакфов в Поволжье связано с созданием на Объединительном съезде мусульман Республики Татарстан в 1998 г. должности «председателя вакуфов» в ранге первого заместителя муфтия и отдела вакфов при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. В 1999 г. в Татарстане был принят республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В него был включен пункт о вакуфном имуществе и его неотчуждаемости. На территории бывшей Татарской слободы Казани фактически в качестве вакфов был передан ряд зданий, где, в частности, размещаются религиозные учебные заведения. Сегодня они официально считаются собственностью соответствующих мечетей или медресе. Таким образом, вакфы уже существуют де-факто, и имеется актуальная потребность привести законодательство в соответствие с реальностью.

 

Однако российский Гражданский кодекс не знает такого понятия, как «вакуфное имущество». В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством 26 декабря 2007 года генеральный прокурор республики Кафиль Амиров внес протест в Госсовет РТ по отдельным положениям республиканского закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1999 г., включая вышеуказанный пункт о вакфах. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев внес в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе в нем сохранено, но уточняется, что данная сфера регулируется федеральным законодательством. Муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков в марте 2008 г. обратился к Дмитрию Медведеву, тогда еще первому вице-премьеру правительства РФ. Как отмечал в своем письме Г. Исхаков, вакф позволит исламским организациям стать независимыми от зарубежных спонсоров, навязывающих российским мусульманам чуждую идеологию. Изменение предполагалось внести в Налоговый кодекс РФ, с тем чтобы данное имущество не облагалось налогами, как сейчас, в связи со своим благотворительным назначением.

 

В этой связи логичным стало намерение Государственного совета – парламента Татарстана ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». Об этом 18 июня 2008 г. заявил агентству «Интерфакс» Разиль Валеев, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного совета Татарстана. Он указал на то, что «во всем исламском мире, например в Саудовской Аравии или Турции, вакуфное имущество – это естественно. Разных подходов к Исламу в разных странах быть не может». Р. И. Валеев также утверждает, что прибыль от вакфа (вакуфа) «может направляться только на религиозные нужды, то есть налогами такое имущество облагаться не должно».

 

Приятно осознавать, что при обсуждении темы в «НГ-Религии» в качестве отправной точки для современной дискуссии было четко указано на статью члена редакционной коллегии газеты Поволжья «Медина аль-Ислам» доктора исторических наук, профессора Казанского филиала Российской академии правосудия Айдара Хабутдинова «Вакфы: как обеспечить нужды мусульманской уммы», вышедшую на страницах этого издания. В «НГ-Религии» указывается, что Хабутдинов писал о том, что «мусульманская инфраструктура» (прежде всего учебные заведения, мечети, издательская деятельность) нуждается в стабильных источниках доходов. Без них общины не смогут развиваться и помогать государству противостоять исламскому радикализму. Хабутдинов отмечает, что вакуфное имущество существовало в дореволюционной России, но было конфисковано советским режимом и нынешнему государству не мешало бы вернуть мусульманам отобранное – в виде недвижимости, капиталов и земли. За вакфами, по мысли ученого, нужно закрепить статус и права «юридического лица как религиозной организации». При них нужно создавать попечительские организации – так называемые мутаваллиаты. В законодательстве Руси золотоордынской эпохи монастыри также были одним из видов вакфов. Кстати, это положение сохраняется в мусульманском мире уже более тысячелетия. Но здесь «НГ-Религии» делает реальную передержку и указывает, будто «Айдар Хабутдинов видит в вакфе аналог православного монастыря». На самом деле вакуфное имущество признавалось царским законодательством, да и советским тоже, в первые годы большевистского режима. Почему-то существует мнение, что вакф – это высокоприбыльная организация. Так, в «НГ-Религии» фактически средства вакфа рассматриваются как способ закупки лимузинов для имамов. Но на самом деле вакф существует для траты средств на религиозные, учебные и социальные программы.

 

Эту позицию достаточно четко обосновало руководство как Духовного управления мусульман Республики Татарстан в лице муфтия Гусман-хазрата Исхакова, так и Совета муфтиев России в лице его заместителя председателя Фарид-хазрата Асадуллина. Последний отметил, что до 1917 года вакуфная собственность была широко распространена в регионах с компактным проживанием этнических мусульман. «Эту норму можно вводить и в современное законодательство, если она с ним корреспондирует и если прописать нюансы правоприменительной практики», – считает Асадуллин. Он сообщил, что во многих арабских странах мусульманские общины живут именно за счет вакфов.

 

В вопросе контроля над расходованием средств, получаемых мусульманской общиной от использования вакфа, необходим принцип двух ключей. Во-первых, это мутаваллиат, попечительский совет при вакфах, в которые должны входить представители Духовного управления мусульман, учебного заведения (если вакф направлен на образовательные цели) и дарителя. В обязанности мутаваллиатов входит и регулярная публикация отчетности. Во-вторых, соответственно эти отчеты должны проверяться государственными контрольными органами, как это существует в примере негосударственных некоммерческих организаций.

 

Известный исламовед, специалист по шариатскому праву профессор Леонид Сюкияйнен предлагает использовать в качестве вакфов благотворительные фонды. Это, несомненно, снимает ряд проблем. Но, во-первых, деятельность такого фонда может прекратиться в любой момент, что не дает возможности для развертывания стабильных программ, столь нужных особенно для учебных заведений. Во-вторых, отсутствует механизм ответственности перед самой мусульманской общиной. Российские мусульмане являются одним из субъектов создания гражданского общества в стране. И здесь деятельность в мутаваллиатах вакфов могла бы сыграть важную системообразующую роль.

 

В случае если вакуфное имущество является памятником истории и культуры, то здесь обеспечивается финансовую, материальную и иную помощь государства в реставрации, содержании и охране зданий и объектов (ст. 4 Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях). В соответствии со ст. 21 п. 1 (право собственности Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях)» в собственности вакфов тогда «могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры». В соответствии с п. 2 вакфы «обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации». В соответствии с п. 3 «передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно».

 

Ключевой сферой деятельности вакфов должно стать мусульманское образование на всех уровнях. Здесь возможно их участие в издательской деятельности, строительстве инфраструктуры для образовательных комплексов и религиозных центров. В условиях демографического кризиса, недостатка квалифицированной рабочей силы и растущего расслоения населения вакфы могли бы взять на себя вопросы адаптации мигрантов и помощи необеспеченным слоям населения, особенно учащимся. Такая постановка вопроса облегчается фактом вхождения Российской Федерации в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя.

 

Таким образом, следуя традициям российской внутренней политики 1770–1920-х гг., система мусульманской собственности приводится в соответствие с российским законодательством и системой собственности православных организаций. Вновь стоит вернуться к положению Свода законов Российской империи: «Главнейшие средства для содержания мечетей, училищ и определенного для мечетей духовенства суть недвижимые имущества, именуемые вакуфами, и денежные капиталы». Современное законодательство дает возможность для безвомездной передачи земельной собственности религиозным организациям. Классическим примером здесь являются монастыри. Просто нужно вернуть в этот перечень вакфы.

 

В Нижнем Новгороде в районе Ярмарки в досоветский период размещался один из крупнейших вакфов -– «Двухсветная гостиница», доходы от которой шли прежде всего на нужды образования. Эти традиции требуют возрождения. Сегодня идет расширение Исламского комплекса Соборной мечети, где размещается резиденция Духовного управления мусульман Нижегородской области. В сентябре этого года принято окончательное решение (после многочисленных согласований) о строительстве Исламского культурного центра. В нем разместятся библиотека, залы для проведения лекций и конференций, учебные аудитории, информационный центр, национальный социально ориентированный бизнес-проект (халяль-ресторан, халяль-магазин, стоматология), помещение для национальных организаций (Дом дружбы, который объединит в своих стенах членов Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области (РНКАТНО), Нижегородского центра татарской культуры «Туган Як» и других национальных движений мусульманских народов области), реабилитационный центр по лечению и профилактике наркомании), издательство медресе «Махинур» (типография Издательского дома «Медина»), компьютерный центр (для обучения студентов медресе и мактаба «Ихсан»), кинотеатр, концертный зал, помещения для кружков национальной самодеятельности, мусульманского театра.

 

После визита делегации Исламского банка развития в Казань возникли реальные возможности для создания в этом городе вакуфного центра, инвестирования иностранного капитала, принято соответствующее решение. Аналогичная тема достаточно предметно обсуждается и для Москвы. Таким образом, за последний год создание вакфов в городах-миллиониках начинает воплощаться в жизнь. Сейчас крайне важно, чтобы этот процесс проходил как в рамках правового поля светского Российского государства, так и под контролем самих мусульман. Российские вакфы переживают на современном этапе новое рождение….

 

М. Ш. Айдагулов,
советник председателя ДУМНО по экономическим вопросам,
директор ООО «ПожТехСервис»,
член попечительского совета фонда имени имама Абу-Ханифы,
Нижний Новгород, Россия

 

 

Литература

1.         Айдагулов М. Ш. Вакф: традиции развития на евразийском пространстве // Рамазановские чтения. – 2008.

2.         Вакф в законе // НГ-Религии. – 2008. – 2 июля.

3.         Хабутдинов А. Вакфы: Как обеспечить нужды мусульманской уммы // Медина ал-Ислам. – 2006. – № 8 (21). – С. 5.

4.         http://www.tatarmoscow.ru/html/index.php?option=com_content&task=view&id=1287&Itemid=77#Frame%204

5.         http://halal.islamtat.ru/news/2008-01-25-193

6.         portal-credo.ru/site/index.php?act=-lib&id=1620 – 157k –

7.         http://www.kazanfed.ru/dokladi/jornal/kazfed_13.pdf

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/15128/">ISLAMRF.RU: Российские вакфы: от дискуссий к созданию</a>