RSS | PDA | Архив   Воскресенье 2 Октябрь 2022 | 1433 х.
 

Личность в эпоху финансово-экономического кризиса

23.03.2009 18:27

Удастся ли сохранить доброту?  

Сложности "переходного" периода

Происходящие политико-экономические катаклизмы по всему миру не могут не оказать значительного воздействия на внутренний мир человека. К тому же, последний общемировой финансовый коллапс привел к разрушению плавного течения жизни многих людей, затронув массы семей (и процесс еще далеко не завершен). В связи с этим, для различных слоев планетарного населения характерными становятся не просто панические настроения или пессимизм, а озлобленность, от которой до ненависти (ко всем и всему) - один-два шага. Следовательно,  под угрозу поставлена стабильность человеческой жизни. 

Безусловно, в данном контексте у немалого количества лиц, ранее убежденных, что успех (финансовый, карьерный, бытовой) определен изначальным решением Господа (аналогично "минусовой" жизни "слабых"), могут возникнуть вполне обоснованные сомнения в правомерности данных догм. Т.к. в одночасье оказавшиеся перед фактом "разбитой жизни" приблизились к утере идеалов. Согласимся, что для многих духовный аспект имеет немаловажное значение на жизненном пути. Поэтому происшедшее с этим электоратом в определенной степени является внутренней духовной трагедией. Вследствие подвергнутой серьезнейшему испытанию их изначальной убежденности в "заложенном свыше" стабильном течении жизни. Ведь в случае согласия со справедливостью тезиса о разделении общества на "достойных" и "остальных" ("слабых") "прерогативой Всевышнего", сегодняшнее состояние данной «когорты» лиц также должно восприниматься в качестве "законного деяния". Так вот, как представляется, немало представителей этого электората, одномоментно оказавшихся, по их убеждению, обманутыми (причем незаслуженно), вряд ли согласятся (как минимум, внутри себя) со справедливостью ворвавшихся в их жизнь неприятностей. 

Вопрос, однако, далеко не в том, чтобы последователи данных идей задумались о "правильности" их ориентированности ("в религии нет принуждения"). Речь - о значительно более глубоком. Не послужит ли происшедшая  трагедийная ситуация отходу масс людей от желания соблюдать  духовные ценности даже в минимальной степени? А отсюда высвечивается актуальность важнейшей на сегодня проблемы в общемировом ракурсе - насколько на планете Земля удастся сохранить (соблюдать) те призывы к добру, что заложены во всех религиях?

 

Призывы религии к совершению добрых дел

О добре, как важнейшем проявлении веры, говорит Библия: "Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову", после чего следует: "Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (Исаия 1: 17,19); "Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами...Возненавидьте зло и возлюбите добро" (Амос, 5: 14-15); "О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Михея 6: 8).   Следовательно, как усматривается, являясь проявлением веры, понятие добро оценивается непосредственно Всевышним. По-другому и быть не может, т.к. все деяния человека видятся Господом. Другое дело, что внутреннее напряжение личности, связанное с происходящими (с ним и вокруг) событиями, не всегда позволяет ощущать мир в душе и рациональность мышления. Тем более что к беспокойству вполне могут примыкать физиологические проблемы, а на лично-семейные сложности - накладываться отрицательные эмоции, появляющиеся вследствие тиражируемой "минусовой" информацией СМИ.  

Потому в коранических откровениях и говорится о состоянии  покоя (безмятежности) индивидуума - «сакине»: "Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась" ("Победа": 4).  В том же аяте еще дважды употребляется этот термин: "Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой" ("Победа": 18); "Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость - заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха)" ("Победа": 26) И хотя это говорится в контексте битвы при Худайбийе, однозначно просматривается, что вера, богобоязненность позволяют человеку ощутить спокойствие в душе. Не самому регулировать процессом, а надеяться прочувствовать поддержку Аллаха.

Но соблюдение вероустава - не просто безмятежность души. Да, "...они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха" ("Гром": 28), но это как бы первый шаг к глобальной оценке Всевышним жизнедеятельности человека: "Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы блаженство и прекрасное место возвращения" ("Гром": 29). С другой стороны, "Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует" ("Скот": 125). Так вот из вышеизложенного явно усматривается, что праведные деяния, в число коих органически входят проявления доброты, являются основой для милостей Аллаха. Т.е. не просто безактивная вера ("так предопределено"), а действия верующего, свидетельствующие о соблюдении им постулатов Аллаха.

Не случайно, один из сподвижников пророк Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), праведный халиф  Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен ими Аллах), завещая своему сыну аль-Хасану "обязательное исполнение Его наказов и укрепление сердца твоего Его упоминанием" (духовная ипостась), призывал потомка: "Напрягай все свои силы в служении Аллаху...Углубляй познания в религии...С добром иди к другим, как хочешь, чтоб тебе добро творили". (духовно-практическая ипостась)(1). Сродни библейскому: "...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (Римлянам, 12: 9), получающему развитие в Коране: "Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро" ("Пчелы", 16: 128).

Потому Али завещал сыну крепко держаться "за вервие Его, и не будет тогда ничего крепче между тобою и Богом". Призывая при этом приучать себя к терпению, т.к. "пред тобою дальний и тяжелый путь". Значит на жизненном пути предстоят сложности, и лишь постоянная работа над собой в стремлении приблизиться к исполнению слов Аллаха, позволяет надеяться на поддержку Всевышнего: "Зачел Он тебе твой уход от греха как благодеяние, посчитал...одно твое доброе дело за десяток" (Али). Что соответствует сказанному пророком (да благословит его Аллах и приветствует): “Воистину Всевышний любит [видеть в людях] проявление доброты, доброжелательности, мягкости) во всех делах”. Потому "чья чаша Весов окажется тяжелой, обретет приятную жизнь. Тому же, чья чаша Весов окажется легкой, пристанищем будет Пропасть"("Поражающее": 6-9). А отсюда явно просматривается, что и мало-мальское доброе деяние оценивается Аллахом. В Коране даже употребляется "добро весом в мельчайшую частицу" ("Землетрясение": 7).

Очень красиво отобразил это в литературе прекрасный писатель Нодар Думбадзе, назвав процесс "законом вечности": "Душа человека во сто крат тяжелее его тела. Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее. И потому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга: вы мою, я - другого, другой - третьего, и так далее до бесконечности"(2). Говоря другими словами, речь о том, чтобы с любовью относиться к ближнему и дальнему: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде" ("Трапеза": 2). Да, это сложно, потому что не всегда бытовая или какая иная ситуация соответствуют настрою следовать в данном русле. Когда озлобленность (не суть важно, какими причинами вызванная) приводит к желанию в буквальном смысле вредить окружению. Но Откровения гласят: "Мы сказали: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе»" ("Перенес ночью": 17). Всевышний раскрывает: "Тем, кто уверовал в Аллаха и поступал праведно, Он простит злодеяния и введет их в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние!" ("Взаимное Обманывание": 9).

Правда, вполне возможен вопрос, не приведет ли следование понятиям "добро", "терпение", "прощение" к появлению вседозволенности для некоторых совершать преступные деяния (греховные поступки)? Аллах свидетельствует: что есть у Него, "будет лучше и долговечнее для тех...которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются, которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые мстят, когда против них поступают несправедливо" ("Совет": 37-39). И хотя фиксируется, что «воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом" ("Совет": 40), для вседозволенности дорога закрыта. Т.к. при попытке совершения несправедливости против человека во второй раз (после прощения), греховное деяние вполне может получить отмщенность.   

Заключение

Таким образом, мировые религии однозначно призывают Божьи создания к добру, совершению добрых деяний. Но не просто в качестве необходимого морально-нравственного "элемента", а как проявление веры человеком веры. Вполне очевидно, что переживаемые сегодня индивидуумом стрессы, вызываемы политико-экономическими проблемами XXI в., накладывающимися на природные (климатические) изменения по всему миру и социальную несправедливость, отдаляют людей от желания двигаться в направлении соблюдения постулатов Господа. Но не случайно на всем протяжении Корана Аллах призывает к разуму и терпению. Предоставляя тем самым человеку надежду на успех в этой и следующей жизнях. При этом именно Господь, а не кто-либо, оценивает все деяния (даже на "вес пылинки"!) личности.

Следовательно, каждый из нас в ответе за совершаемое (и не соблюдаемое) перед Богом Единым. Так что постараемся не сбиваться с пути к Истине, несмотря на те сложности, что имеют место быть на сегодня. И оказаться среди облагодетельствованных Всевышним: "Тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!" ("Паук": 69) ИншаАллах!  

 

 

 

Теймур Атаев, политолог Азербайджан

 

 

1.Завет имама Али его сыну аль-Хасану (в переводе Александра Игнатенко)

2.Нодар Думбадзе. Закон вечности

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/7748/">ISLAMRF.RU: Личность в эпоху финансово-экономического кризиса </a>