RSS | PDA | Архив   Воскресенье 2 Октябрь 2022 | 1433 х.
 

Банковская наценка в контрактах исламского финансирования как альтернатива ссудному проценту

23.04.2009 15:30

Первый вопрос, который возникает в связи с выражением «беспроцентное финансирование», звучит примерно так: «Как же получают исламские банки прибыль от финансовой сделки?». Вполне резонный и достаточно актуальный вопрос, учитывая тот факт, что исламское финансирование уже на протяжении почти тридцати лет не исчезло как альтернативный вид финансирования, но динамично развивается. В большинстве своем люди поступают в соответствии с предыдущим жизненным опытом. Опыт же людей постсоветского пространства подсказывает нереальность такой ситуации либо возможность существования иных механизмов получения прибыли в финансовых учреждениях.  

 

Очевидно, прежде чем начать разговор о прибыли исламских банков и способах их заработков, нам следует внести небольшое разъяснение относительно самих принципов исламского финансирования. Главное отличие исламского финансирования от традиционного заключается в отсутствии процентных отношений и строгом следовании требованиям мусульманского права или, как принято его называть, шариата[1]. Мусульманским правом, как, впрочем, и любой правовой системой, оговорены необходимые требования взаимоотношений между людьми. Сюда входят также и экономические вопросы, которые включены в группу вопросов му’амалят, или практики повседневной жизни мусульман.

В исламском финансировании принципы кредитования несколько отличаются от традиционного финансирования. Поэтому, если говорить о кредитах, которыми мы привыкли оперировать в повседневной жизни, то таких кредитов практически не бывает. Клиентам исламского банка предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибыли и убытках, а также долгового финансирования, заключающегося в посреднической деятельности в торговых операциях.

Особенностью депозитной политики исламских банков является отсутствие процентного премирования для держателей депозита, где депозитную базу составляют три вида счетов: текущий счет (кард-хасан), сберегательный счет (амана) и специальный инвестиционный счет (мудараба). Амана[2] – это счета клиентов, по которым средства вложены в доверительное хранение, при условии оплаты клиентом комиссионных за операции, которые банк проводит с этими средствами по его письменному уведомлению. Средства по сберегательному счету амана исламский банк не может использовать, так как клиент имеет право снять их в любое время и в любом ему удобном количестве.

Основным условием кард-хасана является то, что все средства счета либо их часть могут быть инвестированы банком, разумеется, лишь с разрешения владельца, в выгодные инвестиционные проекты, которые уже имеются в наличии либо представлены банку на рассмотрение. Однако по счетам амана и кард-хасана исламский банк не может гарантировать получения премий депозитариями (хозяин вклада). Кроме того, в концепции исламской экономической модели кард представляет собой беспроцентный кредит или ссуду, выданную из добрых чувств, несущую, скорее, волонтерский характер. Поэтому в исламском финансировании кард не является бизнес-кредитом. С позиции депозитной политики кард экономически привлекателен для исламских банков, но его условия не совсем устраивают держателей вкладов, которые предпочитают выбирать депозитные схемы, которые могут приносить ощутимую прибыль. В данном случае выбор может остановиться на специальном счете мудараба, средства которого целенаправленно предназначены для непосредственного инвестирования того или иного проекта и представляют собой «чистый» инвестиционный счет.

Средства по счетам кард-хасан и мудараба могут инвестироваться в следующие контракты исламского финансирования:

участие в прибыли и убытках (PLS[3]) – контракты мудараба и мушарака (шарика);

долговое финансирование или торговое посредничество – контракты мурабаха, иджара, истисна, салям и др.

Контракт иджара представляет собой операционную аренду, а ее разновидность иджара мунтахийя биттамлик считают финансовым лизингом. Мурабаха является торговой сделкой по продаже в рассрочку материальных активов. Истисна – это заказ на производство уникального товара, не существующего в природе в естественном виде. Что касается мударабы и мушараки, то это долгосрочные инвестиционные проекты, используемые в промышленности, строительстве и прочих отраслях экономики, требующие вложения крупных средств, предполагаемая прибыль от которых может наступить лишь спустя определенное время. Однако в практике исламского банковского дела данные контракты обладают способностью приносить большую прибыль, которая затем распределяется между всеми инвесторами и владельцами пропорционально вложенным средствам.

Как видим, предоставление финансирования исламскими банками происходит двумя способами: первый – группой контрактов PLS и второй – группой контрактов долгового финансирования. Первая группа контрактов предполагает участие в капитале финансируемого проекта и на основе этого разделение его прибыли и/или убытков по итогам завершения данного проекта либо по окончании определенного отчетного периода. В данном случае исламский банк несет все риски вероятной невозвратности средств, поэтому финансируемый проект должен обладать по крайней мере серьезным потенциалом прибыльности и возвратности средств. Если предполагаемый бизнес изначально имеет высокий уровень неопределенности, когда риски становятся неконтролируемыми, участие исламского банка в данном проекте будет весьма сомнительным.

 


 [1]     Аш-Шари’а (араб. – прямой, правильный путь; закон) – здесь: шариат; совокупность закрепленных в Священном Коране и в Сунне предписаний, являющихся источником конкретных норм мусульманского права.

 [2]     Амана (буквально от араб. «аманат») – доверенное на хранение. Некоторые исламские финансовые учреждения используют термин вади’ах, который в свою очередь подразделяется на вади’ах ад-дамана и вади’ах амана.

 [3]     PLS – Profit and Loss Sharing (англ.) – принцип «разделения прибыли и убытков».

 

Продолжение следует...

 

А. Болджурова,
аспирантка Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева,
Бишкек, Кыргызстан

 

Материал опубликован в ежеквартальном альманахе "Ислам в современном мире", №12, 2008

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/8305/">ISLAMRF.RU: Банковская наценка в контрактах исламского финансирования как альтернатива ссудному проценту</a>