Ислам, джихад и милосердие
05.12.2007 14:44
Малый джихад в исламе предполагает вооруженную борьбу с агрессором, внешним захватчиком. В Ираке мы наблюдаем наличие и агрессора, и вооруженной борьбы. Но являются ли многочисленные теракты, в которых гибнут мирные жители, женщины, старики, дети, проявлением малого джихада, ведь шариат налагает очень строгие условия к ведению войны, одним из которых является неприкосновенность мирного населения?

В то же время, по данным вашингтонского исследовательского центра Brookings Institution, с мая 2003 г. по июнь 2006 г. в Ираке было похищено 287 иностранцев (бизнесмены, дипломаты, сотрудники гуманитарных организаций, журналисты), из которых 46 убиты. Всего за годы войны в Ираке погибли свыше 100 журналистов. При этом, по данным агентства «Washington ProFile», если иракское сопротивленце в 2003-2004 гг. было направлено против агрессоров, с конца 2004 г. объектами терактов стали в основном иракские силы безопасности и местные органы власти. Согласно британского исследовательского агентства ORB общее число жертв в Ираке достигло 1,2 млн. человек, 20% которых погибли в результате взрывов заминированных машин. Так, 19 ноября в г. Баакуба погибли 3 иракских детей и 3военнослужащих США (по данным «Ассошиэйтед пресс» теракт был совершен в момент раздачи американскими солдатами подарков местным детям). Жертвами в г. Рамади 21 ноября стали 4 чел. (6 ранены). К слову, 6 ноября в числе 60 погибших от самоподрыва смертника в г. Баглан (Афганистан) оказались 6 депутатов и 18 школьников. Вопрос в том, подпадают ли теракты данного рода под определение джихада во имя Всевышнего?
Ислам подразумевает реальное проявление веры. И джихад (араб. «усилие, усердие на пути Аллаха») рассматривается как проявление деяний во имя Истины. Т.е. джихад — это совершение благих поступков во имя Аллаха, благодаря чему «И возымеет человек лишь то, Что приобрел своим стараньем. Усердие его (на жизненной стезе) Получит верную оценку (у Владыки), И за него наивысшую награду он получит» (Коран 53:39-41). Со слов автора перевода смыслов Священного Корана на русский язык В.Пороховой, «когда вы можете побороть в себе стремление к излишествам, к каким-то баснословным деньгам в банковском исчислении, любовь к золоту, любовь к женщинам…вы совершаете великий джихад, и вы убиваете неверного в себе» (1). Но джихад не ограничивается исключительно внутренней борьбой за свое «очищение», подразумевая как активность на пути к социальной справедливости, так и защиту своей семьи, веры или территории страны от агрессоров. Таким образом, джихад подразделяется на две ипостаси: усердие в вере, т.е. борьба с личными низменными страстями (большой джихад), и справедливое сражение за веру (малый джихад).
Под малым джихадом (справедливая война) подразумевается исключительно отражение агрессии: «Тем, против кого ведут войну, Дозволено сражаться, — Ведь им (несправедливо) причинили зло, А потому Аллах, поистине, могущ помочь им» (Коран 22:39); «Сражайся за Господне дело Лишь с тем, кто борется с тобой, Дозволенного грань не преступай, — Аллах не любит тех, кто преступает (Пределы, установленные Им)» (Коран 2:190). Но война должна вестись только во имя Господа: «Так почему вам на пути Господнем не сражаться За слабых из мужчин, и женщин, и детей» (Коран 4:75). Если же агрессивных устремлений против мусульман нет, то «Аллах запрета не дает Вам доброту и справедливость проявлять К тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, Не изгонял из дома вас» (Коран 60:8).
Миролюбие Ислама заключается также в том, что в случае малого джихада ни в кой мере не должны страдать невинные люди. Не случайно в фетве (2004 г.) о сопротивлении оккупационным войскам в Ираке Международная ассоциация мусульманских ученых (IAMS) призвала бойцов сопротивления не наносить вреда иракским полицейским или солдатам, если только они не оказывают прямую поддержку врагу. Фетва подчеркнула недопустимость страдания женщин, детей и стариков, даже если они являются гражданами стран-оккупантов, а также убийства не участвующих в боевых действиях лиц. Заявив об обязанности участия в сопротивлении каждого мусульманина, улемы подчеркнули запрет Ислама об агрессии против невинных людей. Как отмечает глава IAMS Юсуф аль-Кардави, «сопротивление не становится джихадом без определенных условий...Чтобы слово Аллаха было превыше всего…чтобы джихад велся под знаменем Ислама, где должны соблюдаться положения Шариата, относительно сражения, когда можно сражаться только с тем, кто сражается с тобой…Исламская война строго регламентируется морально-нравственным кодексом» (2/а).
Вместе с тем, при намерении агрессора идти на мирные переговоры, мусульманам повелевается принять предложение: «Но если же они будут склоняться к миру, Склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха» (Коран 8:61). Или: «Но если, не сражаясь с вами, Они от вас отступят и предложат мир, Аллах не дозволяет вам никоего пути (Вести сраженье) против них!» (Коран 4:90). В данном контексте также просматривается гуманное отношение к мирным жителям, что подтверждено историей: в 1187 г. освободивший Иерусалим от крестоносцев султан Каира Салахаддин Айюби позволил католикам беспрепятственно покинуть город, а православные остались проживать в нем.
Вместе с тем, гуманизм предписан Господом и в отношении военнопленных: «Когда же проведёте основное подавление, (Берите в плен их и) удерживайте крепко. За этим: или благость (им явить освобождая), Или (за их свободу) выкуп (взять), Пока война не сложит своё бремя» (Коран 47:4).
В целом в Исламе немотивированное убийство даже одного индивидуума приравнивается к лишению жизни всего человечества: «Тот, кто убьет живую душу не за душу и не за нечесть на земле, — Тот как бы всех людей погубит» (Коран 5:32). Но и убийство «по праву» (кровная месть) строго регламентировано: «Предписано вам право за смерть (убитых близких) отплатить: За жизнь свободного — свободный, И раб — за жизнь раба, И за жену — жена...Того ж, кто после этого дозволенный предел преступит, Мучительная кара ждет (Коран 2:178)»; «За (нанесенье) ран – отмщение (по равной мере)...А те, кто суд вершит не по тому, Что им низвел Аллах, Те преступают (законы, установленные Им)» (Коран 5:45). Так Ислам ограничил действия кровной мести, в предшествующий период нередко приводившей к продолжительным межплеменным войнам. Но милосердие Ислама идет еще дальше, т.к. в обоих вышеприведенных аятах Господь указывает на предпочтительность прощения возмездию: «Но тот, кому собратом будет прощено, Благодеянием разумным должен возместить. Сие для вас — Господне облегчение и милость» (Коран 2:178); «А кто простит (за свои раны) И (возмещение за них) на милостыню обратит, Тому послужит это искуплением (грехов)» (Коран 5:45). При этом Всевышний обещает свое расположение прощающему: «Тому же, кто простит и восстановит мир, Назначена награда у Аллаха» (Коран 42:40); «Спешите обрести прощение и Сад, Обширный, как земля и небо, И уготованный для тех, Кто (гнева) Господа страшится, — Тех, кто расходует в достатке и в нужде, Кто, сдерживая гнев, прощает людям, — Благотворящих чтит Господь!» (Коран 3:133-134).
Таким образом, джихад, будучи проявлением усердия на пути к Истине (в рамках допустимого Шариатом) является богоугодным делом: «Но тех, кто на Его пути усердствует (за веру), Он отличил пред теми, кто сидит (в домах), Наградою великой, Степенями, Что Он на милость от Себя и на Свое прощение назначил» (Коран 4:94-95).
Все вышеизложенное свидетельствует о неслучайности подчеркивания в итоговой резолюции форума «Ислам — религия мира и созидания» (Чечня, сентябрь 2007 г.) того факта, что Ислам «содержит в себе огромный потенциал для развития гражданских основ человеческого общества, современное состояние которого во многих случаях, к сожалению, противоречит вечным и универсальным ценностям» (3). С этой точки зрения вызывает сожаление, что в результате терактов гибнут ни в чем не повинные мирные иракцы. Да и иностранные журналисты не должны нести ответственности за деяния своих правительств: «И пусть их неприязнь к вам Не отклонит вас от (решений) справедливых. Блюдите (строго) справедливость, - Ведь это ближе к благочестию (стоит)» (Коран 5:8). Тем более что и определенная часть американского общества не столь однозначно относятся к военным действиям в Ираке: проводятся антивоенные демонстрации, снимаются объективные фильмы и т.д. Не случайно Ю. аль-Кардави отмечает: «Очень прискорбно видеть людей, называющих себя мусульманами и делающих ни в чем не повинных граждан «козлами отпущения» за политику, проводимую их правительствами. Какое преступление совершили простые люди?.. В Исламе нет места концепции «цель оправдывает средства». Считается недопустимым стремиться к добру, совершая злодеяния» (2/б).
В заключение хотелось бы отметить, что до тех пор, пока мусульманская умма будет разобщена, мир Ислама не гарантирован от той трагедии, которая имеет место в Афганистане, Ираке или Палестине.
Теймур Атаев,
Историк, политолог (Азербайджан)
Примечания:
1. Интервью р/ст «Свобода» от 22.04.2004 г.
2. Юсуф аль-Кардави
а/ Выступление в передаче «Шариат и жизнь» телеканала «Аль-Джазира» (30.07. 2006 г.)
б/ Фетва "Каков взгляд Ислама на насилие и агрессию?"
3. Итоговая резолюция Международного миротворческого форума «Ислам — религия мира и созидания» (Гудермес, Чечня, сентябрь 2007 г.)