RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

В борьбе за расширение влияния на Русь

26.11.2009 13:56

Продолжение – начало в статье «Русь между монголами и католической Европой»  

 

Со слов Л.Гумилева, христианская Европа разделилась пополам. Проимператорские силы и возникшая после завоевания Константинополя в 1204 г. крестоносцами, т.е. католическим Римом, Никейская империя (императоры ставшего оплотом православия образования продолжали считать себя настоящими правителями Византии) «искали союза с монголами; по. По их следу пошли Ярослав Всеволодович, великий князь Владимирский» и др. Возглавляемые Иннокентием IV силы, в т.ч. «южнорусские князья Даниил Галицкий и Михаил Черниговский, всеми силами старавшиеся создать антимонгольскую коалицию, но неудачно» (6).

 

На фоне этого, после того, как "и умиришася" (помирились) боровшиеся за княжение во Пскове стороны (на Руси), в 1242 г. "Ярославъ Всеволодичь позванъ цесаремь татарьскымь Батыемь, иде к нему въ Орду" (7). Получив у него утверждение на владимирское и киевское княжение. 1243 г. считается формальной датой создания Золотой Орды; с периода утверждения Батыем великого князя и инициирования им системы сбора дани с подчиненных монголам территорий Руси. Говоря другими словами, наступил период признания зависимости от правителей Монгольской империи и Золотой Орды всех русских князей.

 

В 1245 г., вследствие требования монгол "Дай Галич", Даниил "приехал к Батыю на Волгу, желая ему поклониться". "Жизнеописание" со скорбью констатирует: "Князь великий, владел с братом своим Русскою землей, Киевом и Владимиром, и Галичем, и иными краями, ныне сидит на колене и холопом называется! И дани хотят" (8). Признав сюзеренитет золотоордынского хана, Даниил развязал себе руки. Разгромив полки венгерских и польских феодалов, он восстановил единство Галицко-Волынского княжества. Но все же Орда Даниилу не доверяла. Тем более что разгорался период "вербовки" князей Руси папским Римом в лоно католической церкви. Так, в 1246 г. Иннокентий IV (посредством посла Плано де Карпини) предложил Даниилу царскую корону Руси в обмен на унию (признание главенства Папского престола, т.е. католизацию своих земель). Обещая союз против монгол. При этом послание констатировало запрет для "крестоносцев или иных монашеских орденов на занятых ваших землях" вмешиваться в какие-либо дела и "приобретать земельные владений без вашего на то благоволения" (9). Правда, Даниил положительный ответ не предоставил. 

 

В свою очередь, после смерти Ярослава, Батый намеревался передать великокняжеский ярлык на Владимир Александру Невскому: "Царь Батыи слышавъ его мужьство, и възлюби его паче всЂхъ князеи, и призва его к собе любовно, и первое и другое, и отпусти его с великою честью, здаривъ" (10). Но все оказалось не таким однозначным. Согласно завещанию Ярослава, владимирское княжество должно было закрепиться  за его другим сыном - Андреем, Александр же виделся князем новгородским и киевским. В рядах монгольских лидеров разногласий по этому поводу не было, но завещание отца оказалось реализованным. Другое дело, что Киев после монгольского разгрома уже не имел предшествующей значимости для князей, в связи с чем местом дислокации Александр выбрал Новгород.

 

Естественно, Рим не безмолвно наблюдал за этими телодвижениями. В послании Александру (начало 1248 г.) Иннокентий IV, сообщая о "смиренном и благочестивом" [отдании] себя послушанию Римской церкви, матери своей" отца князя, призывал его "повиноваться" папскому престолу. Аккуратно приоткрывая геополитическую канву (в форме просьбы): "Как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена" (11). Из "Жития Александра Невского" (XIII в.) известны его слова на этот счет: "От вас учения не примем" (12). Хотя, возможно, князь вел двойную игру. Т.к. в очередном послании (осень 1248 г.) предложение Александра "воздвигнуть" в Пскове "соборный храм для латинян" Иннокентий IV называет показателем "всяческого высказывания рвения" князя для приобщения "к единой главе Церкви". В связи с этим понтифик сообщил об испытании "чувства умиления" от "нежного заключения... в объятия наши" Александра, "избранного сына Церкви"" (13). Ситуация меняется с началом второй половины XIII в. В 1251 г. при помощи войск Золотой Орды к власти в Монгольской империи пришел союзник Батыя Мунке. Уже на следующий год отдавший приказ двинуть войска против сил Андрея. Который, что целесообразно иметь ввиду, в 1250 г. женился на дочери Даниила Галицкого, став союзником последнего. Андрей и его брат Ярослав оказались разбитыми. Первый бежал в Швецию, второй оказался в Пскове. Так, вожделенный Владимир перешел в управление Александра.

 

В 1253 г. однозначно положительно на очередное прокатолическое предложение Иннокентия IV ответил Даниил. "Прислал понтифик послов почетных, принесших венец, и скипетр, и корону, которые означают королевский сан: "Сыне, прими от нас венец королевский". Вслед за чем "Иннокентий предавал проклятью тех, что хулили веру греческую правоверную, и хотел собор собрать об истинной вере и о воссоединении церквей" (уния). Даниил "венец от Бога принял, от церкви святых апостолов", т.к. Рим обещал "помощь против поганых" (8). Но говорить о достижении князем полного политического успеха говорить не приходится.

 

Литовский фактор

 

Еще в 1251 г. первый Великий князь Литовский Миндовг принял католичество. В 1253 г. понтифик римский признал Великое княжество Литовское в качестве полноправного европейского государства под названием королевства Литвы. Миндовг был коронован как король страны и в договоре того же года с Ливонским орденом, не преминув подчеркнуть коронование " на владение всей Литвой и всеми землями" со стороны понтифика, отметил: "Наше подчинение и протекция апостольской церкви является порукой... с помощью которой" мы будем  усмирять "строптивых врагов государства нашего и врагов веры". При этом  констатировалась "необходимость помощи магистра и братьев-предиктов" (14) (формула религиозной оболочки для геополитических интересов являлась давно испытанным средством). Возможно, "литовским фактором" объясняется и неактивность Даниила по реальной католизации своих земель. Причем собственными силами он нанес несколько поражений монгольским войскам, в 1255 г. приблизившись к Киеву. Возможно, несанкционированная понтификом активизация Даниила несколько видоизменила планы Рима в отношении него. В 1255 г. новый обладатель престола Александр IV разрешил Миндовгу завоевать Галицко-Волынскую землю. Однако, Даниилово войско нанесло литовцам поражение под Луцком. Последовавший за тем мир скрепился династическим браком: сын Даниила - Шварн брал в жены дочь Миндовга. В политическом направлении другому потомку Даниила - Роману перепал Новогрудок (столица Великого княжества Литовского, объединявшая Гродно, Полоцк, Витебск, Друцк и Пинск, т. е. практически всю территорию нынешней Беларуси). Условием чего являлось признание последнего над собой власти Миндовга. Хотя Даниилом были ослаблены связи с папством, он  сохранил королевский титула для себя и право на него потомков. А в 1258 г., несмотря на наличие тесных родственных связей, галичане участвовали в походе монгол на Литву.

 

На этом фоне, взаимопонимание между князьями Руси и монголами шло по нарастающей. Причем особое расположение последние проявляли по отношению к православной церкви. С 1257 г. приходские священнослужители, включая окружавший их клир, посредством ханских жалованных грамот освобождались от даней и поборов. За оскорбление церковнослужителей предусматривалась смерть. А когда, спустя год, "приидоша Литва с полочаны къ Смоленьску и взяша Воищину на щитъ... осени приходиша Литва к Торжьку...взяша Татарове всю землю Литовьскую, а самых избиша" (15). Не случайно, параллельно отвоеванию в 1261 г. византийским императором Михаилом Палеологом Константинополя, в Сарае (город на Волге, недалеко от нынешней Астрахани, столица Золотой Орды) была учреждена епископская кафедра (внешне - посредством митрополита Киевского и всея Руси Кирилла III). Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах, включая период передвижения. При этом хан не противостоял обращать в христианство монгол. Спустя некоторое время в управление епископам Сарайским была передана епископия Переяславская. Как отмечал в этой связи советский историк Арсений Насонов, сарайский епископ выступал "как близкое ко двору, доверенное лицо хана", являясь лицом, имевшим поручения в качестве представителя русской епархии "непосредственно сноситься с Византией", выполняя "обязанности посредника между Царьградом и русской метрополией" (16).

 

Одержавший в 1260 г. победу над объединенными войсками Ливонского и Тевтонского орденов Миндовг отказался от короны и от христианства, вернувшись в язычество. Александр Невский принял его предложение о союзе. Согласно мирному договору 1262 г. Полоцк возвращался под его курацию. Тогда же новгородцы совместно с подошедшим из Суздальской земли подкреплением взяли Юрьев. С Ригой, Орденом, Любеком и Ганзой был заключен договор о свободной торговле. Тем самым, западные границы оказались Руси явно укреплялись. Миндовг же оказался перед фактом непрекращающегося внутреннего сопротивления феодалов, по всей видимости, инициированного извне. Вследствие чего он, попросив прощения у понтифика Урбана IV за предшествующий разрыв, официально возвратился в католическую веру. Но в 1263 г. был убит. В том же году смерть настигла и Александра Невского. На великое княжение вновь стал претендовать Андрей, еще в 1256 г. помирившийся с братом, а через него и с ханом (ему даже перепал Суздаль). Но хан Берке предпочел передать княжество Ярославу.

 

Складывающуюся в тот период ситуацию Л.Гумилев характеризует следующим образом. Называя союз князей Руси с монголами "военно-политическим", направленным  "против нажима с Запада" и намерений "превратить остатки древних русичей в крепостное сословие", ученый резюмирует: "Там, где князья просили помощи у татар, там выросла великая держава Россия. Там, где они согласились на подчинение Западу - в Галиции, например, -  превратились в крепостных мужиков и ни на что уже способны не были" (6). Но до этого этапа еще было время.

 

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

 

Начало. «Русь между монголами и католической Европой, а также некоторые мысли по поводу продвижения монгольских войск в Европу»

 

 

6. Лев Гумилев. Древняя Русь и Великая степь.

7. Новгородская первая летопись старшего извода.

8. Жизнеописание Даниила Галицкого (Галицкая летопись).

9. Послание князю Даниилу Галицкому.

10. Статьи рукописи Археографической комиссии, находящиеся перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи.

11. Послание Иннокентия IV князю Александру Ярославичу.

12. Житие Александра Невского.

13. Послание Иннокентия IV князю Александру Ярославичу.

14. Миндовг. Договор с Ливонским орденом.

15. Новгородская первая летопись младшего извода.

16. Цит. по: А.К.Гуц. Подлинная история Росси.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/10813/">ISLAMRF.RU: В борьбе за расширение влияния на Русь</a>