RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

О саморегуляции общества: религия и гражданственность

19.02.2010 18:06

Многие аналитики называют избрание нового патриарха в начале 2009 главным событием прошедшего года. Так или не так, а повлияло это событие на всю религиозную картину России хотя бы уже потому, что обновление элит происходит теперь не часто, и всегда вызывает повышенное внимание. Однако помимо досужих разговоров, есть и некоторые объективные обстоятельства окружающие нового духовного лидера Московской Патриархии.


Так, несомненно, что Московский Патриарх на сегодня представляется многим одним из наиболее авторитетных политиков России. Его предшественник на этом посту также был окружен ореолом народного уважения, хотя и с несколько другим вектором. Паства была склонна видеть в нем исключительно радетеля об абстрактной духовной жизни. Смена церковного руководства привела к изменению взглядов на конкретных лиц, но, пожалуй, совсем не изменила общей парадигмы мышления. Духовный лидер вынужден совмещать в себе более одной роли, поскольку представляет не только свои, и даже не только узкокорпоративные интересы, но надежды многих людей. При этом духовная составляющая всегда остается доминирующей и направляющей по отношении к политической. Тонкая взаимосвязь этих ипостасей в частности в том, что духовная жизнь формирует светскую и повседневную. Но народное сознание понятие вообще довольно консервативное и, по понятным причинам, более озабочено делами земными, если же к этому прибавить отнюдь не самые благополучные для многих граждан годы реформ, станет понятно, почему описанная выше дуалистичность с большим трудом находит немедленный отклик.

Тем не менее, планомерная смена элит происходит не номинально, и ведет к появлению новых центров влияния. Конечно, когда мы говорим о главе Русской Православной Церкви, необходимо делать поправку на уровень влияния, и все же сам по себе процесс свидетельствует о развитии всего российского дискуссионного поля. Вероятно, не все участники процесса с восторгом это развитие воспринимают. Нужно понимать, что любой даже намек на конкуренцию самым пагубным образом сказывается на группах или людях отказавшихся от обучения, развития, модернизации. Однако, курс на развитие взят высочайше, и вместе с ним проводятся попытки сделать общество более открытым для самого себя.

Кроме того, инициативы, вроде открытия общественных приемных политических и религиозных деятелей, общественных палат регионов и так далее, являются показательными еще и в смысле расширения каналов связи государства и общества. Здесь религиозные группы и церкви выполняют двойную роль – сами являясь обществом, они концентрируют и транслируют интересы общества, что также важно для политического поля.

Связь государства и общества производится различными способами. В ряде стран большинство населения вообще предпочитает держаться от политики подальше. Излишняя политизированность – это один из признаков незаконченности системы.

Примером же свободы общества может служить принятие ислама членом Швейцарской народной партии и крайне правым политиком Даниэлем Штрайхом. Он известен тем, что инициировал кампанию по запрету минаретов в Швейцарии. Сколь бы ни было парадоксально это происшествие, однако заметим, что если оно действительно имело место, то свидетельствует об исключительных гражданских правах и свободах. Новообращенный сам же попал под продавливавшиеся им ранее законы, о чем теперь сожалеет, но ведь он и не простой бюргер, а законодатель.

Здесь дело, собственно, не в том, что кто-то усомнился в благополучии Швейцарии. Для России это интересно на предмет того, как устроить механизм саморегуляции общества, так чтобы он не ломался, не давал сбоев и позволял избегать всяческих социальных, экономических и прочих политических потрясений. Недавние трудности, возникшие в межпартийных отношениях крупнейших российских партий, демонстрируют наличие хотя бы номинального стремления к построению такого механизма. А он, будучи реализован в полной степени, несомненно послужит нормализации всех областей общества, включая, да и начиная, с религиозных. До его конечной отладки еще далеко, но тенденцию можно охарактеризовать как положительную.


Петр ЧУПРИКОВ
Ученый секретарь НИИ им. Х. Фаизханова
кандидат исторических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/11703/">ISLAMRF.RU: О саморегуляции общества: религия и гражданственность</a>