RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

Уроки религии в школах приведут к появлению «четырёх Россий»?

05.04.2010 17:38

21 июля 2009 года в подмосковной резиденции Барвиха Президент РФ Д.А.Медведев объявил о начале эксперимента: в школах появится курс ДНК («Духовно-нравственная культура») с возможностью выбора конфессионального направления, в том числе Ислама, а в армии – штатные священники и имамы. Известно, что ранее мусульмане страны выступали против введения в школах предмета ОПК («Основы православной культуры»), но в Барвихе был найден консенсус.  

 

Как это произошло и к чему может привести? Этим вопросам была посвящена беседа культуролога Джанната Сергея Маркуса с кандидатом исторических наук, руководителем энциклопедического отдела Издательского дома «Медина» (Москва – Н.Новгород) Дамиром Зиннуровичем Хайретдиновым.

 

– Первое время у исламской общественности России было опасение, что внедрение курса ОПК в средние школы – это часть проекта однобокой клерикализации общества со стороны ведущей конфессии. Но сейчас, кажется, найден компромисс. Действительно ли это так?

 

–  Всё верно. Напомню: дискурс о введении предмета ОПК в школах, притом в качестве обязательного, вёлся на фоне других инициатив, которые оглашались в середине 2000-х годов от имени общественности и Русской Православной церкви Московского Патриархата – инициатив, которые назвать иначе как «клерикальными» при всём желании невозможно. Например, был озвучен «Сергиевский проект», согласно которому место нынешнего Парламента занимал бы Сенат, формируемый «…из представителей духовного сословия с решительным преобладанием представителей РПЦ МП». Согласно тому же проекту, избрание главы государства должно было определяться поддержкой Православной церкви.

 

Одновременно произошло массированное вбрасывание через СМИ проектов по введению в армии института православных капелланов. Естественно, последовала реакция со стороны мусульманской общественности, которая сделала вывод о готовящемся массовом крещении мусульманских детей и юношества. Все эти годы, как мы помним, велась довольно интенсивная и местами весьма неполиткорректная дискуссия о том, следует ли реализовывать эти планы, и если да, то как именно, чтобы учесть интересы разных конфессий.

 

Так что нынешнее решение о многомодульном предмете ДНК, безусловно, компромиссное – на фоне того тупика, в котором оказались многие участники этой ожесточённой дискуссии.

 

– Один из первых, поразивших многих наблюдателей, результатов: школьники Ставропольского края предпочли «Основам православной культуры» светскую этику и курс по мировым религиям. Означает ли это, что в целом большинство россиян склонно именно к нейтралитету в изучении истории религий?

 

– Я думаю, Ваша оценка верна. Однако хотел бы уточнить: я бы не стал делать подобный вывод относительно большинства этнических мусульман, то есть татар, башкир, казахов, чеченцев, аварцев, кабардинцев и т.д. – народов, традиционно исповедующих Ислам. По моим оценкам, среди них подавляющее большинство не относится к религии нейтрально, поскольку Ислам является неотъемлемой частью их образа жизни, их менталитета. Во многих случаях именно Ислам способствует сохранению национальной  идентичности этих народов, подвергающихся усиленной ассимиляции, особенно в городах.

 

– В связи с этим, спрошу: каков прогноз – что будут выбирать учащиеся в традиционно исламских регионах Российской Федерации? Вряд ли в Дагестане это будет что-то неисламское…

 

– Нам известны предварительные результаты выбора школьниками одного из модулей ДНК в Карачаево-Черкесии. Две трети учеников выбрали ОИК («Основы исламской культуры»), одна треть (местные русские) – ОПК. Что мы знаем об этой республике? Она многонациональна. Здесь, помимо карачаевцев с сильной религиозностью (у них был распространён суфизм, они подвергались депортации и т.д. – все эти факторы способствуют усилению роли религии в обществе), проживают также черкесы, абазины, ногайцы. У последних этносов религиозность заметно ниже. Тем не менее, сообщений о выборе альтернативных предметов не последовало: дети ВСЕХ этнических мусульман выбрали Ислам (я для краткости так назову этот курс).

 

Поэтому для таких республик, как Дагестан, Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария, прогноз однозначен: подавляющее большинство учеников в школах будут изучать Ислам. Предполагаю, что в Башкирии и Татарстане (когда там начнут изучать многомодульный предмет ДНК) мизерный процент школьников из числа этнических мусульман могут выбрать курс мировых религий, но всё же большинство опять же будет изучать Ислам.

 

Наконец, в Адыгее, Северной Осетии, Астраханской, Оренбургской областях и ряде других регионов от 1/3 до ¼ учеников – то есть все этнические мусульмане – также  выберут Ислам. 

 

– Итак, отныне дети, причём в очень чувствительном возрасте, начинают через государственную школу знакомиться с явлением религии как таковой и её моральными принципами, в частности. Это такой задел на будущее, которого ранее у наших детей (да и у нас с Вами, воспитанных в советских школах и ВУЗах) не было. Как примерно через 20 лет изменится этика в обществе, и в целом – религиозность населения?

 

– У нас будет, если можно так сказать, четыре разных России. Первая – в границах Московии: это нынешний ЦФО (без Москвы) плюс ряд областей по периметру. Здесь Православие господствует в мировоззрении русского населения с давних времён. Картина не изменилась и сегодня, как мы видим по Тамбовской и Смоленской областям: от 55 до 60% учеников выбрали ОПК.

 

«Вторая Россия» – это почти все остальные регионы с русским большинством. Это территории, которые были заселены русскими из Московии, начиная с 16 века и позднее (в виде исключения сюда относится также Москва). Здесь народ достаточно индифферентно относится к религии. Смотрим примеры. Калининград: 30% - ОПК, остальные – светская этика и мировые религии. Новосибирск: соответственно 18% и 75%. Свердловская область: 21% и почти 78%. И даже Ставрополь показал совсем не те результаты, которые ожидались церковными кругами. Без сильного давления на школу, учителей и родителей со стороны государства (с подсказки Церкви, разумеется) разрешить ситуацию в пользу ОПК здесь невозможно. Потому что «вторая Россия» - это совсем не Московия. Этот феномен подробно исследовался в ряде специальных работ, в частности – в книге С.Б. Филатова «Религия  и общество».

 

«Третья Россия» – это регионы с мусульманским и буддийским большинством или значительным меньшинством. Повторю сказанное ранее - относительно традиционно мусульманских регионов прогноз однозначен: подавляющее большинство учеников здесь будут изучать в школе Ислам. Через 5-6 лет они окончат школы, часть из них пойдёт в армию, где уже будут действовать армейские имамы. Таким образом, будет воспитано новое поколение, со знанием Ислама. Подобные процессы можно прогнозировать и для буддийских республик (Калмыкия, Бурятия, Тува).

 

Наконец, «четвёртая Россия» – это русское национальное меньшинство в регионах с мусульманским и буддийским большинством. Все дети из русской среды в этих регионах поголовно выберут ОПК. Это, опять-таки, известный феномен в этнологии, когда религия играет роль этнического идентификатора, способствует сохранению малой группы в инонациональной среде. Именно эти группы русского населения будут отличаться самой высокой религиозностью без примеси шовинизма (агрессивный национализм, увы, с раннего Средневековья является данностью Московии).

 

По этим причинам я бы не стал делать обобщённую статистику по религиозности населения во всей России: показатели по четырём региональным группам будут чрезвычайно отличаться друг от друга. И это – лишь самый первый прогнозируемый результат введения нового предмета в общеобразовательной школе, о котором и предупреждали в своё время мусульманские деятели.

 

 

Беседовал Джаннат Сергей МАРКУС

www.islamdag.ru


 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/12237/">ISLAMRF.RU: Уроки религии в школах приведут к появлению «четырёх Россий»?</a>