RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

Акт государственного терроризма

09.06.2010 11:43

31 мая израильский флот и спецназ в открытом море провели захват судов флотилии движения «Свободная Газа», в результате чего погибли и получили ранения десятки человек. Такой захват вновь поднял вопрос о законности израильской блокады Сектора Газа и перехватов Израилем кораблей, направляющихся туда.  

 

Захват «Флотилии свободы»

 

Движение «Свободная Газа» за последние годы уже восемь раз отправляла корабли с гуманитарной помощью в блокированную Газу. Но если первые Израиль еще пропускал, то во время и после израильской военной операции «Литой Свинец» пропускать их перестали.

 

В этот раз была собрана самая крупная флотилия – восемь кораблей направлялись в блокированный Сектор Газа, чтобы доставить туда более 10 тысяч тонн гуманитарных грузов. На кораблях находилось несколько сотен представителей правозащитных организаций, депутатов и общественных деятелей из десятков стран мира. С самого начала Израиль активно выступал против этого и заявлял, что не допустит прорыва, установленной им блокады Сектора Газа.

 

Суда «Флотилии свободы» шли под флагами Турции, Греции, Ирландии, Швеции, Коморских островов и США. Так как ирландский корабль «MV Rachel Corrie» отстал по дороге, а американский «Challenger II» остался из-за технических проблем на ремонте в порту Никосии, то к побережью Сектора Газа выдвинулись шесть кораблей. Самым крупным из них был пассажирский корабль «Mavi Marmara», на борту которого было большинство правозащитников и активистов, сопровождавших грузы. Когда суда оказались на расстоянии 120 миль (1 морская миля = 1852 метрам) от побережья Сектора Газа и в 40 милях от побережья Израиля, израильские катера начали требовать от них изменить их дальнейший маршрут и следовать в израильский порт Ашдод. После отказа выполнить эти требования, израильская сторона начала силовую операцию, причем это происходило в открытом море, значительно дальше 12-мильной зоны территориальных вод, установленной Конвенцией ООН по морскому праву. Тем самым Израиль нарушил одни из основных правил международного морского права – свободу судоходства в открытом море и исключительную юрисдикцию государства над судами своего флага. Военные одного государства в открытом море не могут задерживать чужие суда под флагом других государств, кроме случаев, когда они занимаются пиратством, работорговлей или несанкционированным вещанием, нарушающим международные правила.

 

В ходе этой силовой акции израильскому спецназу, высаживавшемуся с вертолетов и лодок, удалось быстро захватить небольшие корабли, но с «Mavi Marmara» это сделать оказалось не так просто. Часть экипажа и пассажиров этого корабля, пользуясь численным преимуществом, попытались не допустить вооруженного захвата корабля и дать отпор с помощью палок, кухонных ножей, отверток и т.п. импровизированных орудий, что можно было найти на корабле. Но против огнестрельного оружия это, конечно, не могло сильно помочь, и этот корабль тоже был захвачен. В результате схватки на корабле погибло от девяти до девятнадцати членов экипажа и пассажиров «Mavi Marmara», а еще несколько десятков были ранены. В свою очередь получили ранения и несколько спецназовцев.

 

Захват судов с гуманитарной помощью вызвал очень резкую и сильную отрицательную реакцию не только в арабских или мусульманских странах, но и по всему миру. В результате Израиль оказался под очень мощным давлением Евросоюза, России, Китая и многих других стран. Да и в США такая акция, вероятно, вызвала раздражение, ведь действующая американская администрация и так не очень довольна некоторыми действиями израильского правительства, особенно после объявления решения о строительстве нового еврейского поселения в Восточном Иерусалиме, прямо во время визита американского вице-президента Джо Байдена в Израиль. Конечно Соединенные Штаты все равно не оставят своего союзника без поддержки, но полностью прикрыть Израиль от критики и неприятностей и они уже не смогут.

 

Сейчас Израиль, используя все имеющиеся механизмы пропаганды, пытается хотя бы частично сгладить впечатление от атаки, но сделать это им непросто. Попытка представить атакующих спецназовцев жертвами нападения со стороны экипажа и пассажиров «Mavi Marmara» явно не выходит. На представленных израильской стороной видео и фотографиях видно, что огнестрельного оружия на борту кораблей так и не нашли и на корабле защищались подручными средствами. В этих условиях огнестрельное оружие израильских военных давало им полное преимущество над защитниками корабля.

 

В качестве легитимного обоснования захвата, проведенного в десятках миль за пределами своих территориальных вод, Израиль пытается ссылаться на нормы и правила, применяемые в случае морской блокады во время войн. Но, оставляя в стороне то, что и по ним эта военная операция Израиля выглядит достаточно спорной, нужно задаться вопросом, а с кем с правовой точки зрения воюет Израиль и насколько легитимна сама блокада Сектора Газа?

 

Незаконность блокады Сектора Газа и захвата кораблей с гуманитарной помощью

 

Израиль ввел блокаду в 2007 году, после того как в Газе у власти удержалось законно избранное правительство Исламского движения сопротивления (ХАМАС), которое смогло победить в Секторе Газа своих основных политических конкурентов из Палестинской Национальной Администрации (ПНА) – Движение за национальное сопротивление Палестины (ФАТХ).

 

Экономическая блокада, фактически, противоречит международно-правовым нормам и ведет к ухудшению гуманитарной ситуации внутри блокированной территории. Если часть необходимых товаров еще проходит в составе гуманитарной помощи через территорию Израиля и Египта, то, например, многие строительные материалы и другие товары полностью запрещены к ввозу в блокированный Сектор Газа. В результате там получают менее трети от объема товаров, ввозимых туда до введения блокады. Как подчеркнул недавно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун блокада «контрпродуктивна, неприемлема и вредна».

 

Незаконность и международная критика блокады связаны с неопределенным юридическим статусом этой территории и с использованием фактически коллективного наказания, не разделяющего гражданское население от комбатантов. Ну а согласно резолюции 446 Совета Безопасности ООН от 1979 года на оккупированные Израилем в 1967 году территории распространяется и действие четвертой Женевской конвенции, которая в том числе защищает права мирного населения на оккупированных землях и запрещает коллективные наказания. Эта конвенция также требует от оккупирующей стороны обеспечения прав населения на снабжение продовольствием, медицинское обслуживание и т.п. А ст. 59 указывает: «если снабжение всего населения оккупированной территории или части его недостаточно, оккупирующая держава должна согласиться на мероприятия по оказанию помощи данному населению и должна способствовать осуществлению этих мероприятий всеми имеющимися в ее распоряжении способами».

 

И хотя в 2005 году Израиль вывел свои войска из Сектора Газа, он по-прежнему осуществляет контроль над воздушным пространством и морскими границами этой территории и (вместе с Египтом) над сухопутными границами, а время от времени еще и осуществляет на этой территории военные операции и рейды. В резолюциях же Совета Безопасности ООН, таких как, например резолюция 1860, прямо указывается, что Сектор Газа является «неотъемлемой частью территории, оккупированной в 1967 году, и станет частью Палестинского государства». Несмотря на то, что территория Палестинской Национальной Администрации (ПНА) сейчас управляется в Секторе Газа правительством ХАМАС, а на Западном берегу реки Иордан – администрацией ФАТХ, эти территории продолжают оставаться единым правовым субъектом. Да и сама ПНА имеет только отдельные признаки государственности и независимое Палестинское государство до сих пор не создано, а на большей части территорий, отданных под него резолюциями Совета Безопасности ООН, продолжают оставаться израильские оккупационные войска.

 

То есть, как можно видеть, Сектор Газа не является отдельным субъектом международного права, и Израиль не может применять в данном случае правила ведения морской блокады, предназначенные на случай вооруженных конфликтов между государствами. Однако, и в состав самого Израиля Сектор Газа не входит. Да и даже если бы входил, в случае гражданских войн морская блокада не может выходить за пределы территориальных вод. Поэтому хоть Израиль в качестве обоснования военных операций и блокады, и объявил Сектор Газа непонятной «враждебной территорией», многие международные и гуманитарные организации и страны продолжают считать его оккупированной территорией.

 

Все это делает блокаду Сектора Газа и препятствования доставкам гуманитарных грузов туда, противоречащими международному праву, тем более, учитывая тот факт, что уже упомянутая выше резолюция 1860 Совета Безопасности ООН «требует обеспечить беспрепятственную доставку и распределение на всей территории Газы гуманитарной помощи». Таким образом, израильская атака на «Флотилию свободы» может считаться враждебным актом по отношению к государствам, под чьими флагами плыли суда с гуманитарной помощью и чьи граждане пострадали при захвате. В свою очередь действия экипажа и пассажиров «Mavi Marmara» можно считать законной попыткой дать отпор захватчикам, атаковавшим корабль в открытом море.

 

Именно эту или похожую позицию уже поддержали многие известные дипломаты и специалисты по международному и морскому праву из разных стран мира. Так, профессор международного права американского Северо-Западного университета Э. Д’Амато прямо указывает, что военные законы неприменимы к конфликту Израиля с движением ХАМАС, так как последнее не является государством. По мнению бывшего британского посла и ректора университета Д. Мюррея атака Израиля на судно под иностранным флагом в международных водах является актом «незаконных военных действий». По словам профессора международного права Р. Фалька, являющегося докладчиком ООН по вопросу о положении в области прав человека на оккупированных палестинских территориях: «Израиль виновен в недопустимом поведении, так как использовал смертоносное оружие против невооруженных гражданских лиц, находящихся на судах в открытом море, где в соответствии с морским правом действует свобода судоходства». Таким образом, действия Израиля могут расцениваться, как самый настоящий акт терроризма.

 

По материалам «Империи»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/13001/">ISLAMRF.RU: Акт государственного терроризма</a>