RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Что стоит за цифрами статистики?

05.05.2012 15:56

Приступая к изучению ситуации  любого региона, всегда начинаешь со статистики. При всех прочих моментах именно количественные показатели дают определенную картину происходящего, а их изменения иллюстрируют динамику процессов в обществе. Мусульманское сообщество отнюдь не является исключением из правил. 

 

Еще более показательным, нежели чем сама по себе статистика, представляется изучение динамики процессов, в том числе сравнение «раньше и теперь». Понятно, что выбор временных точек должен быть адекватным, у меня, например, в школьном возрасте всегда вызывало смех сравнение с 1913 годом, характерное для советского времени. Известно, что между двумя точками на графике пролегает не только отрезок, их соединяющий, но также здесь виден вектор движения, показывающий, как же развивается тот или иной сегмент общества.   

 

Пожалуй, самыми динамичными представляются этносоциальные процессы, происходящие в мегаполисах, по крайней мере, именно такое они производят впечатление. Считается, что, в свою очередь, в мегаполисах сосредоточена политическая активность масс, по крайней мере, все памятные тунисские и египетские революции происходили в них.

 

Так что же дает нам статистика мусульманских общин в российских мегаполисах?

 

Одним из самых важных количественных показателей при описании  состояния является количество принимающих участие в праздничных богослужениях. Причем именно богослужениях, а никак не иных праздничных мероприятиях (детские утренники, им посвященные, народные гуляния, и т.п.), потому что все остальные говорят скорее о тех или иных традициях празднования и о ресурсных возможностях организаторов (помещения, финансы, административный ресурс). Кроме того, есть реальная возможность сравнить состояние религиозных общин разных конфессий – подобные праздничные богослужения имеются и в исламе (праздничные намазы в Ураза-байрам и Курбан-байрам), и в христианстве (Пасха и Рождество). Между прочим, РПЦ использует именно «праздничную статистику» для оценки численности религиозного актива верующих, и в принципе, с этим можно согласиться.

 

Конечно, и в «праздничной статистике» есть свои минусы – часть принимающих в этих мероприятиях людей не поддерживает каждодневную религиозную практику (пятикратный намаз, ураза в рамазане, отказ от харама, платок у женщины – это наш мусульманский вариант, у других конфессий свои моменты, хотя опять же многое сводится к молитве, посту, внешнему виду, ограничениям в поведении и пище). Понятно, что в праздничной статистике появляются и в какой-то степени случайные люди, пришедшие исключительно из любопытства, но, тем не менее, это достаточно значимый показатель. Тем более, что с учетом других данных (количество постящихся, молящихся) проблем гораздо больше.

 

Так как же обстоят дела с праздничной статистикой у мусульман в российских мегаполисах? И каково сравнение с другими конфессиями? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что на протяжении ряда лет мы наблюдаем неуклонный рост этого показателя. У мусульман на Курбан-байрам 2011 года (ноябрь 2011) года в Москве количество пришедших на праздничный намаз составило 170 тысяч человек (данные ГУВД Москвы, http://www.newsland.ru/news/detail/id/817279/). Учет велся в 4 постоянно действующих мечетях и на территории вокруг них (собственно, там в основном народ и разместился), а также 2 выделенных помещениях в парках: Сокольниках (2,5 тыс чел. по оценке милиции) и Битцевском (менее 1 тыс чел.). Кроме того, праздничный намаз проводился в различных этномечетях (рынки, бизнес-центры, съемные помещения) и мусаллях, причем в статистику они не попали. Часть совершающих праздничный намаз, как обычно, выехала в ближайшее Подмосковье (автор сам на протяжении ряда лет выезжал в Балашиху или Щелково). Кроме того, у столичных мусульман существует традиция выезжать на праздники в места проживания предков (татарские аулы в Волго-Уральском регионе, и др.). Все эти моменты в статистику не попали, но учесть их количественно крайне тяжело, поэтому лучше просто запомнить, что они есть.

 

Для сравнения можно учесть тот факт, что в пасхальных службах принимали участие, по оценкам того же ГУВД Москвы, 186 тыс. чел. (http://petrovka38.ru/news/38499/). На первый взгляд, цифры вполне сравнимые. Единственный момент состоит  том, что они не учитывают гендерный фактор, а он явно присутствует. Дело в том, что, если среди соблюдающих мусульман в Москве присутствуют как мужчины, так и женщины (точная гендерная статистика не ведется, но соотношение примерно близкое, если не равное), то в праздничной статистике присутствуют только мужчины! Причин тому несколько, и главная состоит даже не в религиозных установках или этнических традициях (адатах), а в той же нехватке мечетей. В праздничных намазах в Москве, по крайней мере, в статистике ГУВД Москвы, женская составляющая отсутствует. То есть по сути необходимо подсчитанные  170 тысяч (повторяю, мы не учитываем молившихся в мусаллях, выехавших на намаз в область или на несколько дней в Нижегородскую, Пензенскую область или Татарстан) мусульман фактически удваивать. Причем делаем мы это на вполне законных основаниях, подразумевая, что женщин в столичной умме примерно столько же, сколько и мужчин. Наконец, сравнивая цифры, стоит учесть и тот факт, что в подсчитанных ГУВД Москвы православных присутствовали как мужчины, так и женщины.

 

Более того, сравнимые количественные характеристики также выдают и статистика массовых митингов в преддверии парламентских и президентских выборов. Самым массовым из них, как известно, был митинг сторонников В.В.Путина под лозунгом «Нам есть, что терять» на Поклонной горе, в котором приняло участие 110 тысяч человек. Причем количество пришедших на него всего в два раза превосходит как 65 тысяч пришедших на месяц раньше на Ураза-байрам к мечети на Проспекте Мира (http://ria.ru/moscow/20110830/427052355.html), и в полтора раза 80 тысячам принявших участие в праздничном намазе в той же Соборной мечети. Погодные условия последних были вполне сравнимы. Количество же принявших участие в любом из «болотных» митингов (в самом массовом из них около 50 тысяч человек) уступает аналогичному показателю праздничной мусульманской статистики.

 

Таким образом мы еще раз приходим к выводу о фактической утере исламом своего периферийного статуса в России, а также о справедливости утверждения В.Чаплина о том, что «Похоже, у нас есть только три реальных "партии" - православных, мусульман и неверующих. И именно они будут определять будущее российской политики». В самом деле, по большинству характеристик, в том числе количественных, ислам в России давно перестал быть религией национальных окраин (если не коробит термин – «варварской периферии[1]»), как это происходило на протяжении нескольких последних веков. Причем ислам явно выходит в России в число мобилизующих факторов, сравнимых по степени влияния с такими, как христианство или светская идеология. И речь здесь идет не только о таких регионах как Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан или север Тюменской области, а о российской столице.

 

Ахмад Макаров, руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами ДУМЕР



[1] Вообще термин вполне научный и политкорректный. В конце концов, многие современные государства или их прототипы некогда были чьей-то варварской периферией: Неджд – Османской империи, Италика – греческой культуры, а русские княжества – Улуса Джучи

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/21946/">ISLAMRF.RU: Что стоит за цифрами статистики?</a>