RSS | PDA | Архив   Суббота 2 Июль 2022 | 1433 х.
 

Сумеем ли мы объединиться?

20.07.2012 11:58

Произошедшее 19 июля покушение на муфтия - председателя ДУМ Татарстана Ильдуса Файзова и заведующего учебным отделом Духовного управления мусульман (долгие годы заместителя муфтия) Валилуллы Якупова является событием историческим для мусульман-татар.

 

У каждого народа есть своя культура разрешения конфликтов. Особенностью татар является  любовь к переговорам, иногда искренним, иногда не очень, угрозы проговариваются, но дело кончается соглашением. Классическим вариантом здесь является судьба Договора между органами власти России и Татарстана, который намечался с 1990г. был заключен в 1994г., отменен в начале 2000-х гг., чтобы воскреснуть в сильно смягченном варианте в 2006г. Примерно по тому же сценарию прошел и объединительный съезд мусульман Татарстана в 1998г., где свою интегрирующую сыграла власть, а покойный Валиулла-хазрат был одним из основных игроков. Именно этот съезд вознес Гусман-хазрата  Исхакова на пост муфтия   теперь уже единого Духовного управления мусульман Татарстана вплоть до начала 2011г.

 

Именно тогда на съезде 1998 г. В Якупов стал   первым заместителя муфтия, председателем вакуфов ДУМ РТ. Он сыграл ключевую роль в ликвидации ДУМ Татарстана в составе ЦДУМР (Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ). Так окончательная процедура образования ДУМ РТ состоялась на Пленуме ДУМ РТ 18 марта 1998 г., где был утверждён соответствующий передаточный акт и подписан от ДУМ Т  - заместителем муфтия В.Якуповым, от ДУМ РТ – первым заместителем муфтия Г.Исхаковым, а от новообразованного ДУМ РТ  - им же, но уже муфтием Г.Исхаковым. (1)

 

В. Якупов был переизбран  на этот пост на съезде 2002г. и   по 2008 гг. – оставался первым заместителем председателя ДУМ РТ, председатель вакуфов. Он утратил свой пост в  апреле 2008 г. на пленуме ДУМ РТ в связи со своим призывом сжигать «неправильную», то есть входящую в Федеральный список запрещенных материалов исламскую литературу (2). Тем не менее, вплоть до 5-го съезда ДУМ РТ 2011 г.  В. Якупов был заместителем председателя ДУМ РТ по связям с госорганами. Только в 2011 г. с приходом И. Файзова на пост муфтия РТ В. Якупов становится начальником отдела образования ДУМ РТ.

 

Можно многое говорить о деятельности покойного особенно в начале 1990-х гг., когда возглавляемый им Исламский центр «Иман»  был достаточно близок к национальному движению и про контакты со странами  Аравийского полуострова в те же годы… Но главное, что все 13 лет нахождения Г. Исхакова на посту муфтия ДУМ РТ В. Якупов был ближайшим к нему человеком.   

 

Наши отношения с покойным были не идеальными, но при последней встрече в ходе круглого стола в Казанском университете 30 июня Валиулла-хазрат поблагодарил за теплые слова в свой адрес. Это я запомню навсегда…

 

Уже более 10 лет назад я прямо писал, что «заигрывания с Исламом», терпимость ДУМ РТ в отношении ваххабитов, непонимание опасности роста роли Ислама как политического фактора в Татарстане является большой ошибкой (3). Тогда в Казани я столкнулся со смесью пренебрежения к проблеме и желанием просто замолчать ее. В Казани были тогда однозначно популярны идеи национал-коммунизма, сформулированные М. Султан-Галиевым. Исламскому фактору отводилась чисто служебная роль.

 

Существует жестокая историческая закономерность, что теракты в Казани произошли через неделю после 120-ти летнего юбилея М. Султан-Галиева, чье «величие»  до сих пор любят поднимать на щит в Казани. Необходимо понять: не светские, а именно религиозные идеи превратились в важнейший механизм мобилизации татарского общества. Этот процесс глубоко закономерен и исторически обусловлен. Татарское общество рождало и будет рождать идеи, и стремиться к их реализации именно в рамках исламской составляющей. Весь вопрос: насколько эти идеи будут открыто обсуждаться, чтобы во имя дискуссии победили идеи умеренных, как это было практически всегда в истории татар, как это было в начале 1990-х гг.  Или дискуссии идут в подполье, как произошло особенно в последний год. Здравые  меры И. Файзова по деваххабизации вводились сверху без обсуждения и без консультаций. Казалось, что прогнозам Р. Сулейманова и Я. Амелиной о кавказизации Татарстана в ДУМ РТ готовы верить. Но любая идея имеет тенденцию овеществляться. Если ищешь ведьм, врагов и террористов, то кто-то займет эту нишу. Так было сотни раз: классическим примером здесь является 1937-й год. Следствием поиска врагов будет радикализация, как это произошло на Северном Кавказе.  Сегодня точка невозврата еще не пройдена, но боюсь, что, если общество Татарстана  не сплотится, то до нее осталось недалеко… Террористы должны  быть найдены и наказаны, но нашей общей главной целью является сохранение гражданского мира в Татарстане…                  

 

1. См. Якупов В. «Устав»ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана – важный источник в изучении новейшей истории мусульманского сообщества Татарстана. К., 2006.

2. Ирина Бегимбетова, Любовь Шебалова. Цена сравнения. Коммерсантъ - Волга-Урал. Казань. 18.04.2008

3. Хабутдинов А. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. — 2000. — N 2 (9); Его же. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом // Конфликт — Диалог — Сотрудничество. — 2000. — Бюллетень .№° 2; Его же. Сравнение российской и иностранной традиций среди мусульман Татарстана // Конфликт—Диалог—Сотрудничество.—2000.— Бюллетень № 3;

 

 

 

Айдар Хабутдинов

доктор исторических наук

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/23055/">ISLAMRF.RU: Сумеем ли мы объединиться?</a>