Трещина между западным и исламским мирами становится глубже - В.Попов
19.06.2013 11:17
Директор Центра партнёрства цивилизаций Вениамин Попов считает, что май 2013 года «стал своего рода вехой в цивилизационном разломе, который пролег между Западом и исламским Востоком». Подробнее — в его экспертном комментарии. Дается с сокращениями - IslamRF.Ru.
Происшедший в последние два года на волне арабских революций подъем политического ислама, приход исламских партий к рычагам власти в Египте, Тунисе и Марокко, активизация этих сил в других арабских государствах создают дополнительную напряженность в отношениях между развитыми державами Европы и странами северо-африканского побережья.
Многие действия Запада, например, натовские бомбардировки Ливии, фактически способствуют (хотят того или нет их инициаторы) усилению экстремистских элементов в исламских течениях. Это проявилось не только в дестабилизации ситуации в Ливии, но и в убийстве там посла США и еще нескольких американских дипломатов. Прямым следствием военного вмешательства Англии и Франции стал раскол Мали, где также появился новый очаг радикального ислама. Ситуация в стране далека от урегулирования и вызывает глубокую тревогу местного населения, особенно в связи с предстоящим выводом основной части контингента французских войск с малийской территории. Следствием действий группы перекочевавших из Ливии экстремистов, как заявил президент Нигера, стали события 23 мая 2013 года в его стране, в результате которых погибли нескольких десятков человек, не говоря уже о том, что была приостановлена работа на важнейшем для страны заводе по производству урана.
Таким образом, зажженный в Ливии фитиль насилия перемещается вглубь Африки, создавая там опасные очаги напряженности. Ареал действий экстремистов расширяется, он уже охватил не только Сомали, но и Нигерию — крупнейшую по численности державу континента.
Некоторые эксперты считают, что, несмотря на то, что Усама Бен Ладен был убит американцами, нынешние лидеры «Аль-Каиды» сумели перестроить ее структуры и отделения, расширив сферу деятельности, в результате чего организация переживает второе рождение. Об этом, в частности, свидетельствует активность «Аль-Каиды» в Йемене и Ираке, а также в северо-африканском регионе. Несколько недель тому назад филиалом«Аль-Каиды» объявила себя сирийская экстремистская организация «Джабга ан-Нусра», та самая, которая составляет костяк вооруженных сил так называемой «сирийской оппозиции».
К сожалению, постоянные призывы многих известных политических деятелей и ведущих общественных организаций разных стран прекратить поддержку вооруженных экстремистов в Сирии и в других районах, ибо это неминуемо приведет к трагическим последствиям для самих западных стран, пока остаются без ответа. Более того, английские и французские власти настаивают на том, чтобы вооружать сирийскую оппозицию, словно не осознавая, что тем самым намеренно способствуют созданию нового центра террористической деятельности и в этом районе земного шара.
Если власти не сумеют переломить ситуацию и продолжат политику разделения общества на своих и чужих, натравливая население на мусульман, пытаясь свалить на них все беды и недостатки общества и своей политики, то ситуация может привести к весьма печальным последствиям.
Пространные рассуждения о толерантности и диалоге культур звучат диссонансом с реальной политикой силовых приёмов. Это противоречие еще больше усиливает разлад в обществах и создает новые серьезные проблемы.