RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Июль 2024 | 1433 х.
 

Когда развяжется «кавказский узел»?

24.09.2008 17:14

Азербайджану предстоит трудный выбор

Вокруг Нагорного Карабаха

18 сентября на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по международным делам министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал важное заявление в аспекте решения территориальных конфликтов на пространстве СНГ, подчеркнув планы "активного содействия" России в их мирном разрешении. Глава внешнеполитического ведомства отметил, что Москва намеревается "ответственно реализовывать свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве. Это в полной мере относится к Приднестровью и Нагорному Карабаху – везде свои особенности, свои форматы и механизмы посредничества. Но югоосетинский кризис не создает для них никакого прецедента" (1).

Говоря другими словами, в преломление к Азербайджану данное высказывание можно воспринимать как признание территориальной целостности страны, т.к. министр особо отметил фактор "международного права, положения всех принципов устава ООН" при содействии "мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ". Правда, сделав знаковое уточнение: "Никто из тех, кто занимается Нагорным Карабахом и приднестровским урегулированием, не планирует... бомбить мирных граждан и миротворцев. Там нет никого, кто хотел бы обеспечить территориальную целостность путем массового убийства людей, которых ты считаешь своими гражданами, жителями своей собственной страны". Коротко и ясно. Обеспечение территориальной целостности, но путем мирных переговоров.

В контексте вышеизложенного целесообразно отметить неспонтанность данной позиции, т.к. ее озвучивание произошло после встречи президентов России и Азербайджана - Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева. Хотя информация о переговорах на высшем уровне не особо просочилась в прессу, аналитики не могли не обратить внимания на следующее высказывание лидера России: "Российско-азербайджанское взаимодействие по всем вопросам – один из ключевых факторов для обеспечения безопасности и стабильности в регионе" (2).

Нельзя также не учитывать, что высказался в этом смысле Д.Медведев на заключительном этапе предвыборной борьбы в Азербайджане. Иными словами, позиция Москвы свидетельствует и о поддержке российским лидером азербайджанских властей, и о понимании особой роли Баку в регионе, на что указывают и высказывания С.Лаврова: "Серьезные изменения уже происходят в мировой политике, поскольку произошедшее на Кавказе вследствие грузинской агрессии очень серьезно изменило понимание подавляющим большинством стран необходимости менять что-то в мироустройстве. Это мироустройство уже не может быть однополярным, и полицентричный мир будет объективно укрепляться. Россия, разумеется, будет следовать этой тенденции" (3).

В этом контексте роль Азербайджана приобретает действительно особое значение не только как богатого природными ресурсами государства, но и в качестве транзитной страны.

Не случайно вслед за данными разъяснениями международной позиции России свое видение складывающейся ситуации представила американская сторона (в направлении Южного Кавказа). Так, уже 19 сентября госсекретарь США Кондолиза Райс в своем выступлении в Германском Фонде Маршалла подчеркнула: “Мы работаем над решением региональных споров, как, к примеру, нагорно-карабахский конфликт, и с нашими партнерами и друзьями, такими как Турция, создаем основу для сотрудничества на Кавказе. Мы не позволим России воспрепятствовать будущему Евроатлантического сообщества” (4). А вслед за призывом программного директора Института Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса: "Если Америка и Европа не хотят терять такой важный коридор, как Азербайджан, то они должны перейти к решительным действиям. Главное - помочь ему в карабахском урегулировании и дать твердые гарантии его безопасности" (5),
сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Метью Брайза, отметив намерение Вашингтона "помочь" Армении и Азербайджану "прийти к соглашению", добавил: "Это решение должно начаться с нашей поддержки территориальной целостности, и затем включать другие опыты международного права... Мои руководители никогда не уделяли столько внимания урегулированию нагорно-карабахского конфликта" (6).

Таким образом, на финишном этапе президентской гонки в Азербайджане вокруг страны начался очередной этап геополитической игры.

Вокруг "Платформы Анкары"

Естественно, что не может не быть затронута в южно-кавказском направлении и Анкара, в одночасье уловившая геоизменения в регионе и выступившая с инициативой т.н. "Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе" (которую Россия однозначно приветствовала). Тонкость тут в том, что первоначально проходила информация о наличии в составе государств "Платформы" США, однако позже название этой страны исчезло. Безусловно, реализация турецкого плана не удовлетворяет Вашингтон, который намерен ослабить движение к "Платформе" посредством официального Тбилиси. Что усматривается из оценки предложения Анкары М.Брайзой: «Любые действия, которые делаются для установления мира в регионе, поощряются. Для США и Азербайджана Турция друг и союзник. Если Турция хочет укрепить мир в регионе, это хорошо. Некоторые страны региона спрашивают, почему США и Европа не участвуют в этой платформе, а Россия и Турция участвуют. И Грузия заявляет, что не может участвовать в проекте, в котором также участвует Россия, нарушившая ее территориальную целостность". Комментарии излишни. А с учетом оглашения Тегераном своей позиции о расширении формата "Платформы" путем включения в "список" и Ирана, ситуация вокруг предложения Анкары может несколько застопориться.

В данном аспекте немаловажное значение приобретает и фактор фактического торможения в работе Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху: "МГ существует, но ожидать от нее после событий в Грузии прежней активности было бы нереально... Что касается исполнения сопредседателями МГ своей деятельности в нормальном формате, это - дело, которое возможно только после выполнения Россией взятых на себя обязательств" (М.Брайза, (7) (подразумевается "план Медведева-Саркози").

Однако, заявление С.Корнелла о том, что предложенная Анкарой "Платформа" "не сможет заменить Минскую группу ОБСЕ в урегулировании нагорно-карабахского конфликта" (8), подтверждает отрицательное отношение Вашингтона к турецкой инициативе.

Вместе с тем, активизация роли Турции в южно-кавказском направлении не сможет иметь продолжения без развития армяно-турецких взаимоотношений. Так вот среди мировых держав начинается гонка и за лидерство в урегулировании данного "холодного" противостояния. Первым потеплением можно назвать присутствие турецкого президента Абдуллы Гюля (по приглашению армянского коллеги Сержа Саркисяна) на футбольном матче в Ереване между сборными двух стран. А в рамках предстоящей 63-ей сессии Генассамблеи ООН запланирована как двусторонняя встреча между руководителями внешнеполитических ведомств Турции и Армении, так и ее продолжение с подключением мининдела Азербайджана. Повестку переговоров определить несложно.
 
В этой связи привлекает внимание, что Запад, осознавая активизацию Москвы на Южном Кавказе, предпринимает меры противопоставить Турцию России (в регионе). Так, выступая в Торонто на слушаниях «ОБСЕ в открытом мире» спецпредставитель Парламентской Ассамблеи (ПА) ОБСЕ по Грузии и Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер, призвав южно-кавказские страны к "активному участию в переговорах по мирному урегулированию конфликтов на Кавказе", заявил о целесообразности «участия Турции в переговорах по урегулированию конфликтов на Кавказе»(9). Однако, секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян чуть ранее уже высказался по этому поводу, заявив, что "Анкара никогда не сможет стать посредником в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Тем более, что речь об этом и не шла. Президент Турции Абдулла Гюль просто выразил желание содействовать карабахскому процессу, а содействие и посредничество – разные вещи" (10).

Как бы то ни было, но Запад стал неожиданно придавать Анкаре особую роль не просто на Южном Кавказе, но и в Европе, отмечая и возможности этой страны на Ближнем Востоке, что усматривается из сказанного комиссаром ЕС по расширению Олли Реном: "Кризис в Грузии повысил стратегическую важность Турции в Кавказском регионе для Евросоюза... Турецкая дипломатия помогает решать политические проблемы и налаживает новые связи между Сирией и Европой... Помогает налаживанию отношений между Израилем и Палестиной... Говоря другими словами, все, что произошло за последние недели, повысило значимость Турции для Европы" (11). Не более и не менее! Но с одной поправкой на реальную ситуацию: "цивилизованная Европа» до сих пор сопротивляется вхождению мусульманской Турции в "элитный клуб" под названием ЕС.

Заключение

Подведем итоги. Геополитическая борьба между мировыми державами не только за контроль Апшеронских природных богатств, но и за маршруты энергоресурсов перешла на новый этап. Учтем т то, что центральноазиатские газ и нефть также могут попадать в Европу через Каспий. И пока «суд да дело», азербайджанская Госнефтекомпания (ГНКАР) ведет переговоры с российской стороной на предмет доведения прокачки нефти по трубопроводу «Баку-Новороссийск» до проектной мощности 5 млн. тонн в год, не сбрасывая со счетов и восстановление трубопровода «Баку-Супса». 
Будем надеяться, что сбалансированная позиция азербайджанских властей позволит стране избежать катаклизмов.

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по международным делам, Москва, 18 сентября 2008 года
2. Заявления для прессы по итогам переговоров с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым
3. Стенограмма ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Председателем Комитета по международным делам Совета Федерации М.В.Маргеловым, Москва, 18 сентября 2008 года
4. Райс: «США вместе с Турцией создают основу для сотрудничества на Кавказе»
5. Сванте Корнелл: «Азербайджан сделал в регионе для Запада все, что мог, сейчас - слово за Западом»
6. Метью Брайза: «США никогда не уделяли столько внимания урегулированию нагорно-карабахского конфликта»
7. «Работа МГ ОБСЕ зависит от выполнения плана «Медведев-Саркози» - Брайза
8. «Платформа безопасности» Турции не заменит Минскую группу ОБСЕ
9. Горан Ленмаркер: «Было бы целесообразным участие Турции в переговорах по урегулированию конфликтов на Кавказе»
10. Совбез РА: «Турция не хочет быть посредником в карабахском вопросе, она просто хочет помочь»
11. Кризис в Грузии повысил стратегическую важность Турции на Кавказе

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/4725/">ISLAMRF.RU: Когда развяжется «кавказский узел»?</a>