Турецко-российское сближение и его последствия
12.03.2009 14:32Сближение между Турцией и Россией должно укрепить мир и стабильность, способствуя разрешению существующих экономических проблем.
Откладывая в сторону прошлые политические разногласия, Турция и Россия рассматривают сегодняшнее сближение между странами как способ налаживания социальных, политических и торговых связей, увеличения перспектив в осуществлении региональных энергетических проектов, широкого стабилизирующего эффекта, особенно в вопросах, касающихся их границ. Тем не менее, данные позитивные политические шаги могут быть рассмотрены некоторыми как перемещение Турции с запада на восток или как свидетельство неминуемого возвышения Турции в качестве «региональной сверхдержавы».
Русские и турки жили бок о бок в течение веков. Как нации, государства и народы они взаимодействовали друг с другом еще до того, как многие современные нации-государства укоренились в Европе. Отношения между турками и русскими были занесены на страницы истории задолго до того, как была открыта, колонизирована и поделена на современные штаты Америка. Так кому, как ни этим двум старым соседям нужно было после распада СССР и появления независимых государств в Центральной Азии стремиться к диалогу и сотрудничеству? Географическая близость и общее этнокультурное происхождение обеспечивают обеим странам основу для выработки более тесных связей с центрально-азиатскими республиками. Россия и Турция сохраняют прочные этнические, языковые и культурные связи с этим регионом. Население стран Центральной Азии, так же как и в Турции, в большинстве своем представлено мусульманами-суннитами. Во всех тюрко-язычных странах одни и те же предки, герои литературы и науки. Тюрок объединяет их культура и стремление к образовательным обменам между тюркоязычными нациями. В регионе слушают турецкую музыку и смотрят турецкое телевидение, Турция привлекает многих артистов, музыкантов, квалифицированных работников и туристов как из России, так и из Центральной Азии.
Отношения Турции с регионом были ухудшены в конце 1990-х. Тогда была введено понятие «старшего брата» - очевидная модель для новых независимых республик, которая должна была способствовать развитию демократии, следованию новых республик светской модели национального развития и избеганию пантюркистских идей. Кроме того, страны Центральной Азии выступали за турецкого старшего брата не менее, чем за российского. Так, Турция и Россия встретились с одинаковой реакцией на культурный и политический обман.
Говоря об экономическом взаимодействии, кроме нефтяной и газовой индустрии турецкие компании получают выгоду от инвестирования в страны Центральной Азии и в Россию, строительства аэропортов, трубопроводов, управления гостиницами и супермаркетами. Российская экономика сейчас страдает от резкого падения цен на газ, а фондовый рынок страны упал на 75% с прошлого лета, с момента упадка мировой экономики. Это усиливает необходимость переоценки существующей торговли и коммерции между Россией и Турцией. Обе страны нуждаются в транспортировке газа и нефти из России и Центральной Азии через Турцию в другие страны. Все - от обычных жителей до региональных экспертов и авторитетных политиков - хотят диалога и сотрудничества между странами в целях процветания мира и стабильности регионе.
С политической точки зрения, это сближение может наладить ситуацию и в конфликтной зоне на Кавказе, способствуя нормализации дипломатических отношений между Турцией и Арменией, Грузией и Россией, и особенно, разрешению Нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией. Также российский премьер-министр Владимир Путин отметил, что укрепление российско-турецкого сотрудничества может помочь России «развивать экономические отношения с турецкими киприотами» и способствовать этому, «действуя исключительно как посредник и гарант будущих соглашений». Россия желает и увеличения инвестирования в те страны, чья экономика может быть укреплена благодаря расширенной торговле с Турцией. Кратковременная неустойчивость в российско-турецких отношениях является результатом таких проблем, как торговый наземный транзит, таможенные инструкции и использование турецких морских проливов. Вместе с ограничениями, наложенными в целях борьбы с наркотрафиком и торговлей людьми, это, несомненно, является на сегодня актуальной темой. Мирные отношения не изменят внешнюю политику Турции внутри или вне этого региона, и они не будут иметь негативное влияние на отношения между Турцией и Европейским Союзом. Главная цель турецкой внешней политики - уменьшить напряжённость в регионе, что, конечно, улучшит российско-турецкие отношения на глобальном уровне. Обе страны определенно поддерживают тактику избегания всяких сценариев, которые могли бы привести к большому политическому конфликту или военному противостоянию в регионе, особенно вызванному проблемными отношениями Ирана с Израилем и США. Турция понимает, что атмосфера недоверия должна быть устранена и все стороны должны создавать спокойствие в этом изменчивом регионе.
Сближение между Турцией и Россией должно укрепить мир и стабильность, способствуя разрешению существующих экономических проблем. Продолжающаяся напряженность в российско-турецких отношениях и их возможная эскалация, конечно, не являются долгосрочным национальным интересом обеих стран. Визит турецкого президента должен быть интерпретирован в большей степени как расширение отношений в политической, экономической и культурной областях, а не как незначительный политический жест или перемена во внешней политике Турции. Это сближение не ставит под угрозу связей Турции с США, Европой и другими странами в регионе, а также членство Турции в НАТО. Турция до сих пор выполняет функцию моста между континентами и культурами, но не барьера к достижению общего блага.
М. Четин