Северный Кавказ в российской политике: подход к проблеме.
03.12.2007 17:14
Ситуация на Северном Кавказе в последнее время демонстрирует руководству нашей страны, что состояние стабильности было временным. И если к стрельбе и периодическим взрывам Северный Кавказ за последние 15 лет уже приучил политологов и аналитиков, то высокого уровня гражданской протестной активности там до недавнего времени не наблюдалось. Кроме того, обнаружилась мнимость той лояльности федеральному центру кавказских субъектов федерации, о которой не уставали рапортовать на региональных выборах чиновники. Население оказалось не таким уж безропотным и граждански беспомощным, как это представлялось из Москвы.

В Москве мы можем наблюдать совершенно определенное понимание решения проблем: нужно установить порядок на Северном Кавказе, желательно при помощи силовых структур. Но вот, как это понимание реализуется в действия государственных чиновников, вызывает небольшое недопонимание. Федеральный центр делает все, чтобы это понимание не получило реального воплощения.
С одной стороны, мы можем наблюдать полную самостоятельность глав республик в проведении внутренней политики в подконтрольном им регионе. С другой стороны, очевидно, что руководство республик не то, что не контролирует свои субъекты целиком, оно не может обеспечить минимальную степень реализации российского законодательства на вверенной им территории. Все решается согласно сложившейся политической обстановки. Иногда вообще смущает то понимание национальных интересов, которое демонстрируют главы республик. В первую очередь они учитывают интересы собственной правящей группировки (представлена она клановой структурой или партийной командой с бизнес отливом не так уж важно), а уж потом идет все остальное: социально-экономическое положение населения, надежность государственных границ и пр.
На данном этапе мы можем наблюдать полное отсутствие стратегического мышления на региональном уровне в северокавказских республиках и нежелание федеральных властей выстроить жесткую линию поведения по отношению к региональным лидерам. Все это в сумме дает нам и обострение клановой борьбы, которая выливается в микровойны, и расцвет экстремизма в среде молодых мусульман, который очень удобно направлять из-за рубежа, и обострение социально-экономической и криминогенной обстановки, которая выводит людей на улицы.
Искать виноватых в том, что сейчас происходит в северокавказских республиках элементарно бесполезно: время надо тратить на решение других проблем.
Прежде всего, нужна выработка единой линии поведения федерального центра по отношению ко всем республиканским элитам Северного Кавказа без выделения особых и наиболее важных субъектов — они все важные, каждый по-своему. Во-вторых, необходимо определиться со способом решения этнополитических проблем региона: с помощью формирования у населения гражданской идентичности или с помощью модели мультикультурализма. И, наконец, каким образом решать этностатусные проблемы республик. Но вот здесь, как говорится, существует множество вариантов, выбор из которых необходимо обдумать.
Одно ясно точно: чтобы Северный Кавказ работал на интересы России, а не против них, необходимо стратегическое мышление, как в Москве, так и А в регионах. Без этого – никуда.
Аналитический центр «Амаль»