RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Арабский 1848-й год или четвертая волна демократизации

21.02.2011 11:24

На третьей неделе февраля народные восстания охватили исламский мир от Магриба до Машрика, то есть от Атлантического океана до Персидского залива. Само количество охваченных волнениями стран показывает, что столь масштабные протесты просто невозможно организовать извне. Такого единодушия арабский мир, кажется, еще не испытывал.

 

Что же такое волны демократизации? Это процесс перехода власти от абсолютных правителей к выражающим народный суверенитет парламентам, наделения граждан широкими политическими правами и установления действительного равенства перед законом и судом. С точки зрения великого муфтия Египта Мухаммада Абдо в конце позапрошлого века и муфтия Центрального духовного управления мусульман России Ризаэтдина Фахретдина в начале прошлого века, такой процесс обозначает восстановление принципов коранической законности, совета (аш-Шура) и справедливости времен правления пророка Мухаммада, мир ему. Однако уже в первые века хиджры правители мусульманского мира все больше опирались не на право, а на армию и полицию, а также на собственное состояние и состояние своих родственников.  Проблемой было перерастание народной борьбы неграмотных масс в мятеж и анархию (фитна). В настоящее время благодаря массовой образованности как формальной, так и интернетной, народ не стремится разрушить все «до основанья», а затем построить сказочный мир социального равенства. 

 

К счастью, в глазах мусульманского мира существует достаточно благополучный мир Западной Европы и США. Не случайно, тунисская революция привела к росту числа эмигрантов в Европу. В Европейском Сообществе уже заговорили о новом «плане Маршалла» для арабского Средиземноморья по примеру конца 1940-х гг. Действительно в свое время он увенчался созданием стабильных  демократических режимов в Западной и Южной Европе, включая Турцию. Тогда был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития. В это время в Европе в условиях массовой бедности были весьма популярны коммунистические организации. В Турции опасность была еще больше, так как малочисленный средний класс представлял преимущественно интеллектуалов и госслужащих, а государство и близкие ему чиновники создали и контролировали львиную долю собственности. Несмотря на бедность большинства населения, режим в Анкаре провел в 1950г. первые свободные выборы, которые завершились победой оппозиции. Хотя военные затем неоднократно брали власть в свои руки, ориентация на буржуазную демократию в Турции оставалась неизменной.

 

Сегодня мы можем говорить о качественно новом этапе развития мусульманского мира. Следует отметить, что это далее не первая попытка модернизации дар уль-Ислам. Самюэль Хантингтон в своей книге "Третья волна демократизации  в конце XX в" (1991) дал следующую периодизацию: первый подъем волны (1828-1926). Уже реформы Танзимата, начиная с 1830-х гг. и введение османской конституции в 1876 г. доказали вектор движения турецкого общества в сторону демократизации. За первым подъемом  последовал первый спад (1922-1942), второй подъем (1943-1962), второй спад (1958- 1975). Со вторым подъемом, как указывалось, связаны первые свободные выборы в Турции в 1950 г. Третий подъем начинается в 1974 г. с «революции гвоздик» в Португалии. Важнейшими достижениями этой волны считаются крушение коммунистических режимов в Восточной Европе и военных диктатур в Латинской Америке. С конца 1990-х гг. авторитарные режимы вновь усиливаются, а революции типа двух в Кыргызстане, «оранжевой революции» в Украине, революции роз в Грузии. Но польза этих революций для широких слоев народа, мягко говоря, не впечатляет…  

 

Проблемой арабских стран является недавний характер возникновения этих государств. Тот же Египет был долгие два с половиной тысячелетия преимущественно провинцией других государств, юридически получил независимость в 1922 г, и фактически – только по окончанию Второй мировой войны. В прошедшем веке столь разные правители как короли Марокко и Саудовской Аравии, социалистические лидеры Египта, Туниса, Ливии, Алжира черпали свою легитимность в борьбе за независимость от европейских колонизаторов. Советская Россия поддерживала гази-борца за веру Мустафу Кемаля (затем Ататюрка) в освобождении Стамбула и халифа от войск Антанты и Саудов в изгнании англичан из Мекки. За исключением поддержки, оказанной Египту со стороны США в дни Суэцкого кризиса 1956 г., страны Запада поддерживали Израиль в противостоянии мусульманскому миру, что не способствовало популярности там идей  конкурентной демократии. Только после распада социалистического лагеря в арабском мире кончилась борьба за привлечение ресурсов от двух противоборствующих в холодной войне лагерей. Страны дар уль-Ислам выиграли от экономического бума 1990-200-х гг., особенно в связи с ростом цен на нефть и газ и от массового туризма. Но экономика и социальная структура общества продолжала сохранять реалии добуржуазной эпохи.

 

Сегодня эти старые структуры не работают. Поражает само количество стран, охваченных народными волнениями. Это с запада на восток: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Иордания, Йемен, Кувейт, Бахрейн, Оман, Иран. Пока многолетние правители сменились  в Тунисе и Египте. В монархиях в лице Марокко, Иордании и арабских государствах Персидского залива ставится вопрос о широкой демократизации, а не об установлении республиканской формы правления. Пока революционеры ставят вопрос о новом порядке (низам), а не о мятеже (фитна). Речь стоит о разделе власти с правящими элитами. Действительно европейские революции 1848 г. не уничтожили правящую аристократию (как в России), но средний класс либералов резко сократил ее власть и вырвал из ее рук контроль над экономикой страны. В той же Англии высокие цены на хлеб, выгодные землевладельцам-аристократам, пали под натиском выступлений буржуазии и трудящихся.

 

В отношении революций в мусульманском мире обычно выставлялись две угрозы: революция социальная (по советскому образцу) и революция религиозная (по иранскому образцу). После распада СССР и социалистического лагеря первый вариант является нереальным, хотя тот же Насер в лучших кромвелевских традициях подавил египетских коммунистов. Для победы радикалов нужен мощный конфликт внутри гражданского общества, «лучше» в сочетании с иностранным вторжением  или его угрозой. Здесь берут основы конфликтов в Иране, Афганистане, Пакистане. Дочь премьер-министра и затем сама премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто весьма резонно утверждала, что диктатура Зии уль-Хака была спасена советским вторжением в Афганистан. Для оправдания победы режима аятоллы Хомейни также нужна была угроза от «большого» и «малого сатаны», то есть США и СССР. Израильская армия в ходе в своих войн вырастила радикалов Ливана и Палестины. Сегодня демонстранты в арабских странах не взрывают и не подрывают чиновников, они предпочитают брататься с армией, если та не стреляет в народ. Идеи патриотизма и арабской родины (аль-ватан аль-араби) оказались не пустым звуком. Следует согласиться с Жилем Кепелем и излагающим подобные идеи сегодня  Александром Игнатенко о конце эпохи «политического ислама». Интеллектуалы, политические и профсоюзные  лидеры, изрядная доля правителей дар уль-Ислам получила представление о современных эффективных технологиях управления государством, и готова применить их на практике. Достаточно образованное общество готово участвовать в этом эксперименте, который может затронуть почти четверть человечества. Пока нам остается только пожелать успеха, хотя бы для собственного благополучия и желания победы идей наших татарских предков столетней давности…

 

Хабутдинов А.Ю.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/15169/">ISLAMRF.RU: Арабский 1848-й год или четвертая волна демократизации</a>