RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Новые старые лидеры обещают стабильность в эпоху кризисов

03.04.2012 17:28

Прошедшие 4 марта 2012 года президентские выборы в России подтвердили общенародное признание Владимира Владимировича Путина как национального лидера. 7 марта Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) официально утвердила результаты президентских выборов, согласно которым победу одержал В. В. Путин, набрав 63,6 % голосов. Он получил в три с половиной раза больше голосов, чем его ближайший преследователь — бессменный лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Еще в два раза меньше голосов завоевали призвавший создать визовый режим с мусульманскими странами миллиардер Михаил Прохоров и противник национальных республик и народов Кавказа Владимир Жириновский. Бесконечно далек от успехов своей партии на последних думских выборах оказался лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, получивший менее 4 % голосов.

 

Россия: курс на реформы, а не на революцию

 

Характерно абсолютное доминирование Путина во всех регионах. Во многих республиках Северного Кавказа он набрал более 90 % голосов, пять шестых голосов в Татарстане и три четверти в Башкортостане. Уникальная четверть голосов, отданная Г. Зюганову в Костромской области, еще более ярко говорит о проблемах в регионе, чем отказ открыть мечеть. Если в 1990?х годах коммунисты располагали большинством голосов в регионах так называемого «красного пояса» в Европейской России (это и дало Г. Зюганову 40 % голосов на выборах 1996 года), то теперь у коммунистов нет этой стабильной базы. Относительная популярность М. Прохорова в столицах говорит о надеждах части москвичей, жителей Подмосковья и питерцев сохранить экономическое доминирование в мире российского капитализма. Однако эти настроения не разделяются всеми остальными регионами. Среднее и старшее поколение вне столиц слишком хорошо помнит ужасы нищеты и безработицы 1990?х, когда развал реального сектора сопровождался лицемерными фразами о рыночных и политических свободах.

 

Митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова вроде бы говорили о росте влияния оппозиции, особенно после выборов в Госдуму 4 декабря 2011 года. Однако митинг оппозиции, прошедший на Пушкинской площади 5 марта 2012 года, развеял эти иллюзии. Даже близкие к ней издания говорили о малом числе участников и невнятности лозунгов. За несколько месяцев в России не родилось ничего близкого к каирской площади ат­Тахрир.

 

Не нужно думать, что россияне не видят недостатки существующей власти, но они видят и ее достоинства, чего пока нельзя сказать об оппозиции. Лозунги недовольного среднего класса за борьбу с коррупцией и за гарантию честных выборов отличаются от претензий персонажей 1990?х годов, претендующих на власть. Мы не видим ни подлинно популярной массовой партии, ни широкого народного движения (например, вроде польской «Солидарности», объединяющей рабочих и интеллектуалов). Не просматривается даже недовольство широких слоев неустроенной в жизни молодежи. В той же Москве скорее не хватает специалистов, чем имеется их избыток. Можно понять недовольство среднего класса общим недостатком комфорта в России и особенностями политической и бизнес­культуры российского общества. Однако, по мнению одного из авторов Козьмы Пруткова — Алексея Толстого, здесь нужно предъявлять претензии к российским правителям, начиная от легендарного новгородского Гостомысла, жившего одиннадцать с половиной веков назад. Попытки загнать в светлое царство будущего всегда заканчивались в России плохо, что при Иване Грозном, что при Иосифе Сталине, что при Егоре Гайдаре. В 175?ю годовщину гибели великого поэта и в 75?ю годовщину начала «большого террора» поневоле вспоминаются слова из «Капитанской дочки»: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Эти слова Александра Сергеевича по сути стали его завещанием россиянам. Так постараемся же жить по ним хотя бы в новом тысячелетии. Предложенные властями страны реформы по избранию президента, регистрации политических партий, восстановлению выборности губернаторов должны дать России больше, чем радикальные меры оппозиции.

 

Даже относительно мирные революции в Тунисе и Египте нанесли мощные удары по экономике этих стран, революции в Ливии, Йемене и Сирии по сути привели эти страны к гражданской войне. В Ливии племенные вожди провинции Киренаика (богатой нефтью колыбели революции) провозгласили автономию региона. Они готовы оставить центру вопросы безопасности и внешней политики, но требуют полного контроля над экономикой. Этот вариант напоминает ситуацию в Ираке, расколовшемся на шиитский Юг, суннитский Центр и Курдистан на Севере после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году. Судя по всему, власть имущие и подконтрольные им получастные армии сосредоточились на охране самих себя, месторождений нефти и газа и трубопроводов. Лидеры Ирака периодически обвиняют друг друга в преступлениях и устраивают охоту на своих политических оппонентов. При этом взрывы и выстрелы, уносящие жизнь простых людей, продолжаются уже который год.

 

Коллективная ответственность правителей, вероятно, работает в британской системе власти, но явно не на арабском Востоке. США и другие страны НАТО вывели свои войска из Ирака, но созданная ими демократическая витрина не дала стране благополучия и мира. С точки зрения классических теорий парадоксально, но факт состоит в следующем. В арабском мире рухнули или находятся в состоянии войны со своим народом только республиканские режимы (которые в свое время заимствовали многое и из советской модели), в то время как в монархиях преобладает стабильность, идут политические и социальные реформы. Люди не верят в реформы менеджеров в советском или западном стиле. Это «коллективное бессознательное большинства» (как написали в газете «Коммерсант») выразил президент Татарстана. Рустам Минниханов сказал: «Я уважаю Михаила Прохорова. Он говорит: „Стране царь не нужен, нужен менеджер“. Стране нужен царь! Царь — это человек, который отвечает за страну». И здесь хочется сказать: конец цитаты…

 

Медленные реформы Туркменистана…

 

Лидер Туркменистана с 2007 года Гурбангулы Бердымухамедов вторично победил на выборах президента, прошедших 12 февраля 2012 года. Он получил 96,70 %. Цифра вполне сравнимая с результатами В. В. Путина в Чечне. На самом деле в этой наиболее закрытой из республик Центральной Азии уже пять лет идут реформы, корректирующие наследие первого президента Туркменистана, бывшего первого секретаря компартии Туркменской ССР и члена Политбюро ЦК КПСС Сапармурата Ниязова (более известного как Туркменбаши). Советская Туркмения была особым случаем даже по среднеазиатским стандартам. В 1924 году она была создана во многом в пику проектам национал­коммунистов о единой Туркестанской республике. Мне рассказывали дивную историю, как в санатории ЦК КПСС шествовал министр Советской Туркмении с двумя женами на расстоянии нескольких шагов позади. Никто даже не удивлялся.

 

Поэтому месяцы, города и статуи в свою честь стали реализацией бессознательного бывшего студента Ленинградского политеха Сапармурата Ниязова. Среди реформ Гурбангулы Бердымухамедова нужно отметить ряд ключевых. Это роспуск Халк маслахаты (Народного совета, надпарламент из 2507 членов, вероятно, по аналогии со Съездом народных депутатов). Он объединял все ветви власти и состоял из президента, депутатов Меджлиса, народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В итоге остался Законодательный орган — Меджлис (парламент из 125 членов). 15 февраля 2007 года президент подписал указ о реформировании системы образования, была отменена «девятилетка» и возвращалось десятилетнее среднее образование, а в вузах — 5–6?летнее. 22 февраля 2007 года Гурбангулы Бердымухамедов изъял из «клятвы верности» Родине — стихотворного приложения к государственному гимну — упоминание о «Великом Туркменбаши». 15 марта того же года президент Бердымухамедов подписал указ, согласно которому имя первого президента и «отца всех туркмен» Сапармурата Ниязова было удалено с президентского штандарта. Также президент отменил ежедневную клятву верности республике и ее главе. 17 марта 2007 года Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что в Туркменистане будет возрождена Академия наук, а также сельские поликлиники и военные кафедры в вузах. 1 января 2008 года в Туркменистане открылись обменные пункты валюты, начала работу Межбанковская валютная биржа. 1 июля 2008 года Туркменистан возвратился к названиям месяцев по григорианскому календарю и к названиям дней недели по солнечной хиджре, а не по ниязовскому. В январе 2009 года из названий туркменских газет и журналов исчезли имена Ниязова и его родственников. Парламент Туркменистана 10 января 2012 года принял закон «О политических партиях». Сейчас в стране действует одна партия.

 

С 1 июня 2011 года вступил в силу новый закон «О выборах Президента Туркменистана». С ликвидацией Халк маслахаты право выдвижения кандидатов в президенты стало принадлежать политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан (статья 27 Закона). На выборах 2012 года два кандидата, прошедшие регистрацию и включенные в бюллетени, были выдвинуты именно таким образом. Такой кандидат должен заручиться поддержкой не менее чем десяти тысяч избирателей (пункт 1 статьи 29 Закона). Дополнительные ограничения по этой норме также незначительны: на долю каждого из не менее чем одной трети этрапов (районов) и городов с правами этрапов должно приходиться не менее 300 подписей. Остался ценз, отражающий так называемое «право почвы» — президентом может стать только родившийся в Туркменистане, и ценз оседлости — необходимость в течение 15 предшествующих лет постоянно проживать в Туркменистане. Существует языковой ценз — необходимость владения государственным языком, возрастной ценз — «не моложе 40 лет и не старше 70 лет». Наконец, есть ценз «трудовой деятельности»: кандидату в президенты необходимо работать в государственных органах, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях или организациях (статья 27 Закона).

 

Следует отметить, что ближайшими соседями Туркменистана являются Афганистан, где гражданская война по сути идет пятое десятилетие, и Иран, конфликтующий с западным миром после революции 1979 года. В этих условиях трудно проводить политическую и экономическую либерализацию.

 

Таким образом, граждане стран СНГ выбирают стабильность и постепенные реформы, а не революцию. И это реальность, с которой нужно считаться всем.

 

Дамир Мухетдинов, 
кандидат политических наук

Медина аль-Ислам №126

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/21487/">ISLAMRF.RU: Новые старые лидеры обещают стабильность в эпоху кризисов</a>