RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Мусульманский саммит у полпреда президента

14.05.2012 14:24

26 апреля 2012 года в Оренбурге полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич провел первую с момента своего назначения (в декабле 2011 г.) встречу с исламскими духовными деятелями округа.

Площадка для диалога между властью и мусульманским духовенством в форме регулярных встреч в формате «Полпред – муфтии» была заложена предшественниками М. Бабича и доказала свою актуальность, поскольку Приволжский федеральный округ продолжает сохранять лидерство по количеству этнических мусульман среди остальных округов страны.

Мероприятие в Оренбурге прошло накануне вступления избранного президента Российской Федерации Владимира Путина в должность как раз в те дни, когда действующий глава государства Дмитрий Медведев подписал указ о выборности глав субъектов, а в целом ряде регионов, в том числе и Приволжского округа, произошла смена губернаторов. Таким образом, состоявшаяся за несколько дней до открытия нового политического сезона встреча, по определению должна была носить программный характер. Тем более, что она проходила на оренбургской земле, веками служившей воротами России в казахскую степь.

«Не случайно сегодня вы собрались на берегу Яика (Урала) – одной из рек, столетиями связывающей народы Евразии. Оренбург, основанный более чем два с половиной столетия назад, с самого начала стал символом России, раскинувшейся на два континента, открывающей дорогу в просторы Азии. Русские офицеры  и чиновники, казахские ханы и батыры, татарские имамы и купцы, башкирские старшины и начальники кантонов сыграли выдающуюся роль в расцвете этих земель на границе Европы и Азии», - говорилось в приветствии председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия Равиля Гайнутдина участникам заседания.

В своем обращении муфтий, обратил внимание, что России сегодня (в эпоху революций и глобального экономического кризиса) необходимо сотрудничество светских и религиозных деятелей в вопросах государственного строительства, социального служения, образования, развития средств массовой информации, противостояния радикализму  и экстремизму. «В год российской истории мы должны не забывать о  благодарности нашим предкам, должны развивать их традиции государственности и веры», – подчеркнул муфтий.

 

Нехватка кадров: от проблем к концепции решения

Приволжский федеральный округ является не только территорией традиционного проживания крупнейшей мусульманской общины страны, но и лидирует среди других округов по количеству централизованных религиозных организаций, которых в ПФО, по словам полпреда Михаила Бабича, насчитывается 23 единицы. Первенство по нехватке квалифицированных кадров в местных религиозных организациях, мечетях и учебных заведениях в России также остается за ПФО.

В связи с этим, наиболее неотложным к решению вопросом для мусульман ПФО является вопрос кадровый и ему была посвящена первая часть выступления первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, ректора Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Дамира Мухетдинова.

«В настоящее время российская умма выходит на новый уровень своего развития. В предыдущие годы накоплен значительный организационный потенциал, который в текущем году был продемонстрирован на выборах президента Российской Федерации. Приволжский федеральный округ внес наибольший вклад в победу В.В. Путина, а регионы с преимущественно мусульманским населением показали самый высокий результат среди регионов округа. Идет реализация интеграционных, образовательных, научных проектов. В настоящее время Духовное управление мусульман Европейской части России и Совет муфтиев России работают над рядом важных проектов, которые способствуют укреплению российской уммы», - сказал Дамир Мухетдинов, открывая свое выступление.

В докладе первого заместителя председателя ДУМЕР было сказано о проведении работы по развитию сети учебных заведений, участвующих в подготовке квалифицированных специалистов с углубленным изучением знанием истории и культуры ислама. «Мы понимаем, что вне зависимости от того, какое призвание выберет себе выпускник – духовное или светское, он будет являться квалифицированным специалистом», - отметил Д. Мухетдинов.

Ректор НИИ Фаизханова напомнил, что в своем докладе «Ислам в России: угрозы радикализации», составленном под научным руководством академика Евгения Примакова, Центр ситуационного анализа Российской академии наук предложил развитие модели российского исламского образования по пути формирования макрорегиональных образовательных центров, одним из которых, по мнению специалистов, может стать Нижний Новгород.

Около двух десятков исламских средних и высших учебных заведений расположено сегодня в ПФО. Директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова привела данные, согласно которым мусульманских учебных заведений в округе столько же, сколько и Духовных управлений – 23. Она выступила с предложением интеграции религиозного и светского образования в форме комплексной программы социализации исламских учебных заведений. Согласно этой инициативе, наряду с религиозной квалификацией выпускники медресе должны получать и светскую специальность «от пчеловода до переводчика восточных языков», что позволит остановить отток выпускников медресе от профессии, происходящий из-за отсутствия социальных гарантий имамам. Эту же проблему поднял в своем выступлении и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Аюп Бибарсов. Для преодоления кадрового голода он предложил ввести госпрограмму материальной поддержки религий.

Не первый год в экспертной среде муссируется тема негативного влияния обучения россиян в исламских странах. По общему мнению, выезд на обучение за рубеж предпочтителен только после получения базового религиозного образования у себя на Родине, а в период повышения квалификации студенты из России должны активно взаимодействовать с муфтиятом, направившим на обучение.

В ходе дискуссии было озвучено неожиданное предложение о введении полного запрета на выезд российских студентов и имамов на учебу в арабские страны. Такой шаг не только противоречит Конституции РФ, но и абсолютно неразумен и грозит серьезно испортить отношения Российской Федерации со странами Ближнего Востока. На встрече в Оренбурге эту идею раскритиковал начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Администрации президента РФ по внутренней политике Илья Баринов, который подчеркнул: «Мы должны интегрироваться, мы не можем закрыться внутри своей страны и никуда не отправлять имамов - надо отправлять».

В связи с этим дискуссия вновь возвращается недостатку концептуальной проработки целей и задач сферы исламского религиозного образования. По мнению Дамира Мухетдинова, построение образовательной системы должно вестись совместными усилиями власти и мусульманских организаций. Такое партнерство реализуется на базе Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и, по словам директора Фонда Алексея Сикорского, на сегодняшний день в России практически нет исламских учебных заведений, не получающих поддержки в виде грантов. В этой связи в качестве позитивного опыта он отметил деятельность ДУМЕР в сфере повышения переподготовки и повышения квалификации имамов.

То, что необходимость повышения квалификации имамов и руководителей мусульманских организаций более высокого ранга – не просто красивые слова, а насущная необходимость красноречиво продемонстрировал памятный эпизод со встречи: ряд региональных муфтиев показали, что они не в курсе даже, в каком городе располагалось Оренбургское магометанское духовное собрание, к наследию которого они истово апеллируют и проводят мероприятия в Общественной палате Российской Федерации.

 

Миграция человеческая, духовная и идеологическая

Второй крупный блок вопросов, озвученных на совещании в Оренбурге, можно было бы объединить под общим названием «Юридические, административные и духовные границы» и он вбирает в себя сразу несколько тем. Это, во-первых, определение зоны функционирования муфтиятов (должны ли они концентрироваться сугубо на вопросах ритуальной практики или выходить в публичную сферу и становится факторами гражданского общества), во-вторых, урегулирование конфликтных ситуаций между централизованными религиозными организациями и, в-третьих, поиск консенсуса о степени необходимого и возможного вмешательства государства в деятельность религиозных организаций. Словом, разграничение полномочий между различными субъектами религиозной жизни и гражданского общества. Сюда же относятся четвертая и пятая темы – миграция людей, а вместе с ними – идеологий, в том числе и экстремистских.

На первый взгляд эти пять нитей слабо увязаны друг с другом, однако практика показывает, что они в условиях городских общин тесно переплетаются в единый клубок проблем. Самая первая из них: что есть мечеть – просто место отправления культа или носитель социальных функций был актуален полтора-два десятилетия назад, но никак не сегодня. Мегаполисы сталкиваются с колоссальным миграционным притоком и вынуждены предпринимать меры по интеграции вновь прибывших в социальное и культурное пространство. Ведущие эксперты в сфере миграции сходятся во мнении, что наиболее оптимальным вариантом является интеграция и адаптация мигрантов к российской реальности в мечетях, об этом говорил и Дмитрий Медведев, будучи президентом России, встречавшийся с муфтиями в Уфе.

Здесь же нужно учитывать и другой фактор – приезжающие в Россию практически не практикующими, номинальными мусульманами, мигранты именно живя в Татарстане, Москве, Пермском крае или Рязанской области, приобщаются к религии под воздействием своих диаспор. Не имея доступа к качественному религиозному просвещению, литературе, они становятся легкой добычей для разного рода сомнительных проповедников.

Должны ли российские муфтияты безучастно наблюдать за этим, под предлогом того, что узбекскими или таджикскими гражданами должны заниматься узбекские и таджикские муфтияты? Очевидно, что нет. В интересах всех сторон совместная работа духовенства по профилактике религиозного экстремизма.

В этой связи Дамир Мухетдинов ознакомил Михаила Бабича с проектом Совета муфтиев СНГ, который призван объединить исламские религиозные организации СНГ на основе традиций ханафитского мазхаба. «Мы прекрасно понимаем, что без помощи государственных институтов это объединение невозможно, но при этом прилагаем все усилия для реализации данного начинания. Ислам сегодня обладает решающим потенциалом в деле сближения России и стран Средней Азии, поэтому мы считаем, что реализация данного проекта является стратегическим приоритетом не только для мусульманских организаций, но и для органов государственной власти», – сказал он.

По словам первого зама председателя ДУМЕР, первичная работа по созданию Совета муфтиев СНГ уже сейчас позволила консолидировать мусульманское духовенство Центральной Азии в поддержке политического курса руководства России. «Безусловно это будет иметь реальный эффект и в увеличении влияния нашей страны в духовном пространстве СНГ, и в формировании единой системы традиций исламского образования. Этот проект уже поддержали президенты Казахстана Н. Назарбаев и Кыргызстана А. Атамбаев», – подчеркнул он.

Разговор коснулся и противодействия экстремизму. О том, что эта сверхтонкая и важная работа выворачивается наизнанку, превращаясь в орудие сведения политических счетов, много говорится в интернет-сообществах и форумах.

Еще до того, как проблема была озвучена муфтиями, Михаил Бабич отметил, что ему известны случаи, когда государственные служащие проявляют некомпетентность по отношению к исламу и мусульманам. «Уверяю вас, это находится под особым контролем, принимаются соответствующие меры», – заявил полпред.

Как считает Дамир Мухетдинов, зачастую экстремистами в угоду корыстных интересов отдельных чиновников называют совершенно лояльных исламских деятелей, после чего к ним применяются репрессивные меры. Такая практика недопустима и наносит серьезный вред российской умме, разрушая ее единство. Подтверждение его слов не заставило себя ждать. Выступавший несколькими минутами позже один из муфтиев сказал буквально следующее: «Может быть, им как-то посоветовать или что-то сделать этим товарищам», намекая на требующих его отставки оппонентов. Однако полпред корректно, но решительно его осадил: «Федеральная власть за последние годы не давала повода сомневаться в своей решительности, если надо было пресечь какие-то противоправные действия. Грань надо выдерживать, чтобы не скатиться в другую плоскость в борьбе с экстремизмом и радикализмом, чтобы не страдали невинные люди».

 

Резюме

Итог встречи довольно противоречивый и в какой-то мере повторяет уже пройденное – встречи российских муфтиев с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным в ноябре 2011 и феврале 2012 гг. При массе проектов, вопросов и проблем, требующих проработки, уровень встречи снижается из-за неподготовленности участников, элементарной неграмотностью, желанием решить под шумок собственные карьерные амбиции (в расчете на то, что государственный чиновник плохо разбирается в обсуждаемом вопросе). Вероятно, через столетия, анализируя такие встречи, историки будут характеризовать последние месяцы как период упущенных возможностей.

 

Диляра Ахметова

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/22035/">ISLAMRF.RU: Мусульманский саммит у полпреда президента</a>