VI международный форум в Казани: традиционный ислам, попытки внедрения православного предмета в школах, востоковедение и др.вопросы
19.12.2016 15:01Исламская конференция в Казани: ответ на внедрение православного предмета в школе, колыбель исламоведения и отголоски «грозненской фетвы»
VI международный форум «Ислам в мультикультурном мире» проходил в эти дни в столице Татарстана. Помимо «вечных» тем подобных заседаний (традиционный ислам, радикализм, религиозное образование и т.п.), участники встречи подняли и новые проблемы — попытки внедрения православного предмета в школах, казанское востоковедение, диалог с такфиристами и пресловутая «грозненская фетва». На конференции побывал и корреспондент «Реального времени».
Религиозный предмет в школе
Вчера в Казани стартовал VI международный форум «Ислам в мультикультурном мире: межконфессиональное согласие и преодоление радикализма». Конференция проходит на базе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ. На протяжении 6 лет (с 2011 года) она является площадкой для выступлений и научных дискуссий между учеными, представителями мусульманского духовенства и государственными деятелями. Причем первые годы она проводилась именно как исламоведческая. На VI форум съехались порядка 150 делегатов из городов России и зарубежья.
За несколько минут до мероприятия журналисты смогли пообщаться с некоторыми важными спикерами. В частности, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, член Общественной палаты России Дамир Мухетдинов высказался перед прессой по поводу инициативы РПЦ ввести в школьную программу предмет «Православная культура», что нашло своих апологетов и противников. По его признанию, такая новость его весьма встревожила.
Дамир хазрат напомнил, что несколько лет назад предпринималась попытка ввести исключительно «Основы православной культуры». Тогда, по его словам, муфтий Равиль Гайнутдин стал во главе движения российских мусульман, заявив, что в многоконфессиональном государстве невозможно навязать людям только одну религию.
— Если мы хотим скатиться к конфликтам, непониманию, нарушению прав, то давайте нашим учащимся будем преподавать основы только одной религии. После долгих дебатов Русская православная церковь услышала нас и голос других религий (иудеев, буддистов и христианских конфессий), и был введен шестимодульных курс, где учащиеся смогли сами выбирать, — подчеркнул Мухетдинов.
Его возмутил факт, что вслух сановники религий декларируют, что живут в светском государстве, то есть равноудаленном от всех религий (но не атеистическом), и в то же время одна конфессия разработала и внедряет в виде экспериментов на разных площадках свою культуру и религию.
— У меня вопрос: для чего создавались все институты, площадки, если мы, 25 миллионов мусульман, оказались за бортом? — возмутился мусульманский деятель. — Нас не пригласили ни к диалогу, ни к обсуждению, ни к предложению. Это не просто инициатива, которая родилась снизу от РПЦ, она прорабатывалась в тесной связке с Министерством образования и науки. Очень важно, чтобы наши православные братья услышали наш посыл: мы не против религии в школе, мы против того, что одна группа нарушает права другой. Нам было бы приятно как минимум участвовать в разработке этих программ, учебников, предложить в тех республиках, где мусульмане являются большинством, чтобы они имели альтернативу и могли выбирать основы мусульманской культуры.
По его мнению, распад Российской империи и Советского Союза произошел из-за того, что не учитывались религиозные и национальные права граждан. Также он рассказал, что ему поступали жалобы от жителей Московской, Курской и Смоленской областей. В этих регионах были зафиксированы случаи нарушения прав учащихся, когда их принуждали посещать этот предмет под угрозой неудовлетворительной оценки или обозначения прогулов.
— Со своей стороны мы готовим ряд инициатив и обратим внимание руководителей нашего государства, Министерства образования и науки, что это будет роковая ошибка, если мы вернемся на то, что обсуждали 10 лет назад, когда вводили основы наших традиционных культур или оставшихся два светских модуля, — резюмировал он.
Колыбель востоковедения
Помимо уже довольно избитых тем про традиционный ислам, радикальные течения, межконфессиональный диалог, российское исламское образование, противодействие экстремизму и терроризму, запрещенный в России ИГИЛ (ДАИШ), делегаты подняли вопросы, которые ранее мало где обсуждались. Так, проректор КФУ Линар Латыпов обратил внимание на изучение ислама в России. Ученый напомнил, что 1807 году была впервые основана казанская школа исламоведения. В следующем году будет отмечаться 210-летие этого события, к чему приурочат ряд научных мероприятий.
Его мысль развил заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета (Армения) Александр Сафарян, который назвал Казанский университет колыбелью отечественного востоковедения.
— Все мы, востоковеды постсоветского пространства, являемся внуками и правнуками Казанского университета, — сделал казанцам комплимент армянский профессор. — И низкий поклон великим мужам этого университета, благодаря которым в 40-х годах XIX века в Казани была открыта первая кафедра армянского языка.
Кроме того, он вспомнил любопытный эпизод из своей жизни. Когда несколько лет назад он находился в Турции на съезде тюркологов из России, Европы, Азии, возник вопрос: на каком языке вести конференцию. Оказалось, что всех специалистов объединяет знание русского языка, и встреча прошла на языке Пушкина и Тургенева.
— К сожалению, сейчас многие наши коллеги так много энергии тратят на забвение русского языка, что не хватает сил и средств на изучение английского, — пошутил он.
Вместе с тем он признался, что стихи Мусы Джалиля он изучал на уроках армянского языка. Продолжая делать реверансы в сторону Казани и Москвы, Сафарян пожелал, чтобы была составлена и опубликована новая антология татарской литературы на армянском языке.
Фетва «обеденного перерыва»
Отголоски «грозненской фетвы» тоже сегодня не остались без внимания. Напомним, в августе в столице Чечни прошла богословская конференция, в которой приняли участие многие мусульманские деятели России, в том числе и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. По итогам собрания была подписана некая фетва об истинных мусульманах и сектах. От подписания уклонились представители Совета муфтиев России (ДУМ РФ), покинувшие мероприятие на день раньше.
Документ вызвал немало упреков не только среди российских мусульман, но и за рубежом. Сторонники решения в Грозном апеллировали к традиционному исламу и вызовам, которые стоят перед российском уммой. Оппоненты же указывали, что такая «кадыровская» фетва может стать инструментом давления на неугодных верующих, не вписывающихся в муфтиятские лекала «традиционности». Впоследствии СМР разработал собственную «доработанную» фетву.
Присутствовавший на сегодняшнем форуме замруководителя Аппарата президента РТ, руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев констатировал, что такие споры вокруг «грозненской фетвы» свидетельствуют о том, что мусульмане раздроблены и отсутствует единый центр.
В свою очередь, Мухетдинов привел свой аргумент: единство уммы обозначает духовное родство, а не единство во всех богословских и философских вопросах.
— В противном случае наш «ислам» может ограничиться единственно правильным мнением какого-нибудь шейха, философа или политического активиста, — сказал Дамир хазрат. — Не это ли один из главных признаков такфиристского течения? В интеллектуальном диалоге с такфиристами необходимо выбить почву из-под их ног, что значит сменить установку с узкого эксклюзивистского понимания ислама на плюралистичное понимание.
Панацею в решении подобных вопросов он видит в обновленческом движении (джадидизм). Подходящей платформой он назвал коранический гуманизм, который взят на вооружение подчиненными Гайнутдина.
— Мы допускаем возможность и иных проектов. Все это должно развиваться в рамках научных дискуссий, а не втихаря подписать фетву в обеденный перерыв и провозгласить, что это истина в последней инстанции. При этом нужно учитывать как исламскую традицию, так и современное исламоведение, — обозначил свою позицию зампред ДУМ РФ.