RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Правовое регулирование международных отношений в исламе

05.09.2007 17:40

Влияние ислама в мировой политике проявляется преимущественно посредством международной деятельности мусульманских государств, особенно тех из них, где ислам объявлен государственной религией (арабские страны, Афганистан, Турция, Иран, Пакистан, Индонезия), и многочисленных международных организаций исламского толка. Одним из конкретных проявлений присутствия ислама на международной арене служит движение за исламскую солидарность, которая ставит своей целью достижение общемусульманской консолидации на религиозной и морально-этической основе ислама.

Современная исламская концепция мирового правопорядка во многом учитывает традиционные для ислама правовые представления, в которых право тесно переплетено с морально-религиозными нормами, а также при отсутствии четкого деления на международное и внутригосударственное право.

В мусульманской международно-правовой доктрине нормы права по характеру их происхождения подразделяются на изначальные — Коран и комментарии к нему (тафсир), а также предание (Сунна и хадисы) и вторичные, возникшие в результате последующей кодификационной деятельности: иджма и кияс.

В своей совокупности нормы мусульманского права и морально-религиозные предписания составляют единую правовую систему — шариат. Шариат закрепляет общие правовые ориентиры и правила поведения, которые затрагивают систему и международного права. Однако принципы шариата, равно как и конкретные нормы мусульманского права, не переносятся автоматически на сферу внешней политики и международно-правового регулирования .

Традиционное исламское право исходит из существования двух компонентов мирового правопорядка: сообщества мусульманских народов (умма) и всего остального мира. Однако регулирующая роль в межгосударственных отношениях стран ислама отдана международному праву, включая даже права и свободы человека и право вооруженных конфликтов. Все страны ислама — члены ООН, все обязаны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства согласно Уставу ООН. Иногда имеется толкование деления — дар аль харб (территория войны, не имеющая отношения к исламу), дар ас салам (собственно исламский/мусульманский мир) и дар ал агд (мир договора) .

В отношении указанной сферы издаются фетвы о соответствии, к примеру, того или иного договора шариату (например, фетва, изданная в отношении Кэмп-Дэвида 1979 г.). В целом страны мусульман стараются придерживаться принципов международного права во внешней политике.

Выделение международного права в Исламе условно. Не существует также определенного и строго различия между внутригосударственным и международным правом, в основе которого лежит различие в источниках и применяемых санкциях. Хотя определения международного права в исламе не существует, тем не менее ряд категорий, свойственных международному права (мир, война, договор), описаны в Коране и составляют основу ислама (суть ислама собственно состоит в ведении переговоров Пророка Мухаммеда с соседями и их обращение в ислам; основа техники этих переговоров неясна). Также в Коране и Сунне заложены постулаты об отношениях мусульман с немусульманами. Теории права в Коране не содержится. Общетеоретической считается выдержка из суры «Пчелы» (стих 89): «И ниспослали мы тебе Книгу для разъяснения всего и как прямой путь, милосердие и весть радости для мусульман» .

Первыми трудами, посвященными исламскому толкованию регулирования международных отношений, принято считать «Большой сияр» и «Малый сияр» Мухамеда бен аль-Хасана Аш-Шибани 9189 г. хиджры, или 804 г.). Группа норм исламского права, регулирующих взаимоотношения ислама (исламской общины, государства, мусульманина) с другими сообществами и общинами, называется «сияр» (поведение, манера действия исламской общины, государства, мусульманина), но эти нормы не составляют особой системы права и являются элементами исламского права, регулирующего отношения мусульман с немусульманами как внутри, так и вне ислама. Обязательная сила сияра основывалась на взаимности и общем интересе. Поскольку право и государство считаются по исламу совершенными и универсальными, то сияр как часть права мог применяться ко всем вне зависимости от расы, цвета кожи, индивидуально и коллективно, при этом отношение объекта применения права к самому праву не принималось во внимание.

Сияр, по мнению юристов, выступает как часть права обычаев и договорных обязательств, которые соблюдает исламское государство де-факто или де-юре. Мусульманское международное права зависит от воли мусульманского государства.

Сложность выработки определения международного права в исламе связана с тем, что исламская доктрина, складывавшаяся с VII века, сталкивается с международными реалиями начала XXI века. Некоторые авторы предлагают свои собственные определения международного права. Наджиб Арманази: «Мусульманское международное право — это совокупность норм, предписанных мусульманам для регулирования их отношений войны и мира с немусульманами, индивидуумами или государствами в мусульманских странах или вне их». М.Т. Аль-Гунейми: «Международное право — это совокупность всех норм и практики, предписываемых или допускаемых исламом в международных отношениях». То есть, согласно исламской концепции, международное право — это совокупность допустимых исламом норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а также индивидуумами-немусульманами внутри и вне мира ислама.

Международные отношения в соответствии с концепцией исламского права подразделяются на несколько сфер. При этом наибольшее внимание уделяется регулированию отношений с соседними государствами и состоянию мира и войны. В основе классификации лежит разделение мира на различные группы стран:

1. Дар аль-ислам (мир ислама) — страны с исламской формой правления с точки зрения права и практики. Эта территория считается родиной каждого мусульманина независимо от его национальности или места рождения; защита мира ислама считается священным долгом или прямой обязанностью каждого мусульманина. Причем если страной завладел противник, то мусульмане, не щадя себя, должны бороться за ее освобождение.

2. Дар аль-харб (мир войны). В эту группу, согласно исламским представлениям, входят государства различных типов. Первый тип — государство, объявившее войну мусульманам вне зависимости от того, начало ли оно боевые действия или нет. Второй тип — государство, которое раньше было под властью мусульман и султана, но затем мусульмане его покинули и ожидают от этого государства предательства и вероломства. Третий тип — государство, в котором мусульманский правитель не обладает властью и не может отправлять правосудие согласно шариату. Четвертый тип — театр военных действий, ведущихся немусульманами, но представляющий угрозу для исламского государства, если этот регион граничит с другим миром войны и укрепляет его потенциал и тем самым является, на усмотрение мусульман, угрозой агрессии в отношении мира ислама. Пятый случай — это объявление территории миром войны, с тем чтобы на ней не оставались ни мусульмане, ни лица, находившиеся там под покровительством ислама. То есть мир войны — это территория, откуда исходит реальная угроза мусульманам или ожидаются враждебные действия.

По мнению некоторых юристов-теологов, мир войны — это страны, в которых исламский правитель не обладает ни суверенитетом, ни силой, где мусульмане не могут исповедовать ислам и где между населением страны и мусульманами не существует договора, определяющего их взаимоотношения и подтверждающего обязательство не нападать на мусульман, защищать их жизнь, имущество и честь. Мир войны является в зависимости от различных толкований или объектом агрессии ислама (воинствующего), или источником опасности (для миролюбивого ислама).

3. Дар аль-ахд (мир договора) — территория, над которой мусульмане не установили свой контроль, причем район мира договора расположен в самом исламском государстве, где ряд правителей заключают соглашения (договоры) с немусульманскими сообществами в отношении земельного налога, исчисляемого не на основе подушной подати, поскольку он не входят в мир ислама. В соответствии с договорами исламское государство обеспечивает выполнение положений данных договоров этими сообществами. Взамен мусульмане обязуются защищать их и покровительствовать им.

Некоторые юристы-теологи считают, что не существует мира договора, а есть только мир ислама и мир войны, потому что люди, находящиеся под договором, заключив его, становятся зиммиями (иудеи и христиане, находящиеся под защитой мусульман) и тем самым входят в мир ислама. Другая группа юристов-теологов считает, что мир договора существует при условии, что власть в нем находится в руках невраждебных или примирившихся лиц.

Иногда различают также мир еретиков (хариджиты, раскольники) и мир распутства (как правило, это неверующие, атеисты, многобожники, коммунисты и проч.).

То есть согласно исламу мир состоит из неравных по своему статусу частей, участвующих в международном общении.

Такое деление мира сформулировано на основании положений Корана, поскольку в нем допускается деление мусульманской общины на различные государства, а также содержится указание относительно наличия различных государств. Таким образом, возникает вопрос только о юридическом равенстве (или неравенстве) между мусульманскими и немусульманскими государствами и характере их взаимоотношений. Эти и связанные с ними вопросы в мусульманской религиозно-правовой доктрине решаются на основе единственного условия — признания сторонами единобожия. По единому мнению мусульманских юристов следует считать, что государство согласно мусульманскому международному праву не имеет права претендовать на юридическое равенство, если оно не обладает определенной степенью цивилизации, то есть если его цивилизация не принимает форму идеи единства Бога. Это концепция не соответствует реалиям современных международных отношений. Считается, что нормы мусульманского права должны быть общеобязательными, поскольку они вытекают из божественных установлений. Правовые нормы сочетаются также с нормами морали, хотя для некоторых правовых систем мораль является внеправовой категорией. Внутри мусульманской общины мораль, право и религия неразделимы. Согласно исламским правоведам неотъемлемой обязанностью мусульманского государства является распространение ислама. Однако не существует подтверждения положения о том, что распространение ислама должно вестись силой и разрешение сражаться не имеет императивной связи с проповедованием ислама.

Следует отметить, что применение указанных положений исламской доктрины международного права с каждым годом все сложнее и сложнее, поскольку государства при проведении внешней политики вынуждены считаться с военно-политическим соотношением сил и тенденциями его изменений и развития.

Особого внимания в последнее время заслуживает развитие мусульманского права в экономической сфере, свидетельством которому является появление Кодекса международной деловой этики для христиан, мусульман и евреев (Амман, Иордания, 1993 г.), Типового исламского делового кодекса, согласно которому действия, совершаемые в указанной сфере, не могут выходить за рамки законов шариата, положения о деловой этике американского финансового дома «Ла риба» (на основе шариата, но с учетом законов правительства США).

Довольно интересна позиция мусульманского права в отношении прав человека, нашедшая воплощение в таких документах, как Всеобщая исламская декларация прав человека, принятая 19 сентября 1981 г., согласно которой принципы шариата подтверждаются беспрекословными и соблюдение их должно быть неукоснительным, а решения в этой области можно оспаривать даже против государственных властей. Подобные положения зафиксированы в Каирской декларация по правам человека в исламе, 1990 г. Превосходство мусульманского права, а точнее шариата, подтверждено в Этическом кодексе Исламской конференции, Исламском информационном кодексе этики, 1991 г., Дакарской декларации 1991 г.

Особая роль современного мусульманского права проявляется в многочисленных международных межправительственных и региональных организациях и структурах, системообразующим фактором которых является принадлежность субъектов правоотношений к исламу.

О.О. Хохлышева,
д.и.н., к.ю.н., профессор,
заведующая кафедрой мировой политики и
международного права ННГУ им. Н.И. Лобачевского
(Н.Новгород)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/765/">ISLAMRF.RU: Правовое регулирование международных отношений в исламе</a>